Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 20.04.2020 |
Дата решения | 04.08.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Шеховцова Элеонора Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 05678853-3f7f-3d09-96e2-c1a8ed172d26 |
Судья Емельянова Т.М. Дело № 33а-577/2020
26RS0001-01-2019-016965-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 04 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,
судей Болотовой Л.А., Кострицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Шабельского М.А.
на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 31 января 2020 года по административному иску Шабельского М.А. к Избирательной комиссии Ставропольского края об оспаривании решения и действий избирательной комиссии Ставропольского края,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.,
установила:
Шабельского М.А. обратился в суд с административным иском к административному ответчику - Избирательной комиссии Ставропольского края об оспаривании решения и действий избирательной комиссии Ставропольского края.
В обоснование заявленных требований, Шабельского М.А. указывает на то, что в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 24 сентября 2019 года № 101/876-6 «О сборе предложений по кандидатурам в состав Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводился сбор предложений по кандидатурам для назначения членами Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края.
ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию Ставропольского края было подано предложение по кандидатуре в состав МИК при ИК СК от Ставропольского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» - которым в состав предложен студент 4 курса «Юриспруденция» - Шабельского М.А., и приложено согласие на назначение в состав МИК при ИК СК - от Шабельского М.А.
В предложении по кандидатуре в состав МИК при ИК СК содержалась вся необходимая информация о кандидатуре Шабельского М.А., в частности, информация о дате рождения, об опыте работы в избирательной комиссии (член участковой избирательной комиссии № <адрес> с правом решающего голоса), справка с места учебы.
Ограничения, предусмотренные пунктом 6.5 Положения о Молодежной избирательной комиссии при избирательной комиссии Ставропольского края, утвержденные Постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № относительно предложенного кандидата Шабельского М.А. отсутствуют.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в городе <адрес> на территории государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Молодежный многофункциональный патриотический центр «Машук», где проводился XVI <адрес>вой лагерь студенческого актива «Лидеры Ставрополья. XXI век».
ДД.ММ.ГГГГ на его мобильный телефон поступил телефонный звонок, в ходе разговора была получена информация о том, что ДД.ММ.ГГГГ (завтра), в 11 часов будет проводиться заседание по вопросу формирования Молодежной избирательной комиссии при Избирательной комиссии Ставропольского края, и необходимо явиться на час раньше, к 10 часам 00 минут на собеседование, на что им было сообщено, что он находится в <адрес>», и не сможет явиться. Ему сообщили, что, попробуют разобраться в его отсутствие.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Избирательной комиссии Ставропольского края было принято Постановление № «О формировании Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края нового состава».
В приложении к выше упомянутому постановлению находится сформированный новый состав МИК при ИК СК, в котором предложенный кандидат Шабельского М.А. - отсутствует.
С данным составом МИК при ИК СК нельзя согласиться, так как предложенная кандидатура Шабельского М.А. имеет безусловные преимущества над некоторыми назначенными членами МИК при ИК СК.
О принятом решении он уведомлен не был. Считает, что данное решение затрагивает его гражданские и конституционные права и законные интересы, нарушает принцип справедливости.
ДД.ММ.ГГГГ им в адрес Избирательной комиссии Ставропольского края было направлено обращение по данному вопросу. ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте был получен ответ на обращение, содержащий разъяснения, что проводилось собеседование, на которое он не явился, что за его кандидатуру проголосовало только 2 члена ИК СК с правом решающего голоса из 9 присутствующих, и что для назначения необходимо большинство голосов от присутствующих членов, а именно 5 и более.
Согласно Положению о МИК при ИК СК - Молодежная избирательная [СКРЫТО] Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края является постоянно действующим органом при избирательной комиссии Ставропольского края, создаваемым с целью содействия избирательной комиссии Ставропольского края в деятельности по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей и устанавливает, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края обязана назначить членом Молодежной избирательной комиссии кандидатуру, представленную региональным отделением политической партии, выдвинувшей кандидатов, списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Думе Ставропольского края, если предложенная кандидатура не попадает под ограничения, указанные в пункте 6.5. Положения о МИК при ИК СК.
Пункт 6.5 Положения о МИК при ИК СК закрепляет, что членами Молодежной избирательной комиссии не могут быть: члены молодежного парламента (Молодежной палаты) Ставропольского края; кандидаты в члены Молодежного парламента Ставропольского края; депутаты Думы Ставропольского края, органов местного самоуправления, выборные должностные лица; кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений.
Данное положение не содержит правовых норм о процессе и процедуре формирования МИК, в частности: не содержит норм о проведении собеседования с кандидатами и не содержит критериев выбора членов среди предложенных кандидатур, также как и списка преимуществ.
Применяя аналогию права, считает необходимым применять положения Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» а именно положения о формировании избирательных комиссий (ст.ст. 22-27), которые имеют императивный характер, и по большей части совпадают с нормами Положения.
В частности, ни нормами Положения о МИК при ИК СК, ни нормами ФЗ «Об избирательных гарантиях», проведение каких-либо собеседований и дополнительных очных отборов с голосованием за каждого предложенного кандидата не предусмотрено.
Считает, что данные действия направлены на ущемление его прав предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Уставом Ставропольского края.
Считает что, решение (Постановление № 103/889-6 «О формировании Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края нового состава») и действия (ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ №), не соответствуют положениям Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», нормам Положения МИК при ИК СК.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 31 января 2020 года отказано Шабельского М.А. в удовлетворении исковых требований к Избирательной комиссии Ставропольского края о признании незаконным и отмене в полном объеме решения Избирательной комиссии Ставропольского края, выраженное в Постановлении избирательной комиссии Ставропольского края № «О формировании Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края нового созыва» с приложением к нему.
Отказано Шабельского М.А. в удовлетворении исковых требований к Избирательной комиссии Ставропольского края, о признании незаконными действий Избирательной комиссии Ставропольского края, выраженных в ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ №.
Отказано Шабельского М.А. в удовлетворении исковых требований к Избирательной комиссии Ставропольского края о возложении обязанности на Избирательную комиссию Ставропольского края обязанности по устранению нарушенных прав Шабельского М.А. и иного неопределенного круга лиц.
Отказано Шабельского М.А. в удовлетворении исковых требований к Избирательной комиссии Ставропольского края о возложении обязанности на Избирательную комиссию Ставропольского края по проведению нового формирования состава Молодежной избирательной комиссии при избирательной комиссии Ставропольского края.
В апелляционной жалобе административный истец Шабельского М.А. просит решение отменить полностью и принять по административному делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Судом первой инстанции не дана оценка доводу о необходимости применения положений Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и при вынесении решения по делу положения данного Федерального закона применены не были.
Не согласен с выводом суда первой инстанции о несостоятельности утверждения Шабельского М.А. о преимуществе над некоторыми кандидатами, кроме того, обоснование данного вывода суда в решении отсутствует.
В решении суда отсутствует какая-либо правовая мотивировка своей позиции, в том числе решение суда вынесено без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в связи, с чем приходит к выводу, что решение суда первой инстанции - немотивированное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Судом в решении допущена техническая опечатка, в резолютивной части решения суда указано: «руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ», вместо указания на статьи 175- 180 КАС РФ.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав Шабельского М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Избарательной комиссии Ставропольского края Боброву М.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Приложению № к постановлению Избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №, утверждено Положение о молодежной избирательной комиссии Ставропольского края, при Избирательной комиссии Ставропольского края.
В соответствии с п.п. 1-3 Положение о молодежной избирательной комиссии Ставропольского края, при избирательной комиссии Ставропольского края, молодежная избирательная [СКРЫТО] Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края является постоянно действующим органом при избирательной комиссии Ставропольского края, создаваемым с целью содействия избирательной комиссии Ставропольского края в деятельности по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей и формированию их активной гражданской позиции, а также для формирования резерва составов избирательных комиссий Ставропольского края. Молодежная избирательная [СКРЫТО] осуществляет свою деятельность на общественных началах в соответствии с настоящим Положением. Основными задачами Молодежной избирательной комиссии являются: содействие избирательной комиссии Ставропольского края в проведении мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей; реализация инновационного потенциала молодых граждан в интересах развития общества и развития самих молодых граждан; создание условий для участия молодых граждан в избирательном процессе; становление активной гражданской позиции молодых граждан, их правовое воспитание.
Согласно п. 2 Положения, молодежная избирательная [СКРЫТО] формируется в составе 14 членов комиссии. Формирование Молодежной избирательной комиссии осуществляется избирательной комиссией Ставропольского края. Правом выдвижения кандидатов в состав Молодежной избирательной комиссии обладают: избирательная [СКРЫТО] Ставропольского края; региональные отделения политических партий, зарегистрированные на территории Ставропольского края; высшие учебные заведения, осуществляющие свою деятельность на территории Ставропольского края; краевые молодежные организации и молодежные общественные объединения, зарегистрированные на территории Ставропольского края; территориальные избирательные комиссии, сформированные на территории Ставропольского края.
[СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края обязана назначить членом Молодежной избирательной комиссии кандидатуру, представленную региональным отделением политической партии, выдвинувшей кандидатов, списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Думе Ставропольского края, если предложенная кандидатура не попадает под ограничения, указанные в пункте 6.5 настоящего Положения. Уполномоченные органы, указанные в пункте 2.3 настоящего Положения, направляют в избирательную комиссию Ставропольского края: предложение по кандидатуре в состав Молодежной избирательной комиссии по форме, установленной приложением 1 к настоящему Положению; копий документов, подтверждающие указанные в предложении сведения: документа, подтверждающего сведения об образовании (с указанием наименования оконченного учебного заведения, для студента - высшее учебное заведение, будущая специальность); документа, подтверждающего сведения о месте работы, занимаемой должности или роде занятий; документа, подтверждающего сведения о принадлежности к политической партии, иному общественному объединению; в случае принятия решения о предложении кандидатуры в состав Молодежной избирательной комиссии коллегиальным органом - решение (выписка из протокола) уполномоченного коллегиального органа; письменное согласие кандидата в члены Молодежной избирательной комиссии по форме, установленной приложением 2 к настоящему Положению.
Срок формирования Молодежной избирательной комиссии первого состава составляет не позднее чем через 60 дней со дня утверждения настоящего Положения. Формирование Молодежной избирательной комиссии следующего состава должно быть завершено не позднее чем за 10 дней до истечения срока полномочий Молодежной избирательной комиссии предыдущего состава. Срок приема предложений по составу Молодежной избирательной комиссии составляет не более 30 дней со дня доведения информации о ее формировании путем размещения на сайте избирательной комиссии Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из протокола заседания Избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № о формировании Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края нового состава в количестве 14 членов, поступили предложения по 16 кандидатурам для назначения в состав Молодежной избирательной комиссии, из которых 3 кандидатуры предложены региональными отделениями политических партий и в соответствии с пунктом 2.4 Положения о Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, обязательны к назначению в состав Молодежной комиссии. Был рассмотрен вопрос о назначении 11 кандидатур Молодежной избирательной комиссии в порядке рейтингового голосования. Из 14 членов комиссии, присутствовало 9 человек.
Утвержден Порядок проведения рейтингового голосования по кандидатурам для назначения членов Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края (прилагается) (голосовали: «За» - 9 чел.; «Против»- 0 чел.).
Как следует из результатов рейтингового голосования по кандидатурам для назначения членов Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края, Шабельского М.А. получил 2 голоса из 9, и Д.С.И. получил 2 голоса из 9. Остальные 11 кандидатов, получили 9 голосов из 9. Было принято постановление избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из Постановления избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с положением о Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края, было принято решение о формировании Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края в количестве 14 членов комиссии, назначив в ее состав лиц, согласно приложению к постановлению.
Согласно приложению к данному постановлению, Шабельского М.А. не вошел в состав Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края.
В соответствии с Регламентом избирательной комиссии Ставропольского края, утвержденным постановлением ИКСК от ДД.ММ.ГГГГ №, ИК СК состоит из 14 членов ИК СК с правом решающего голоса. Ее заседание является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов ИК СК с правом решающего голоса. Все решения ИК СК принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием и оформляются постановлениями ИК СК или выписками из протокола заседания ИК СК. При этом тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Ставропольского края либо по решению ИК СК, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих членов ИК СК с правом решающего голоса, (часть 1 статьи 16, части 1 и 3 статьи 17 Регламента).
Разрешая требования Шабельского М.А. по существу, суд первой инстанции, исходя из указанных выше обстоятельств, правомерно пришел к выводу о том, что решение Территориальной избирательной комиссии, выраженное в Постановлении избирательной комиссии Ставропольского края № «О формировании Молодежной избирательной комиссии Ставропольского края при избирательной комиссии Ставропольского края нового созыва» является законным.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, при этом все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в судебном постановлении.
Проверяя обоснованность оспариваемого Постановления избирательной комиссии Ставропольского края №, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что оспариваемое постановление не нарушает прав, свобод и законных интересов Шабельского М.А., по существу и порядку его принятия соответствует требованиям действующего законодательства.
Результаты голосования определены большинством голосов от числа присутствующих членов ИКСК с правом решающего голоса. Данное заседание являлось правомочным, поскольку на нем присутствовало большинство от установленного числа членов ИКСК с правом решающего голоса (9 из 14). В связи с тем, что за кандидатуру Шабельского М.А. проголосовало 2 члена ИКСК с правом решающего голоса из 9 присутствовавших на заседании, кандидат Шабельского М.А. не был включен в состав Молодежной избирательной комиссии.
Доводы жалобы Шабельского М.А. о том, что его кандидатура имеет преимущества над некоторыми назначенными членами Молодежной избирательной комиссии, не могут являться основанием для признания постановления избирательной комиссии Ставропольского края № незаконным.
Судебная коллегия находит также правильными выводы районного суда об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действий, выраженных в ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 31 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Шабельского М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи