Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 18.01.2016 |
Дата решения | 01.03.2016 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | (У)Чернышова Наталья Ивановна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | bd8a03f9-de77-3ac2-b088-4d9253918877 |
Судья Суюшова С.А. Дело № 33аа-66/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 01 марта 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Чернышовой Н.И.,
судей Товчигречко М.М., Шеховцовой Э.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 01 марта 2016 года по апелляционной жалобе представителя [СКРЫТО] М.Н. Жуковой О.А.
на решение Ессентукского городского суда Ставопольского края от 30 сентября 2015 года
по административному иску [СКРЫТО] М.Н. о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Ставропольскому краю (Межмуниципальный отдел по г.Ессентуки и Предгорному району) в государственной регистрации права собственности на земельный участок и возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] М.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Управления Росрееста по Ставропольскому краю в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В обосновании требований указал, что 16.07.2014 года заключен договор купли продажи земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. (…), в районе мини-рынка, площадью 200 кв.м. с кадастровым номером 26:30:050247:59.
С целью регистрации своего права собственности на земельный участок обратился в Управление Росреестра. В связи с отказом в регистрации, подал заявление в суд, указав, что принадлежащий ему земельный участок согласно кадастровому паспорту относится к категории земель населенных пунктов, а не к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, указание на то, что данный земельный участок является ограниченным в обороте ничем не подтверждено.
Просил суд признать незаконным отказ в регистрации, возложить на Межмуниципальный отдел по г.Ессентуки и Предгорному району обязанность устранить допущенное нарушение путем регистрации права собственности на земельный участок.
Решением Ессентукского городского суда Ставопольского края от 30 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель [СКРЫТО] М.Н. – Жукова О.А. просит решение отменить и принять по делу новое решение. Полагает решение необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом обстоятельств, несоответствием выводов суда, изложенным в решении обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Возражения на жалобу не поступили.
В судебное заседание явилась представитель Управления Росреестра по Ставропольскому краю Печкурова Е.В.
[СКРЫТО] М.Н., Жукова О.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки, администрации г.Ессентуки, Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ессентуки, межмуниципального отдела по г.Ессентуки в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении дела не просили.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Росреестра по СК Печкурову Е.В.., просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г ) предусматривает в статье 4, что каждое государство - сторона настоящей Конвенции признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, является основной задачей.
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 от 29 октября 1982 г. "Всемирная хартия природы" отражено: Генеральная Ассамблея заявила о своей убежденности в том, что те блага, которые можно получить от природы, зависят от сохранения естественных процессов и от разнообразия форм жизни и что эти блага оказываются под угрозой в результате чрезмерной эксплуатации и разрушения природных сред обитания. Она признала необходимость принятия надлежащих мер на национальном и международном уровнях для защиты природы и содействия международному сотрудничеству в этой области. Человек может своими действиями или их последствиями видоизменить природу и исчерпать ее ресурсы, и поэтому он должен в полной мере сознавать насущную необходимость сохранения равновесия и качества природы и природных ресурсов. Эти принципы сохранения природы применяются ко всем частям земной поверхности, суше или море; особая защита должна обеспечиваться уникальным районам.
Конституция Российской Федерации в статье 42, развивая международное принципы и нормы, предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Статья 58 Конституции провозглашает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается проводимыми государством мерами по охране окружающей среды, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.
Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ и многих других нормативных правовых актах РФ.
Основные направления экологической политики России определены Указом Президента РФ от 04.02.1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".
Конституция РФ ст. 55 предусматривает, что права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в предусмотренных случаях.
Иное толкование данной нормы закона, как невозможность вообще ограничения прав, недопустимо, т.к. в мире и стране должны соблюдаться законы, защищаться интересы неопределенного круга лиц, а также требования об охране окружающей среды, иные, провозглашенные нормы.
Таким образом, все принимаемые решения, в том числе передача участка в собственность, должны анализироваться с точки зрения охраны окружающей среды, как возможности дальнейшего развития и существования различных регионов мира.
На территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, акты органов местного самоуправления по данным вопросам.
В соответствии с Федеральным Законом 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам охраны окружающей природной среды отнесены в том числе: земли, недра, почвы; особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, лечебно- оздоровительные местности и курорты.
В подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определены в качестве основополагающих принципов земельного законодательства: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на.землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
В развитие, закрепленного в подпункте 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ определено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Таким образом, земельные отношения имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.В пункте 3 этой же статьи 3 Земельного кодекса РФ закреплено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 1 указанного федерального закона земля является компонентом природной среды, природным ресурсом, вовлеченным в хозяйственный оборот. Охраной окружающей среды признается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земля является объектом охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых, природных территорий.
Пункт 2 данной статьи предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункты 3, 4 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусматривают, что земли курортов отнесены к особо охраняемым природным территориям, полномочиями по определению их границ и режимов наделено Правительство Российской Федерации.
Указом Президента РФ «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» от 7 марта 1992 года № 309 (в ред. Указа Президента РФ от 03.02.2012 N 138), району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства РФ «Об особо охраняемом эколого- курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах» от 6 июля 1992 года № 462 регион Кавказских Минеральных Вод признан федеральным курортом.
Постановлением Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».
Границы курорта Ессентуки установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 года № 300.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историческое значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В силу Федерального закона «О природных, лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ (с изменениями и дополнениями), для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие) устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ.
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 30.12.2013.
Частью 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ предусмотрено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Данным законом не внесены изменения в ст. ст. 15, 27 ЗК РФ, не признаны утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах», от 17.01.2006 № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах», Постановление Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».
На основании п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации (от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» режим второй зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно- курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
Статья 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, спорный земельный участок находится в пределах границ курорта федерального значения и по сведениям кадастрового учета расположен во второй зоне округа санитарной охраны города-курорта федерального значения Ессентуки, что отражено в кадастровом паспорте земельного участка.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В ст. 20 данного закона определены случаи, когда может быть отказано в государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу положений ст. 20 закона, спорный участок не может быть предоставлен в собственность.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку сводятся к несогласию с судебным решением, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Вынесенное по делу решение соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, при его вынесении не допущено, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставопольского края от 30 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: