Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 08.02.2021 |
Дата решения | 09.03.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Кострицкий Вячеслав Анатольевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 53f2ce23-503e-321d-af74-3e472b00864a |
Судья Демин А.Н. Дело №33а-313/2021
УИД-26RS0030-01-2020-003213-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 9 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,
судей Кострицкого В.А. и Болотовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ставропольскому краю к Б.С.В. о взыскании обязательных налоговых платежей
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Б.С.В. – Б.Ю.А, на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 02 декабря 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кострицкого В.А., объяснения административного ответчика Б.С.В.. и его представителя Б.Ю.А, подержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по Ставропольскому краю (далее – МИФНС России №10 по СК) обратилась в суд с административным иском к Б.С.В. о взыскании обязательных платежей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик Б.С.В. является собственником следующих транспортных средств: легкового автомобиля <данные изъяты> г/н № 2013 года выпуска, дата возникновения права 10 июля 2019 года; легкового автомобиля <данные изъяты> г/№, 2007 года выпуска, дата возникновения права 21 апреля 2016 года; легкового автомобиля <данные изъяты> г/н №, 1996 года выпуска, дата возникновения права 18 октября 2011 года; легкового автомобиля <данные изъяты> г/н №, 1999 года выпуска, дата регистрации права 25 января 2014 года, дата прекращения права 13 сентября 2017 года; легкового автомобиля <данные изъяты> <данные изъяты>, г/н № 2007 года выпуска, дата регистрации права 10 марта 2018 года, дата прекращения права 30 апреля 2019 года.
Административный ответчик Б.С.В. также является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, и жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Кроме того административному ответчику на праве собственности принадлежат земельные участки под названными объектами капитального строительства, а именно: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
В нарушение положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность уплате транспортного налога, налога на имущество физического лица и земельного налога. Административным истцом в адрес должника направлялись соответствующие уведомления об уплате налоговой задолженности по каждому из приведенных налоговых обязательств с указанием суммы налогов подлежащих уплате в бюджет и срока их уплаты. В связи с неисполнением требований по уплате налоговой задолженности инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 4 Шпаковского района Ставропольского края 22 мая 2020 года вынесен судебный приказ № № с Б.С.В. взыскана налоговая задолженность в размере 49 672,18 рублей, а также государственная пошлина в размере 845,08 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № 4 Шпаковского района Ставропольского края от 2 июля 2020 года названный судебный приказ отменен. Сумма задолженности по налогам и пени до настоящего времени в бюджет не уплачена.
Административный истец МИФНС России № 5 по Ставропольскому краю просил взыскать с административного ответчика Б.С.В. налог на имущество физических лиц, пеню по налогу на имущество физических лиц, транспортный налог, пеню по транспортному налогу с физических лиц земельный налог с физических лиц; пеню по земельному налогу в общей сумме 49 672,18 рублей. Возложить на административного ответчика обязанность по уплате государственной пошлины.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 2 декабря 2020 года удовлетворены административные исковые требования МИФНС России №10 по Ставропольскому краю, с Б.С.В. пользу административного истца взысканы: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 261,00 рублей; пеня по налогу на имущество физических лиц, в размере 3,13 рублей; транспортный налог в размере 48037 рублей; пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 575,64 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 786, рублей; пеня по земельному налогу в размере 9,41 рублей, а также государственная пошлина в размере 400 рублей.
Не согласившись с постановленным судебным решением в части взыскания транспортного налога, представитель административного ответчика Б.С.В. – Б.Ю.А, обратилась с апелляционной жалобой на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 2 декабря 2020 года, в которой указывает, что в 2017 году автомобиль <данные изъяты>, г/н №, 1996 года выпуска продан ее доверителем - Г.Я.Ю. что подтверждается договором купли-продажи от 25 января 2017 года, в связи с чем, сумма транспортного налога в размере 46 512 рублей и пени 469,60 рублей взысканию с [СКРЫТО] С.В. не подлежат. Просит названное решение суда первой инстанции в части взыскания транспортного налога отменить, приняв по делу новое решение, которым в удовлетворении требований в указанной части отказать.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу представитель административного истца МИФНС России №10 по Ставропольскому краю Р.Ю.В. просит решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 2 декабря 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения, указывает на отсутствие фактов необоснованного обращения налогового органа в суд. Полагает, что административным истцом надлежащим образом исполнены обязанности по своевременному начислению налога, а также направлению в адрес должника налоговых уведомлений и требований.
Административный истец Б.С.В. представитель административного ответчика МИФНС России №10 по Ставропольскому краю, извещенный о слушании административного дела по апелляционной жалобе надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении слушания не ходатайствовали.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени по транспортному налогу с физических лиц, земельному налогу с физических лиц и пени по земельному налогу в общей сумме 49 672,18 рублей за 2018 год, что доказательств исполнения обязанности по уплате исчисленных сумм налогов и пени налогоплательщиком не представлено, срок на обращение в суд с административным иском не пропущен, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Как определено в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно статье 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Пунктом 1 статьи 403 НК РФ регламентировано, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 409 НК РФ определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ.
По смыслу статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Как следует из материалов дела за ответчиком зарегистрированы (были зарегистрированы) транспортные средства: <данные изъяты>, г/н №, 2013 года выпуска, дата возникновения права 10.07.2019 г.; <данные изъяты>, г/н №, 2007 года выпуска, дата возникновения права 21.04.2016; <данные изъяты> г/н №, 1996 года выпуска, дата возникновения права 18.10.2011 г., дата прекращения права 03.04.2013 г.; <данные изъяты>, г/н № 1999 года выпуска, дата регистрации права 25.01.2014 года, дата прекращения права 13.09.2017 года.; <данные изъяты>, г/н №, 2007 года выпуска, дата регистрации права 10.03.2018 года, дата прекращения права 30.04.2019 г.
Кроме того, на 2018 год на имя Б.С.В. были зарегистрированы на праве собственности земельные участки по адресу: <адрес> кадастровый номер №, и земельный участок с кадастровым номером 26:29:080298:62, расположенный по адресу: <адрес>
Из материалов дела также следует, что Б.С.В. на праве собственности принадлежал жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадь 133,80 кв.м., дата регистрации права 18.09 2015, дата утраты права 21.12.2015; жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадь 86,60 кв.м, дата регистрации права 04.02.2016.
Учитывая это имущество, в адрес административного ответчика 10.07.2019 налоговым органом было направлено налоговое уведомление №32829775 об уплате транспортного налога, с указанием суммы налога подлежащей уплате в бюджет в размере 48037 рублей, земельного налога, с указанием суммы налога подлежащей уплате в бюджет в размере 786 рублей, налога на имущество физических лиц, с указанием суммы налога подлежащей уплате в бюджет в размере 261 рубль, со сроком уплаты налогов до 02.12.2019 за 2018 год.
В связи с неисполнением налогоплательщиком своей обязанности, в его адрес было направлено требование об уплате налогов от 29.01.2020 №3473 в размере 49 084 рубля и пени в размере 588,18 рублей, в срок до 13.03.2020.
Факт получения вышеназванных документов (налогового уведомления и требования) Б.С.В. при рассмотрении дела не оспаривался, равно как и в суде апелляционной инстанции.
Поскольку указанные суммы налогов административным ответчиком оплачены не были административный истец обратился к мировому судье судебного участка №4 Предгорного района Ставропольского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] С.В. задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, а также налогу на имущество физических лиц.
22 мая 2020 года мировым судьей судебного участка № 4 Предгорного района Ставропольского края был вынесен судебный приказ №№ по заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю о взыскании с [СКРЫТО] С.В. задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также пени.
В связи с поступившими от должника Б.С.В. возражениями относительно исполнения данного судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка №4 Предгорного района Ставропольского края от 02.07.2020 года судебный приказ №2а- 196/2020 отменен.
Реализуя предоставленные в ч.3 ст.48 НК РФ полномочия налоговый орган в установленный законом срок обратился в Предгорный районный суд с административным исковым заявлением, оснований для отказа в удовлетворении которого судом не установлено.
При этом с доводами жалобы о том, что административным ответчиком в 2017 году произведено отчуждение транспортного средства <данные изъяты>, г/н № 1996 года выпуска, покупателю - Г.Я.Ю. что, по мнению автора жалобы, влечет признание требований налогового органа в этой части необоснованными, судебная коллегия не может согласиться.
Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 24 ноября 2008 года №1001, транспортные средства регистрируются за собственниками транспортных средств юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства.
Автомототранспортное средство, отчужденное на основании договора, должно быть снято с регистрационного учета со старого собственника на основании заявления нового собственника при обращении в регистрационное подразделение Госавтоинспекции для переоформления на свое имя в установленные Правилами сроки, при неисполнении указанных обязательств новым собственником - по заявлению прежнего собственника.
При этом исчисление транспортного налога в отношении прежнего собственника будет прекращено с месяца, следующего за месяцем снятия с регистрационного учета транспортного средства.
Таким образом, пока транспортное средство не снято с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является формальный, а не фактический владелец транспортного средства. Иные основания для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу) не установлены.
Поскольку материалами настоящего дела подтверждается, что административный ответчик не снял с регистрационного учета указанное транспортное средство при его отчуждении и не уплатил транспортный налог за 2018 год, суд первой инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что он не может быть освобожден от уплаты транспортного налога.
Не может прийти к иному выводу судебная коллегия и с учетом приобщенной в заседании апелляционного суда по ходатайству стороны административного ответчика копии налогового уведомления от 14.07.2018 №36954205, поскольку предметом настоящего дела является взыскание транспортного налога за 2018 год с учетом, направленного административному ответчику налогового уведомления №32829775 от 10.07.2019.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что суд, проверив расчет суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц, а также пени, произведенный налоговой инспекцией, применив вышеизложенные положения НК РФ, признал данный расчет правильным и взыскал недоимку по налогам и пени в указанном в исковом заявлении размере.
Данные выводы суда первой инстанции представляются судебной коллегии правильными, так как они основаны на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и представленных стороной административного истца доказательств, оценка которым дана судом в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.
По мотивам изложенного и, руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 2 декабря 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: