Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 04.02.2019 |
Дата решения | 26.02.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Брянский Вадим Юрьевич |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 5102a3a4-65d0-3cd6-99a8-466fb4803df2 |
Судья Крикун А.Д. Дело № 33а-246/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 26 февраля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
судей Мекеровой С.Р., Луневой С.П.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю о признании незаконным решения,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] К.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю о признании незаконным решения.
В обоснование административного иска указано, что [СКРЫТО] А.И. безвозмездно передал в собственность [СКРЫТО] К.И. в качестве дара квартиру №7 с [СКРЫТО] номером ………….., расположенную по адресу: ………., по договору дарения № 14 от 16 января 2018 года; нежилое помещение № 569 (…….), расположенное на цокольном этаже дома …… по улице …….. по договору дарения № 16 от 16 января 2018 года; нежилое помещение № 471 (…..), расположенное на цокольном этаже дома ….. по улице ….., по договору дарения № 16 от 16 января 2018 года; земельный участок с [СКРЫТО] номером ….., расположенный по адресу: ……., по договору дарения № 15 от 16 января 2018 года.
21 мая 2018 года [СКРЫТО] А.И. и [СКРЫТО] К.И. на законных основаниях заключили соглашения о расторжении договоров дарения № 14, 15, 16 от 16 января 2018 года.
Указанные выше документы были сданы на регистрацию, о чем 21 мая 2018 года в книге учета входящих документов №26/160/001/2018 сделаны соответствующие записи: 4766, 4770, 4765.
Уведомлением от 31 мая 2018 года № 26/160/001/2018-4767 Управления Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю уведомило административного истца о приостановлении государственной регистрации, начиная с 31 мая 2018 года до 31 августа 2018 года, осуществления действий по регистрации права собственности в отношении нежилого помещения с [СКРЫТО] (условным) номером ….., расположенного по адресу: ……, документы на который были представлены 21 мая 2018 года с заявлением под номером ….., поскольку договор дарения прекратил свое действие с момента надлежащего исполнения обязательств и его регистрация ошибочная, поскольку регистрирующий орган осуществляет регистрацию договора, который является основанием и единственным доказательством перехода права собственности, имеющий юридическое значение не только для сторон сделки, но и для третьих лиц с момента его регистрации.
Административный истец считает, что решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на имущество противоречит статье 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 17, 18, 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», нарушает права заявителя на владение, пользование и распоряжение имуществом.
Административный истец просил суд: признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю от 31 мая 2018 года № ……;
обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю осуществить государственную регистрацию перехода в пользу заявителя в установленный законом срок право собственности на квартиру с [СКРЫТО] номером …., нежилое помещение (….), нежилое помещение (….), земельный участок с [СКРЫТО] номером …...
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 декабря 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] Ставропольскому краю от 31 мая 2018 года № ….. о приостановлении государственной регистрации;
на Управление Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов [СКРЫТО] К.И., произведя государственную регистрацию отказа [СКРЫТО] К.И. от принятия дара на квартиру с [СКРЫТО] номером …., нежилые помещения - ….., ….., земельный участок с [СКРЫТО] номером ….., в установленный законом срок.
Не согласившись с решением суда, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю Чередниченко С.И. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что на момент рассмотрения данного дела 12 сентября 2018 года на основании статьи 27 Закона о регистрации Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество по оспариваемой регистрационной записи № …... В связи с чем, полагает, что в данном случае признание незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации не приведет к восстановлению прав и законных интересов административного истца.
В возражениях на апелляционную жалобу [СКРЫТО] К.И. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения.
[СКРЫТО] К.И., представитель Невинномысского [СКРЫТО] Управления Росреестра по Ставропольскому краю, [СКРЫТО] А.И. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю Кузнецову Е.А., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя административного истца Краснова А.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного [СКРЫТО] учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного [СКРЫТО] учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно статье 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный [СКРЫТО] учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного [СКРЫТО] учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного [СКРЫТО] учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16 января 2018 года между [СКРЫТО] А.И. и [СКРЫТО] К.И. заключен договор дарения № 14, согласно которому [СКРЫТО] А.И. безвозмездно передал в собственность [СКРЫТО] К.И. в качестве дара квартиру № 7 с [СКРЫТО] номером ……., в доме …… (л.д.10-11)
16 января 2018 года между [СКРЫТО] А.И. и [СКРЫТО] К.И. заключен договор дарения № 15, согласно которому [СКРЫТО] А.И. безвозмездно передал в собственность [СКРЫТО] К.И. в качестве дара: земельный участок с [СКРЫТО] номером ….., расположенный по адресу: …… (л.д.17-18)
16 января 2018 года между [СКРЫТО] А.И. и [СКРЫТО] К.И. заключен договор дарения № 16, согласно которому [СКРЫТО] А.И. безвозмездно передал в собственность [СКРЫТО] К.И. в качестве дара: нежилые помещения № 569 (….) и № 471 (……), расположенные на цокольном этаже дома № ….. (л.д.24-25).
По сведениям Едином государственного реестра недвижимости 26 января 2018 года проведена государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества - нежилое помещение с [СКРЫТО] номером ….., площадью 16,3 кв.м., номер на поэтажном плане ….., расположенное по адресу: ……, на основании договора дарения нежилого помещения №.. и нежилого помещения № …. от 16 января 2018 года, о чем сделана запись о регистрации № …..
Также по вышеуказанному договору к административному истцу перешло право собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение с [СКРЫТО] номером ….., площадью 15,6 кв.м, номер на поэтажном плане 569, расположенное по адресу: …….
21 мая 2018 года [СКРЫТО] К.И. и [СКРЫТО] А.И. поданы заявления о государственной регистрации перехода права собственности, государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанных объектов недвижимости.
На государственную регистрацию представлено соглашение о расторжении договора по объекту 569 (по акту № 5064), соглашение о расторжении по объекту 471 (по акту № 5064), соглашении о расторжении по квартире №7 дома 5/6 (по акту № 5045), соглашение о расторжении по земельному участку 66 (по акту 5047)
Уведомлением от 31 мая 2018 года №26/160/001/2018-4767 Управление Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю уведомило административного истца о приостановлении государственной регистрации с 31 мая 2018 года до 31 августа 2018 года, в отношении нежилого помещения с [СКРЫТО] (условным) номером: ….., расположенного по адресу: ……, поскольку договор дарения прекратил свое действие с момента надлежащего исполнения обязательств (переход права собственности), в связи с чем, государственная регистрация права собственности на нежилые помещения на основании соглашения о расторжении договора дарения не представляется возможной.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено правилами, настоящей главы и правилами об [СКРЫТО] видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
Согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Действующим законодательством установлено, что договор дарения не подлежит государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
По смыслу пункта 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Как следует из пункта 1 статьи 573 Гражданского кодекса Российской Федерации, одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае договор дарения считается расторгнутым.
Положениями части 5 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из представленных на государственную регистрацию соглашений следует, что стороны расторгают договоры дарения. Однако, на момент проведения правовой экспертизы, согласно записям ЕГРН записи о государственной регистрации перехода права на основании вышеуказанных договоров дарения уже внесены, обязательства по договорам дарения исполнены.
Согласно договорам дарения даритель подарил недвижимое имущество, а одаряемый указанное имущество в дар принимает.
Таким образом, решение о приостановлении государственной регистрации перехода права принято государственным регистратором в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», оснований для признания незаконным приостановления государственной регистрации не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
По смыслу статей 450 и 453 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть прекращен по соглашению сторон договор, обязательства по которому уже были исполнены сторонами.
Представленное государственному регистратору соглашения о расторжении договоров дарения не было обусловлено нарушением исполнения обязательств.
По смыслу закона при расторжении договора прекращается обязанность сторон совершать в будущем действия, которые являются предметом договора.
Поскольку договор дарения был исполнен, следовательно, стороны не могли соглашением расторгнуть исполненные договоры дарения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по административному делу новое решение.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 декабря 2018 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] по Ставропольскому краю о признании незаконным решения от 31 мая 2018 года № 26/160/001/2018-4767.
Председательствующий:
Судьи: