Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 14.01.2016 |
Дата решения | 09.02.2016 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Судья | Киселев Герман Вадимович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 5321e555-205e-3e8c-9363-81103a6325da |
Судья Уваров О.Н. Дело №33-896/16.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 февраля 2016 года г. Ставрополь
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Берко А.В.,
судей: Киселева Г.В., Горкуна В.Н.,
при секретаре судебного заседания Шевцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, поданной представителем по доверенности Барануковым Альбертом Ашауовичем на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 21 октября 2015 года
по иску прокурора Шпаковского района Ставропольского края, действующего в защиту интересов Петухова Вячеслава Александровича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
установила:
16 сентября 2015 года прокурор Шпаковского района Ставропольского края, действуя в интересах в защиту интересов Петухова В.А. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском, указав, что в результате проверки, проведённой по заявлению Петухова В.А. установлено, что Петухов В.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления Главы администрации Шпаковского муниципального района №243 от 04 августа 2008 года над Петуховым В.А. установлено попечительство, так как его мать Теркунова Т.И. решением Шпаковского районного суда от 24 июня 2008 года лишена родительских прав, отец Петухов А.Н. воспитанием и содержанием несовершеннолетнего Петухова В.А. не занимался. Решением Шпаковского районного суда от 27 февраля 2015 года удовлетворено заявление Петухова В.А. об установлении факта признания его оставшимся без попечения родителей. Петухов В.А. не имеет жилых помещений по договорам социального найма или на праве собственности, в том числе, как член семьи собственника или семьи нанимателя, закреплённое за ним жильё так же отсутствует. Согласно информации Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 30 июня 2015 года №253-пд в отношении Петухова В.А. принято положительное решение о включении в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края в 2015 году. Просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Петухову В.А., 04 мая 1994 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения в установленном порядке (л.д.2-3).
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 21 октября 2015 года исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края, действующего в защиту интересов Петухова В.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены. На Министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить Петухову В.А., 04 мая 1994 года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Шпаковского района Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения (л.д.53-59).
В апелляционной жалобе ответчик - Министерство имущественных отношений Ставропольского края в лице представителя по доверенности Баранукова А.А. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 21 октября 2015 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать в полном объёме, указав, что суд не принял во внимание, что Петухов В.А. обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении ему жилого помещения 10 июля 2015 года, в журнале учёта оно зарегистрировано под №1416. Суд не принял во внимание, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, поскольку в ином случае будут нарушены конституционные права и свободы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в журнале регистрации до Петухова В.А. (л.д.60-62).
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела №2-8116/15, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).
Положениями ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно положений п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Приведённые конституционные гарантии согласуются со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребёнка одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребёнка, обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Статьей 27 Конвенции о правах ребёнка предусмотрено, что Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка (п.1). Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п.3).
Конкретизируя указанные основополагающие принципы, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей указывает формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, гарантирование осуществления прав детей, закреплённых Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, ст.8 которого указывает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч.1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (ч.2). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч.3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Надлежащие письменные доказательства исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса свидетельствуют о следующем.
Петухов В.А. родился 04 мая 1994 года (л.д.5-6, 7).
Мать - Теркунова Т.И. лишена родительских прав вступившим в законную силу решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 28 июня 2008 года (л.д.11-14).
07 апреля 2010 года Теркунова Т.И. умерла (л.д.15).
Вступившим в законную силу решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2015 года установлен факт, что Петухов В.А. остался без попечения родителей Петухова А.Н. и Петуховой (Теркуновой) Т.И. с 04 августа 2008 года и до его совершеннолетия, до 04 мая 2012 года (л.д.18-20).
Постановлением Главы администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 04 августа 2008 года №243 над несовершеннолетним Петуховым В.А. установлено попечительство; попечителем назначена Кривенко А.П. (л.д.8-9).
Постановлением Главы г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 27 ноября 2008 года №2408 Кривенко А.П. принята на учёт как опекун несовершеннолетнего Петухова В.А., проживающих в г. Михайловске по ул. Константинова, д.5, кв.1 в двухкомнатной квартире с жилой площадью 48,3 кв.м., очередной №872 по общему списку, №78 по льготному списку (сирота) (л.д.21).
Постановлением Главы г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 11 марта 2009 года №640 Петухов В.А. принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма под №872 по общей очереди, №78 по льготной очереди (внеочередной) (л.д.22).
В паспорте гражданина Российской Федерации 07 14 959721, выданном 19 июля 2014 года на имя Петухова В.А., в разделе «Место жительства», указано на регистрацию по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Константинова, д.5, кв.1 (л.д.5-6).
Согласно диплома о начальном профессиональном образовании 26 НПА 0011285 ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополь, решением ГАК от 21 июня 2013 года Петухову В.А. присвоена квалификация слесарь по ремонту автомобилей третьего разряда по профессии автомеханик с получением среднего (полного) общего образования (л.д.26).
В уведомлении Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 30 июня 2015 года №253-пд указано, что Петухов В.А. включен в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору социального найма в 2015 году (л.д.27).
01 апреля 2015 года Петухов В.А. обратился с заявлением на имя Министра имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края с учётом положений абз.3 п.1 ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года №240-п (л.д.28).
Как следует из справки Шпаковского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 13 февраля 2015 года №349, Петухов В.А. собственником недвижимости не значится (л.д.25).
Из Уведомления Управления «Росреестра» по Ставропольскому краю от 19 мая 2015 года №26-00-1-36/4001/2015-1691 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Петухову В.А. отсутствуют (л.д.23-24).
Согласно данных Журнала регистрации заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края Министерства имущественных отношений Ставропольского края, заявление Петухова В.А. зарегистрировано под №1416 (л.д.47).
02 сентября 2015 года Петухов В.А. обратился к прокурору Шпаковского района Ставропольского края с заявлением об оказании содействия в получении жилья (л.д.4).
Поскольку право Петухова В.А. на обеспечение жилым помещением не было реализовано, прокурор Шпаковского района Ставропольского края обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет в числе иных целей, определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Приведённые положения ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, несмотря на то, что с 01 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора о возложении на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность предоставить Петухову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края истцу, будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до Петухова В.А., поскольку суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из содержания положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а так же от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возникновение такого права незамедлительно после его возникновения.
По мнению судебной коллегии выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом в условиях состязательности процесса доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, следующие из установленных фактов. Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению судом применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Ставропольского края направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 21 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи: