Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 14.01.2016 |
Дата решения | 09.02.2016 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Судья | Шишова Виктория Юрьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | db25ed15-e3ae-3e22-93f8-2ca887925957 |
Судья Уваров О.Н. Дело №33-889/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 09 февраля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Безгиновой Л.А.
судей Калоевой З.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 февраля 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Баранукова А.А.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 27 октября 2015 года
по делу по исковому заявлению прокурора города Железноводска Ставропольского края в интересах Клименчиковой К.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Железноводска Ставропольского края, действующий в защиту интересов Клименчиковой К.В., обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Клименчиковой К.В. о нарушении ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что Клименчикова К.В., <…> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
До настоящего времени Клименчикова К.В. специализированным жилым помещением не обеспечена, несмотря на то, что обращалась с письменным заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который включена Клименчикова К.В.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства Министерством имущественных отношений СК должно быть предоставлено Клименчиковой К.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Прокурор просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Клименчиковой К.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 2-6).
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 27 октября 2015 года исковые требования прокурора города Железноводска Ставропольского края, действующего в защиту интересов Клименчиковой К.В., к Министерству имущественных отношений Ставропольского края удовлетворены.
На Министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанностей предоставить Клименчиковой К.В., <…> года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям города Железноводска Ставропольского края, по нормам предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края Барануков А.А. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы процессуального права, предусмотренные статьей 148 ГПК РФ, неправильно применены нормы материального права ввиду неприменения закона, подлежащего применению.
Суд не принял во внимание то обстоятельство, что Клименчикова К.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении ей специализированного жилищного фонда Ставропольского края лишь 20.07.2014 года, и в журнале учета ее заявление зарегистрировано под номером 1435. Первоочередным предоставлением ей жилого помещения будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Клименчиковой К.В.
Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме.
Возражений на данную жалобу не поступило.
Клименчикова К.В., представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края и представитель Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края в суд апелляционной инстанции не явились, не предоставили доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание, и не заявили ходатайство об отложении дела слушанием.
Принимая во внимание, что указанные выше лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении извещения, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Ледовской Н.В. об отсутствии предусмотренных законом оснований к отмене или изменению вынесенного по делу судебного акта, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из копии свидетельства о рождении родителями Клименчиковой К.В. являются Клименчиков Василий Иванович и Клименчикова Анна Викторовна.
Мать Клименчиковой К.В. – <…> лишена родительских прав в отношении дочери Клименчиковой К.В. вступившим в законную силу решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 14.04.2008.
Отец Клименчиковой К.В. - <…> также лишен родительских прав в отношении дочери Клименчиковой К.В. решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2008, вступившим в законную силу 16.05.2008.
<…> умерла <…>, что подтверждается содержанием копии свидетельства о смерти <…>, выданным <…>.
Клименчикова К.В., оставшаяся без попечения родителей, была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из содержания справки № 4 от 14.04.2014, выданной Государственным казенным оздоровительным образовательным учреждением <…>, следует, что Клименчикова К.В., <…> года рождения, являлась воспитанницей данного учреждения с <…> по <…>.
Клименчикова К.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который включена и Клименчикова К.В.
Данный список направлен в Министерство жилищно-коммунального хозяйства (в настоящее время - Министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края) для заключения договора найма жилого помещения с Клименчиковой К.В.
20.07.2014 Клименчикова К.В. обратилась с заявлением в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В настоящее время Клименчикова К.В. проживает по адресу: Ставропольский край, город Железноводск, <…>.
Законом Ставропольского края № 6-кз от 06.02.2015 «О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма Клименчикова К.В. не имеет.
Судом установлено, что до настоящего времени Клименчикова К.В. специализированным жилым помещением не обеспечена.
Также участвующими в деле лицами не оспаривалась нуждаемость Клименчиковой К.В. в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Клименчикова К.В. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013 № 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы заслуживает внимания, однако, не является основанием к отмене вынесенного по делу судебного акта, ввиду следующего.
Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
Положениями раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив, ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 27 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края Баранукова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: