Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 20.10.2016 |
Дата решения | 16.11.2016 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Фомин Михаил Владимирович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 1dc25f2a-f25d-3225-948d-ad8d5c625df3 |
Судья Маслова И.Н. Дело № 33-9331/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕгород Ставрополь 16 ноября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Фомина М.В., Кононовой Л.И.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петровского района Ставропольского края в интересах Киселёва В В к Министерству [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Воропаева И. А на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 9 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Петровского района Ставропольского края, действуя в интересах Киселёва В.В., обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что Киселёв В.В. ДД/ММ/ГГ рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение о предоставлении специализированного жилого помещения лицам вышеуказанной категории принимается уполномоченным органом исполнительной власти в области управления жилищным фондом Ставропольского края – ответчиком по делу.
14.04.2016 года Киселёв В.В. обратился с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда Ставропольского края, которое до настоящего времени не предоставлено.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 9 сентября 2016 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края предоставить Киселёву В. В., ДД/ММ/ГГ рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое, которым в удовлетворении требований отказать. Указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что истец обратился в [СКРЫТО] с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда ДД/ММ/ГГ, в журнале учета заявление зарегистрировано под номером …. Тогда как, согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности. Первоочередное предоставление истцу жилого помещения нарушит конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до него. По мнению заявителя жалобы, судом при принятии решения не в полном объеме исследованы нормы, регулирующие спорные правоотношения.
Возражения на апелляционную жалобу ответчика не поступили.
Представитель процессуального истца прокурор Колячкина И.В. на заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения жалобы возражала, указывая на отсутствие предусмотренных законом оснований к отмене либо изменению решения суда.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 указанного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», было изменено и содержание статьи 57 ЖК РФ, из которой исключен п. 2 ч. 2 статьи.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, иск прокурора заявлен в интересах Киселёва В.В., ДД/ММ/ГГ рождения. Требуемый по данной категории споров статус истца подтверждается решением Петровского районного суда Ставропольского края от 17.04.2003 года, которым Киселева Т.Б. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней сына (истца по делу).
05.04.2016 года [СКРЫТО] образования и молодежной политики Ставропольского края уведомило истца о включении его в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору специализированного найма.
Киселёв В.В зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: (адрес) которое не относится к муниципальному жилому фонду (ответ администрации г. … от ДД/ММ/ГГ).
Жилых помещений на праве собственности истец не имеет.
14.04.2016 года, то есть, в период, предусмотренный п.п. 1, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец обратился в уполномоченный орган о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, заявление зарегистрировано под № 2032.
Законом Ставропольского края № 6-КЗ от 06.02.2015 года «О внесении изменений в статью 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма истец не имеет. Также участвующими в деле лицами не оспаривалась нуждаемость истца в жилом помещении, то, что Киселёв В.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что на время рассмотрения спора специализированным жилым помещением истец не обеспечен, то есть, его нарушенные права не восстановлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года № 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края.
Ответчик в обоснование своих возражений против исковых требований и в подтверждение доводов жалобы указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение такой очередности.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании действующего законодательства Российской Федерации.
Нормами ЖК РФ (раздел 4), Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
Напротив, ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению.
Иное толкование ответчиком норм правовых актов, обязывающих устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 9 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи