Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 04.02.2019 |
Дата решения | 26.02.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Ковалева Юлия Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | a043f9f5-025d-3085-93ef-beb96aa88022 |
Судья Исайкина А.В. Дело №33а-231/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 26 февраля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Строчкиной Е.А.,
судей Болотовой Л.А. и Ковалевой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Пика А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края на решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Ставропольского края от 25 декабря 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края Самарина В.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия Администрации и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи Ковалевой Ю.В.,
установила:
прокурор [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края Самарин В.В. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. Федерального закона от 19 июля 2018 года №204-ФЗ):
- административного регламента предоставления управлением сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края государственной услуги «Предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз», утвержденного постановлением Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края от 30 марта 2018 года №506;
- административного регламента предоставления отделом образования Администрации [СКРЫТО] муниципального [СКРЫТО] Ставропольского края государственной услуги «Выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях», утвержденного постановлением Администрации [СКРЫТО] муниципального [СКРЫТО] Ставропольского края от 27 января 2015 года №78; возложить на Администрацию [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края обязанность в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу привести указанные административные регламенты в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Определением [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Ставропольского края от 25 декабря 2018 года производство по делу по административному исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края Самарина В.В. в части признания незаконным бездействия Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края, выразившегося в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. Федерального закона от 19 июля 2018 года №204-ФЗ) административного регламента предоставления отделом образования Администрации [СКРЫТО] муниципального [СКРЫТО] Ставропольского края государственной услуги «Выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях», утвержденного постановлением Администрации [СКРЫТО] муниципального [СКРЫТО] Ставропольского края от 27 января 2015 года №78 и возложения на Администрацию обязанности в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу привести указанный административный регламент в соответствие с требованиями Федерального закона №210-ФЗ, прекращено в связи с отказом прокурора от административного иска по причине добровольного исполнения административным ответчиком требований прокурора.
В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] проведена проверка исполнения должностными лицами Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Постановлением Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края от 30 марта 2018 года №506 утвержден административный регламент предоставления управлением сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края государственной услуги «Предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз».
Данный административный регламент предоставления государственных услуг не приведен в соответствие с требованиями Федерального закона №210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.07.2018 № 204-ФЗ).
По мнению прокурора, в указанном административном регламенте:
- вопреки требованиям пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ отсутствуют условия о том, что Администрация [СКРЫТО] городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной, либо в предоставлении государственной услуги;
- вопреки требованиям пункта 10 статьи 11.1 Федерального закона №210- ФЗ не предусмотрено право заявителя обратиться с жалобой в случае требования у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ;
- вопреки требованиям части 8.1 статьи 11.2 Федерального закона №210-ФЗ не предусмотрена обязанность Администрации [СКРЫТО] городского округа в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 статьи 11.2 Федерального закона №210-ФЗ, давать информацию о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, многофункциональным центром, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также принести извинения за доставленные неудобства и указать информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги;
- вопреки требованиям части 8.2 статьи 11.2 Федерального закона №210-ФЗ не предусмотрена обязанность Администрации [СКРЫТО] городского округа в случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 статьи 11.2 Федерального закона №210-ФЗ, давать аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информацию о порядке обжалования принятого решения;
- вопреки требованиям пункта 4 части 3 статьи 16 Федерального закона №210-ФЗ отсутствуют условия о том, что при реализации своих функций многофункциональные центры не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ.
23 мая 2018 года прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края принесен протест на административный регламент, утвержденный постановлением Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края от 30 марта 2018 года №506.
Согласно ответа Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края от 1 июня 2018 года №2301 в удовлетворении протеста отказано.
Неисполнение указанных требований федерального законодательства, а также неисполнение возложенных на административного ответчика обязанностей, по мнению административного истца, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Решением [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Ставропольского края от 25 декабря 2018 года требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация [СКРЫТО] муниципального [СКРЫТО] Ставропольского края просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку к участию в рассмотрении дела не привлечено Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, у Администрации [СКРЫТО] муниципального [СКРЫТО] Ставропольского края отсутствуют полномочия по внесению изменений в административные регламенты, а также на пропуск срока подачи административного искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края Островский С.А. просит решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Ставропольского края от 25 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкина И.В. указала на законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия на основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона №210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края от 30 марта 2018 года №506 утвержден административный регламент предоставления управлением сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края государственной услуги «предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз».
В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» указанный административный регламент размещен в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края.
Федеральным законом от 19 июля 2018 года №204-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг».
Согласно указанным изменениям часть 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ дополнена пунктом 4, в соответствии с которым, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.
В пункте 3 статьи 11.1 Федерального закона №210-ФЗ слова «документов, не предусмотренных» заменены словами «документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено».
Статья 11.1 Федерального закона №210-ФЗ дополнена пунктом 10, согласно которому требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Статья 11.2 Федерального закона №210-ФЗ дополнена частями 8.1 и 8.2 следующего содержания:
- в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 настоящей статьи, дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром либо организацией, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной или муниципальной услуги;
- в случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 настоящей статьи, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
Часть 3 статьи 16 Федерального закона №210-ФЗ дополнена пунктом 4 следующего содержания: представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. Данное положение в части первоначального отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги применяется в случае, если на многофункциональный центр возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 настоящей статьи.
Согласно пункту 11 Порядка разработки и утверждения органами исполнительной власти Ставропольского края административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 июля 2011 года №295-п, изменения в административный регламент вносятся в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации; нормативных правовых актов Ставропольского края, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, изменения структуры органа исполнительной власти края, предоставляющего государственную услугу, а также по инициативе органа исполнительной власти края на основании результатов анализа практики применения административного регламента.
Внесение изменений в административный регламент осуществляется в порядке, установленном для разработки и утверждения административного регламента.
Согласно материалам дела прокурором [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края в адрес Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края направлен протест на административный регламент предоставления управлением сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края государственной услуги «Предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз» с требованием привести его в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Администрацией [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края указанный протест прокурора отклонен (ответ от 1 июля 2018 года №2301) со ссылкой на то обстоятельство, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по внесению изменений в административные регламенты по предоставлению государственных услуг.
Между тем, пункт 6 части 1 статьи 3 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года №119-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области сельского хозяйства» предусматривает наличие у органов местного самоуправления права на принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления переданных им отдельных государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных данным Законом, а также иных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, при осуществлении отдельных государственных полномочий.
Доводы жалобы об отсутствии у Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края полномочий по самостоятельному внесению изменений в административный регламент и необходимости привлечения к участию в рассмотрении дела Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, административный регламент предоставления управлением сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края государственной услуги «Предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз» утвержден непосредственно постановлением Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края от 30 марта 2018 года №506. Информация об утверждении или согласовании указного регламента с Министерством сельского хозяйства Ставропольского края в данном постановлении Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края не содержится. Норма пункта 3.1 Постановления Правительства Ставропольского края от 25 июля 2011 года №295-п о согласовании административных регламентов с соответствующими органами исполнительной власти Ставропольского края, на которую ссылается заявитель, носит рекомендательный характер.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше требованиями закона, пришел к верному выводу о том, что административные исковые требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края о признании незаконным бездействия Администрации [СКРЫТО] городского округа Ставропольского края в части непринятия мер по приведению административного регламента в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. Федерального закона от 19 июля 2018 года №204-ФЗ) являются обоснованными.
Довод жалобы о пропуске прокурором срока подачи административного искового заявления судебная коллегия отклоняет, поскольку Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 года №204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг», которому, исходя из доводов административного искового заявления прокурора, должен соответствовать административный регламент, вступил в законную силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования – 18 октября 2018 года, в то время как административное исковое заявление подано прокурором [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края 8 ноября 2018 года, то есть в установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене состоявшегося по делу решения, поскольку связаны с неверным толкованием норм материального права и направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Ставропольского края от 25 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи