Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 19.07.2021 |
Дата решения | 10.08.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Кострицкий Вячеслав Анатольевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 95a963f5-4581-380b-896f-b00b059592ad |
Судья Домоцев К.Ю. Дело № 33а-1226/2021
УИД 26RS0017-01-2020-004602-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 10 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,
судей Кострицкого В.А. и Болотовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.Е.М. к администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края о признании незаконным постановления об исключении из числа участников в муниципальной программе, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав граждан, путем восстановления молодой семьи в муниципальной программе,
по апелляционной жалобе представителя административного истца М.Е.М. - П.М.В. на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края 21 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кострицкого В.А., объяснения представителя заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Б.Д.А, возражавшей доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
М.Е.М. обратилась в суд с иском к администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным постановления об исключении из числа участников в муниципальной программе, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав граждан, путем восстановления молодой семьи в муниципальной программе.
В обоснование иска указала, что в январе 2019 года ее семья в составе четырех человек: административный истец М.Е.М. 7 августа 1990 года рождения, ее супруг М.В.В. 25 февраля 1989 года рождения, и их совместные дети: М.К.В. 14 августа 2017 года рождения, М.Е.В. 23 октября 2018 года рождения, (далее – молодая семья), признана участником муниципальной программы города-курорта Кисловодска «Развитие жилищно-коммунального хозяйства».
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 15 февраля 2020 года №166 молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении, применительно к основному мероприятию «Обеспечение жильем молодых семей» и государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 1 апреля 2019 года №339 молодая семья включена в муниципальную программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» в счет ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 27 декабря 2019 года №1500, в связи с тем, что административный истец М.Е.М. в феврале 2019 года приобрела жилое помещение в <адрес> ее семья исключена из числа участников названной муниципальной программы, что и послужило основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.
На основании изложенного, просила суд признать незаконным и подлежащим отмене постановление администрации города-курорта Кисловодска от 27 декабря 2019 года №1500, возложить обязанность на администрацию города-курорта Кисловодска устранить допущенное нарушение прав граждан, путем восстановления молодой семьи в числе участников муниципальной программы города-курорта Кисловодска «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Обжалуемым решением Кисловодского городского суда Ставропольского края 21 апреля 2021 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель административного истца М.Е.М. – П.М.В.. просит постановленное судебное решение отменить, принять по делу новое решение, об удовлетворении административного иска. Указывает на нарушение административным ответчиком сроков рассмотрения заявления административного истца о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении, предусмотренных положениями статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), что договор о приобретении жилого помещения с привлечением средств ипотечного кредита заключен после обращения административного истца в орган местного самоуправления с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обращает внимание на обращение с настоящим административным иском в пределах процессуального срока, предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводств Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Б.Д.А. возражавшей доводам апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебный акт подлежит безусловной отмене в апелляционном порядке в случаях, указанных в части 1 статьи 310 этого Кодекса.
В данном случае судом первой инстанции таких нарушений, влекущих отмену принятого по делу судебного акта в апелляционном порядке, не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Такой необходимой совокупности условий по настоящему делу судом первой инстанции не установлено, с чем судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Согласно пункту 6 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
В силу пункта 19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копия кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (займодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом административный истец М.Е.М. обратилась с заявлением от 22.01.2019 в администрацию города-курорта Кисловодска о признании ее молодой семьи, состоящей из четырех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещении на одного члена семьи является менее учетной нормы, приложив к заявлению документы, указанные в пункте 19 указанных выше Правил.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05 декабря 2019 года № № подтверждается, что 12 февраля 2019 административным истцом М.Е.М. на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита от 12 февраля 2019 года приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, сведения о которой, с названным выше заявлением, о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий административным истцом в администрацию не представлены.
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 15 февраля 2020 года № 166 молодая семья административного истца М.Е.М. признана нуждающейся в жилом помещении, применительно к основному мероприятию «Обеспечение жильем молодых семей» и государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 01 апреля 2019 года № 339 молодая семья включена в муниципальную программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержи гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на таком учете.
Согласно пункту 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются, в том числе, непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил (подпункт «б»), а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (подпункт «в»).
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 27 декабря 2019 года № 1500 молодая семья административного истца исключена из участников названной муниципальной программы, в связи недостоверностью сведений, содержащихся в представленных документах.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статей 51, 52 и 54 ЖК РФ, а также Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 и исходил из того, что при подсчете суммарной площади жилых помещений членов семьи административного истца М.Е.М. квартира №№ расположенная по адресу: <адрес> приобретенная административным истцом до постановки ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не учитывалась, а молодая семья в улучшении жилищных условий не нуждается, так как суммарная площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи административного истца М.Е.М. на каждого члена семьи превышает учетную норму, утвержденную решением Думы города-курорта Кисловодска от 27 марта 2015 года №43-415 (12 кв.м).
В качестве самостоятельного основания к отказу в удовлетворении заявленных требований административного истца судом указано также на пропуск административным истцом процессуального срока, предусмотренного положениями статьи 219 КАС РФ на подачу административного иска.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия также соглашается, поскольку административным истцом М.Е.М. не представлено доказательств направления в администрацию сведений о приобретении ею жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, до постановки ее молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (равно как и на момент расчета суммарной площади жилых помещений, принадлежащих членам ее семьи).
Полученная социальная выплата может быть использована молодой семьей в том числе, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (подпункт «е», «и» пункта 2 Правил).
В пункте 19 данных Правил указано на то, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства также документ, подтверждающий, что молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте «д» настоящего пункта.
Таким образом, на момент заключения кредитного договора молодая семья уже должна быть признана нуждающейся в жилом помещении. Возможность обращения в орган местного самоуправления с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на дату заключения кредитного договора условиями Программы не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы о нарушениях администрацией города-курорта Кисловодска срока рассмотрения заявления административного истца от 22.01.2019 о признании ее молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренного частью 5 статьи 52 ЖК РФ, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку постановление администрации города-курорта Кисловодска от 15 февраля 2020 года № 166 о признании молодой семьи административного истца М.Е.М.. нуждающейся в жилом помещении, вступило в законную силу со дня его подписания, а порядок его вынесения, в том числе соблюдение процессуальных сроков, административным истцом не оспорены. Соответственно законность этого постановленного администрацией решения от 15 февраля 2020 года № 166 не может являться предметом оценки настоящего административного спора.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы, изложенные также в апелляционной жалобе, о том, что административный истец М.Е.М. не располагала сведениями об исключении ее молодой семьи из участников названной выше муниципальной программы, так как уведомление о принятии соответствующего постановления администрации города-курорта Кисловодска от 27 декабря 2019 года № 1500 вручено ее супругу - М.В.В. 23 июля 2020 года.
С настоящим административным иском М.Е.М. обратилась спустя месяц после истечения установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока на обращение с настоящим административным иском – 23 ноября 2021 года.
Доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска установленного законом срока, суду первой инстанции, а также апелляционной инстанции административным истцом не представлены.
Таким образом, вывод суда о пропуске административным истцом срока на обращение в суд без уважительных причин обоснован, приведенные в апелляционной жалобе доводы, в том числе об отсутствии для административного истца правовых последствий вручения уведомления о принятии обжалуемого постановления администрации от 27 декабря 2019 года №1500 супругу административного истца М.Е.М. – М.В.В. не свидетельствуют о соблюдении М.Е.М. названного срока и не могут служить основанием для его восстановления, так как судом первой инстанции верно исчислено начало течения трехмесячного процессуального срока на обращение с настоящим административным иском в суд, по аналогии закона, применительно к части 4 статьи 2 КАС РФ и статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с момента когда административный истец должна была узнать об обжалуемом решении администрации, а именно с даты вручения соответствующего уведомления ее супругу, зарегистрированному и проживающему с ней по одному адресу.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое действие совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого действия, соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, имелись, содержание оспариваемого решения, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административными истцами не доказан факт нарушения их прав, свобод и законных интересов действиями административного ответчика.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кисловодского городского суда Ставропольского края 21 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: