Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 17.01.2022 |
Дата решения | 08.02.2022 |
Категория дела | Дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы:об установлении административного надзора |
Судья | Пшеничная Жанна Алексеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 274b3c63-6185-381b-aaf8-af4924ef5d60 |
Судья Шевченко В.П. | Дело № 33а-267/2022Дело № 2а-3222/2021 УИД 26RS0010-01-2021-006061-22 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 8 февраля 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи судей при секретаре судебного заседания | Строчкиной Е.А., Кострицкого В.А. и Пшеничной Ж.А. Заболоцкой Г.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3222/2021 по административному иску Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю к Дашевскому Р.А. об установлении административного надзора,
по апелляционной жалобе административного ответчика Дашевского Р.А. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 11 ноября 2021 г., которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пшеничной Ж.А., изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю) обратилось в суд с иском об установлении административного надзора в отношении Дашевского Р.А., ссылаясь на то, что [СКРЫТО] Р.А. осужден приговором Советского районного суда Ставропольского края от 6 февраля 2017 г. по части 1 статьи 158 (3 эпизода), пункту «б» части 2 статьи 158, пункту «в» части 2 статьи 158, части 2 статьи 228, части 1 статьи 228, части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 18 октября 2019 г. [СКРЫТО] Р.А. переведен в колонию-поселение для дальнейшего отбытия наказания на неотбытый срок 2 года 1 месяц 17 дней.
Постановлением Курского районного суда Ставропольского края от 5 марта 2020 г. [СКРЫТО] Р.А. переведен в колонию строгого режима для дальнейшего отбытия наказания.
Начало срока отбытия наказания 6 февраля 2017 г., конец срок – 5 декабря 2021 г.
Обстоятельством, отягчающим ответственность Дашевского Р.А., согласно приговору Советского районного суда Ставропольского края от 6 февраля 2017 г. признан опасный рецидив преступлений.
20 января 2020 г. [СКРЫТО] Р.А. признан злостным нарушением установленного порядка отбытия наказания.
Ссылаясь на изложенные основания, административный истец просил суд установить в отношении Дашевского Р.А. административный надзор сроком восемь лет, а также установить в отношении него следующие административные ограничения: запретить пребывание в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью; запретить выезжать за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации по месту жительства или пребывания без разрешения МВД; обязать явкой в отдел МВД по месту жительства или пребывания два раза в месяц для регистрации.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 11 ноября 2021 г. заявленные требования удовлетворены, в отношении Дашевского Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен административный надзор сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в отдел МВД России по избранному месту жительства или пребывания, с возложением следующих административных ограничений: запретить пребывание в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью; запретить выезжать за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации – Советского городского округа Ставропольского края, без разрешения органа, осуществляющего административный надзор; обязать явкой в отдел МВД по месту жительства или пребывания два раза в месяц для регистрации.
В апелляционной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением суда от 23 декабря 2021 г., административный ответчик [СКРЫТО] Р.А. указывает, что судом грубо нарушены его конституционные права и свободы. Полагает, что суд повторно осудил его за то же преступление. Суд не обосновал, для каких конституционных целей он устанавливает административный надзор. Суд не принял во внимание его пояснения.
Просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель административного истца ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю, административный ответчик [СКРЫТО] Р.А. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе путем размещения информации на сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, каких-либо ходатайств, заявлений об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Ледовской Н.В., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Из положений пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Пунктом 1 части 3 статьи 3 этого же Федерального закона предписано, что в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется для лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Принимая решение по существу заявленных административных исковых требований ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона № 64-ФЗ, исходил из того, что [СКРЫТО] Р.А. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, осужденным за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем требования подлежат удовлетворению.
Давая оценку оспариваемому судебному акту, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального и процессуального права, их регулирующих.
Из материалов дела следует, что приговором Советского районного суда Ставропольского края от 6 февраля 2017 г. [СКРЫТО] Р.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 158 (3 эпизода), пункту «б» части 2 статьи 158, пункту «в» части 2 статьи 158, части 2 статьи 228, части 1 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации Дашевскому Р.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком 4 года 10 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Совершенное Дашевским Р.А. преступление, предусмотренное частью 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся к категории тяжких, согласно статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельством, отягчающим ответственность Дашевского Р.А., согласно приговору Советского районного суда Ставропольского края от 6 февраля 2017 г. признан опасный рецидив преступлений.
Помимо изложенного, постановлением врио начальника ФКУ ИК-6 Болотаева А.З. от 20 января 2020 г. [СКРЫТО] Р.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что для предупреждения совершения Дашевским Р.А. новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении Дашевского Р.А. административного надзора сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений, указанных в судебном решении.
Срок административного надзора и порядок его исчисления установлен верно – восемь лет, который равен сроку погашения судимости за тяжкие преступления, что соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 5 вышеназванного Федерального закона, а также пункту «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам административного ответчика, установление административного надзора согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 2876-О, от 19 июля 2016 г. № 1675-О и другие).
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Выбор административных ограничений в отношении Дашевского Р.А. в решении суда мотивирован и не носит произвольного характера, установленные ограничения соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ и являются профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения осужденным правонарушений, не ограничивают его законных прав и интересов.
При выборе конкретных административных ограничений судом приняты во внимание приведенные нормы закона, обстоятельства дела, характеризующие личность осужденного данные.
Судом первой инстанции учтена справка о поощрениях и взысканиях в отношении Дашевского Р.А. и установлено, что последний в период отбывания наказания заработал 10 поощрений, имел 6 взысканий, характеризуется положительно.
Обстоятельства дела судом установлены правильно, выводы суда основаны на исследованных материалах дела. Доказательствам дана надлежащая юридическая оценка.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Каких-либо заслуживающих внимания правовых доводов по существу разрешения материально-правового спора апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 307 – 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 11 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Дашевского Р.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение составлено 9 февраля 2022 г.
Председательствующий | Е.А. Строчкина | |
Судьи | В.А. Кострицкий | |
Ж.А. Пшеничная |