Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 14.01.2016 |
Дата решения | 17.02.2016 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Судья | Турлаев Василий Николаевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | c1aff34a-f961-3221-847e-ca053ae89b62 |
Судья Никитенко Т. Н. дело № 33-884/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕгород Ставрополь 17 февраля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Ситьковой О. Н.,
судей Турлаева В. Н., Шурловой Л. А.,
при секретаре судебного заседания Дугужевой Б. Х-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края, поданной полномочным представителем Барануковым А. А.,
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17 сентября 2015 года
по исковому заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов Провидова А. В., к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма,
заслушав доклад судьи Турлаева В. Н.,
установила:
Прокурор Предгорного района Ставропольского края, действуя в интересах Провидова А. В., обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об обязании предоставить Провидову А. В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что Провидов А. В., … года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Провидова А. В. – Е. решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 17.01.2012 года лишена родительских прав в отношении сына. Постановлением главы администрации Предгорного муниципального района СК № … от 26.04.2012 года несовершеннолетний Провидов А. В. был определен в учреждение государственной поддержки – ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 23 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ограниченными возможностями здоровья VIII вида». Постановлением главы Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района СК № … от 06.07.2012 года Провидов А. В. признан нуждающимся в жилом помещении с предоставлением права на внеочередное получение жилья. В период с 01.09.2014 года Провидов А. В. обучался в ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», откуда по собственному желанию был отчислен приказом ректора № 322-с от 09.02.2015 года. В настоящее время Провидов А. В. проживает по адресу: СК, г. Невинномысск, ул. …, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. Согласно информации Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края в отношении Провидова А. В. принято положительное решение о включении его в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированного жилого помещения в 2015 году. 11.06.2015 года Провидов А. В. обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений. Однако в нарушение федерального законодательства Провидов А. В. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17 сентября 2015 года исковые требования прокурора Предгорного района Ставропольского края, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов Провидова А. В., удовлетворены.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Провидову А. В. жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика – Министерства имущественных отношений Ставропольского края БарануковА. А. просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске, мотивируя тем, что согласно действующему порядку предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края такие жилые помещения предоставляются указанной категории граждан в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в соответствующем журнале, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площадью, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. В данном случае заявление Провидова А. В. о предоставлении жилого помещения зарегистрировано под номером …. Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, поскольку иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале до Провидова А. В.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился Провидов А. В., отправленные ему заказными письмами с уведомлением о вручении по известным адресам, указанным в материалах дела, извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции возвращены в суд почтовым отделением без вручения, в связи с истечением срока хранения.
Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 234 от 31.07.2014 года, и ч.2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Учитывая, что неполучение Провидовым А. В. направляемых судом извещений о времени и месте рассмотрения дела свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, и, принимая во внимание, что иные участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося Провидова А. В.
Также в заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края, который о дате, времени и месте слушания дела извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прокурора Ледовскую Н. В., считающую доводы апелляционной жалобы несостоятельными и просившую оставить их без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ).
В силу ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу этого Федерального закона.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных выше и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с вышеназванным пунктом является основанием для исключения этих лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Аналогичные нормы закреплены положениями Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года № 240-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 года № 330-п в Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, в соответствии с которыми Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Ставропольского края № 6-кз от 06.02.2015 года «О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот в настоящее время возложена на Министерство имущественных отношений Ставропольского края, являющееся правопреемником Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Провидов А. В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ответчиком это обстоятельство не оспаривается.
Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Провидов А. В. жилья в собственности не имеет. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма Провидов А. В. также не является, в настоящее время проживает по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. ….
Постановлением главы Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района СК № … от 06.07.2012 года Провидов А. В. признан нуждающимся в жилом помещении с предоставлением права на внеочередное получение жилья.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края в 2015 году, куда включен и Провидов А. В.
11.06.2015 года Провидов А. В. обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
Проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязано предоставить Провидову А. В., … года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Провидова А. В., не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющее указанное право от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. Гарантированное законом право Провидова А. В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от каких-либо других условий. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17 сентября 2015 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи