Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 11.01.2018 |
Дата решения | 06.02.2018 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Теплова Татьяна Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | a58617ea-3fd5-3bc4-9f69-7d82d36b0f25 |
Судья Толстиков А.Е. Дело № 33-813/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 06 февраля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Быстрова О.В.
Судей Тепловой Т.В., Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 февраля 2018 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 08 ноября 2017 года
по исковому заявлению [СКРЫТО] И.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] ИИ. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края о возложении обязанности засчитать в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 01.07.1992 по 19.02.1998 в ООО «Титан-Медцентр» в качестве врача стоматолога в поликлиническом отделении как год работы за год и 3 месяца, за исключением отпусков без сохранения заработной платы с 01.09.1992 по 17.09.1992, с 13.05.1994 по 23.05.1994, с 15.09.1994 по 22.09.1994 с 02.09.1996 по 11.09.1996 и период командировки с 06.09.1994 по 07.09.1994 и назначать досрочную страховую пенсию с 03.03.2017.
В обоснование иска [СКРЫТО] И.И. указал, что 03.03.2017 он обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда по Шпаковскому району Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с решением от 15.06.2017г. 7 № 152065/17/44 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия но старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста, при наличии в 2017 году величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4.
По представленным документам специальный стаж определен в размере 25 лет 21 день.
Отказ в назначении пенсии является незаконным, поскольку он работал врачом стоматологом в АО «Титан» с 01.07.1992 по 19.02.1998, где его основной задачей являлось оказание в амбулаторных условиях квалифицированной лечебно - диагностической и профилактической помощи пациентам с заболеванием зубов и полости рта, что подтверждается должностной инструкцией и Уставом.
В соответствии с пп. «а» п. 5 Правил № 781 он осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, год его работы должен быть засчитан в медицинский стаж с применением льготного порядка исчисления стажа - год работы за год и 3 месяца, поскольку до 01.01.1999 лечебное учреждение было расположено на территории сельской местности в селе Шпаковском Шпаковского района Ставропольского края.
Обжалуемым решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 08 ноября 2017 года иск [СКРЫТО] И.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворен.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края засчитать [СКРЫТО] И.И. в специальный стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 01.07.1992 по 19.02.1998 в ООО «Титан-Медцентр» в качестве врача стоматолога в поликлиническом отделении как год работы за год и 3 месяца, за исключением отпусков без сохранения заработной платы с 01.09.1992г. по 17.09.1992г., ; 13.05.1994г. по 23.05.1994г., с 15.09.1994г. по 22.09.1994г., с 02.09.1996г. по 11.09.1996г. и период командировки с 06.09.1994г. по 07.09.1994г.
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району назначить досрочную страховую пенсию по старости [СКРЫТО] И.И. с 03.03.2017г.
В апелляционной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края просит решение отменить, принять по делу новое решение, мотивируя тем, судом нарушены нормы материального права. Судом не учтено, что права законодатель связывает право на досрочную трудовую пенсию работникам с работой в учреждениях здравоохранения, а не любой формы собственности. Не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях, работающим в ООО «Титан-Медцентр», поскольку ООО является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение прибыли, в соответствии с действующим законодательством, "общество с ограниченной ответственностью" и "учреждение" являются организациями, имеющими различную организационно-правовую форму.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края – Долгополову А.А., просившую апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, отказать в иске, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; а для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно Списка №464, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года засчитывается стаж в должности врача лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, согласно указанным Спискам, подлежащим применению к спорным отношениям, только медицинским работникам, работающим в лечебно-профилактических учреждениях, поименованных в указанных Списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям и дал расширительное толкование п.21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Судом первой инстанции также не принято во внимание, что согласно Устава АОЗТ «Титан» среди услуг по оказанию медицинской помощи предусмотрена также коммерческая, торговая, посредническая деятельность, согласно Устава ООО (ЗАО) «Титан-Медцентр» основной целью общества является получение прибыли, в связи с чем названная организация в силу пункта 1 статьи 50 ГК РФ является коммерческой организацией, не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения и у суда отсутствовали законные основания для включения в специальный стаж истца периода работы с 01.07.1992г. по 19.02.1998г. в названной организации.
Между тем из Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, усматривается, что в разделе "Наименование учреждений" такие наименования учреждений, как акционерное общество и закрытое акционерное общество, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены.
Пунктом 1 статьи 120 ГК РФ (действовавшей до 1 сентября 2014 г.) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (пункт 2 статьи 120 ГК РФ, действовавшей до 1 сентября 2014 г.).
Аналогичные нормы об учреждениях содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 123.21 ГК РФ, действующей с 1 сентября 2014 г.
В пункте 1 статьи 96 ГК РФ предусмотрено, что акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 97 ГК РФ (действовавшей до 1 сентября 2014 г.) акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом.
Из статьи 66 ГК РФ следует, что хозяйственные общества, в том числе в форме акционерного общества, отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений ГК РФ акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, акционерное общество и закрытое акционерное общество не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом первой инстанции не учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 1137-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 2041-О).
Таким образом, ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж [СКРЫТО] И.И. периодов его работы в ООО Титан-Медцентр» суд первой инстанции необоснованно удовлетворил исковые требования истца.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 327 - 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 08 ноября 2017 года – отменить, апелляционную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края – удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] И.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности засчитать в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Титан-Медцентр» в качестве врача стоматолога в поликлиническом отделении как год работы за год и 3 месяца, за исключением отпусков без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период командировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначать досрочную страховую пенсию с 03.03.2017г. – отказать.
Председательствующий:
Судьи: