Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 20.10.2016 |
Дата решения | 22.11.2016 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Брянский Вадим Юрьевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 2c7032f2-98c5-35a7-aeed-2111b298a23f |
Судья Чулков В.Н. Дело № 33аа - 1025/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 22 ноября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Брянского В.Ю., Шеховцовой Э.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе представителя административных истцов Рудомановой Инны Владимировны, дополнениям к ней административного истца [СКРЫТО] С.А. на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 11 августа 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Александра Владимировича, [СКРЫТО] Сергея Александровича, [СКРЫТО] Елены Александровны к Межмуниципальному отделу по Буденновскому и Новоселицкому району Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании действий государственного органа.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] Е.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Межмуниципальному отделу по Буденновскому и Новоселицкому району Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании действий государственного органа.
В обоснование иска административные истцы указали, что в январе 2016 года в Буденновский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю поступил на государственную регистрацию договор аренды земельного участка, площадью 101 718 000 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, заключенный между участником долевой собственности – Ш.Г.А., уполномоченной действовать от имени других участников долевой собственности, и ЗАО СХП «Русь».
29 января 2016 года государственная регистрация договора аренды приостановлена, главе администрации муниципального образования Орловского сельсовета Лысенко В.Е. направлено письмо о предоставлении списка лиц, голосовавших против заключения договоров аренды, поскольку их земельные доли должны остаться не обремененными договором аренды.
03 февраля 2016 года администрацией муниципального образования Орловского сельсовета дан ответ о невозможности предоставить такой список в связи с его отсутствием. Несмотря на это, в нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» договор аренды земельного участка был зарегистрирован. Согласно выписке в ЕГРП значится земельный участок площадью 97 740 000 кв.м., следовательно зарегистрировано право аренды на земельный участок, который с такими характеристиками, в частности площадью, не существует.
Административные истцы полагают, что при наличии существенных противоречий в площади земельного участка, государственный регистратор должен был отказать в государственной регистрации договора аренды. Незаконные действия государственного регистратора нарушает права административных истцов на частную собственность, поскольку они являются долевыми собственниками земельного участка.
Административные истцы просили суд: признать недействительным и отменить решение Буденновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о государственной регистрации 04 февраля 2016 года № <…> договора аренды от 18 января 2016 года на объект недвижимого имущества, земельный участок, КН/УН: 26:20:000000:302, расположенный по адресу Ставропольский край, Буденновский район, в границах землепользования ЗАО СХП «Русь»;
исключить из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации № <…>, внесенную на указанный объект недвижимого имущества;
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 11 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе с дополнениями к ней представитель административных истцов Рудоманова И.В., [СКРЫТО] С.А. выражают несогласие с решением суда, просят его отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Считают, что решение суда является незаконным и необоснованным, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
[СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] Е.А., их представитель Детистова Н.В. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Межмуниципального отдела по Буденновскому и Новоселицкому району Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ЗАО СХП «Русь» в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями к ней, выслушав представителя административных истцов Саппа Г.П., поддержавшую доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, в полном объеме, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно части 8 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» решения принимаются общим собранием открытым голосованием.
Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.
В силу положений части 1 и пункта 5 части 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско - правового сообщества.
В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости(за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Из указанных положений закона следует, что изменение площади ранее учтенного земельного участка, не влечет его снятие с кадастрового учета и изменение его кадастрового номера.
Как установлено судом, [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] Е.А. принадлежит по 4/3988 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок для сельскохозяйственного производства, площадью 10171,80 га, с кадастровым номером 26:20:000000:302-kraj-stavropolskij-r-n-budennovskij-v-granicah-zemlepolzovaniya-zao-shp-rus/" title="Открыть объект 26:20:0:0302 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">26:20:0:0302, расположенный в границах землепользования ЗАО СХП «Русь», Буденновский район, Ставропольский край, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 26:20:000000:0302, площадью 101 718 000 кв.м., состоявшегося 29 декабря 2015 года, большинством голосов из числа зарегистрировавшихся участников долевой собственности (542 участника) принято решение о заключении нового договора аренды земельного участка (за-352 участника, против-156 участников, воздержалось-34 участника). На данном собрании Ш.Г.А. избрана уполномоченным лицом для подписания договора аренды земельного участка от лица участников долевой собственности.
В протоколе общего собрания участников долевой собственности от 29 декабря 2015 года не содержится сведений о том, что [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] Е.А. голосовали против заключения договора аренды, а также в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации требовали внести запись в протокол о своем голосовании против.
Сведений о том, что протокол общего собрания участников долевой собственности кем – либо оспорен, не представлено.
18 января 2016 года между участником долевой собственности на земельный участок, уполномоченным действовать от имени других участников долевой собственности, Ш.Г.А. и ЗАО СХП «Русь» в лице генерального директора Алимова А.В. заключен договор аренды, сроком на 35 лет, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:20:000000:302, площадью 1017180000 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Буденновский район в границах землепользования ЗАО СХП «Русь».
Сведений о том, что указанный договор аренды земельного участка кем – либо оспорен и признан незаконным не имеется.
Договор аренды предоставлен на регистрацию в Буденновский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
29 января 2016 года государственным регистратором Буденновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю П.А.И. в ЗАО СХП «Русь» направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации договора аренды по причине поступления заявлений от Д.Н.А., Детистовой Н.В. и [СКРЫТО] Е.А. в связи с их несогласием с условиями договора аренды и протоколом собрания, и необходимостью истребования из органа местного самоуправления сведений о лицах, голосовавших против заключения договора аренды и требовавших внести запись об этом в протокол.
03 февраля 2016 года из администрации муниципального образования Орловского сельсовета Буденновского района в Буденновский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю направлено письменное сообщение о том, что никто из участников долевой собственности в ходе проведения общего собрания участников долевой собственности земельных участков не потребовал внесения в протокол сведений о лицах, голосовавших против принятия решения собранием.
04 февраля 2016 года проведена государственная регистрация договора аренды от 18 января 2016 года.
Из выданных административным истцам свидетельств о государственной регистрации права и договора аренды земельного участка следует, что объектом регистрации является один и тот же участок с кадастровым номером 26:20:000000:302 площадью 10171,80 га в границах землепользования ЗАО СХП «Русь».
В обосновании своих доводов, административные истцы ссылаются на выписки из единого государственного реестра прав от 07 июня 2016 года, выданных другим участникам долевой собственности С.Л.M. и С.Н.М., из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:20:000000:302 имеет площадь 97740000 кв.м.
Таким образом, при регистрации договора аренды от 18 января 2016 года отсутствовали предусмотренные частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основания для отказа в государственной регистрации прав.
Об осведомленности административных истцов о передаче договора аренды на регистрацию в Буденновский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю свидетельствует уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с поступившим 28 января 2016 года заявлением [СКРЫТО] Е.А. о несогласии с условиями договора аренды и протоколом собрания. Обжалуемые действия были совершены государственным регистратором 04 февраля 2016 года. С административным исковым заявлением Р.А.В., [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] Е.А. обратились в суд 04 июля 2016 года, за пределами установленного процессуального срока, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 11 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: