Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 09.09.2019 |
Дата решения | 16.10.2019 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Шурлова Людмила Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | c9d76afa-485b-3c2b-a336-0502db9e39a5 |
Судья Рязанцев В.О. № 33-7677/2019
УИД 26RS0024-01-2019-002291-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 16 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Шурловой Л.А.,
судей: Быстрова О.В., Журавлевой О.В.
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика представителя Администрации города Невинномысска Ставропольского края Мирошниченко Н.А. на решение Невинномысского городского суда от 10 июля 2019 года по делу по иску [СКРЫТО] Ю.И. к администрации г. Невинномысска о признании незаконным постановления администрации города Невинномысска, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Ю.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Невинномысска и просила о признании:
незаконным постановления администрации города Невинномысска от 17.10.2018 года № 1533 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников основного мероприятия»;
возложении обязанности на администрацию г.Невинномысска Ставропольского края признать [СКРЫТО] Ю.И. с составом семьи 3 человека: она, супруг [СКРЫТО] С.А., сын [СКРЫТО] В.С. нуждающимися в жилых помещениях;
восстановлении в очереди числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с момента постановки на учет.
В обоснование заявленных требований указала, что Постановлением администрации города Невинномысска Ставропольского края от 17.10.2018 года № 1533 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» заместителя главы администрации города, руководителя управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Невинномысска в соответствие с ЖК РФ, [СКРЫТО] Ю.И. составом семьи 3 человека: [СКРЫТО] Ю.И., муж, [СКРЫТО] С.А., сын [СКРЫТО] В.С. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключены из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма).
Постановление администрации города Невинномысска Ставропольского края от 17.10.2018 года № 1533 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» заместителя главы администрации города, руководителя управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Невинномысска считала незаконным.
Ранее постановлением администрации г. Невинномысска СК от 07.02.2011 г. № 216 «О признании нуждающимися в жилых помещениях» в целях включения в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2002 – 2010 годы» [СКРЫТО] Юлия Ивановна составом семьи 3 человека признаны нуждающимися в жилых помещениях (в г. Невинномысске [СКРЫТО] Ю.И. проживает с 1987 г., [СКРЫТО] С.А. с 1985 г., [СКРЫТО] В.С. с 2010 г., зарегистрированы в городе Невинномысске, по <адрес> квартире общей площадью 53,1 кв.м. В квартире зарегистрированы 6 человек, обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением администрации г. Невинномысска от 17.03.2011 г. № 616 «О включении в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2011 – 2015 годы» её семья составом: три человека включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2002 – 2010 г. (далее – подпрограмма).
В период времени с 07.02.2011 г. и по настоящее время они тем же составом семьи (3 чел.) зарегистрированы и проживают в указанной <адрес> площадью 53,1 кв.м., в этой же квартире, кроме её семьи, зарегистрированы по месту жительства и проживают ее родители: отец -Межняков И.Д., мать -Межнякова Л.М., зарегистрирована, но не проживает ее бабушка- Голокозова Л.А..
Данная <адрес> принадлежит на праве собственности в равных долях (по 1/2 доле в праве) родителям истца: Межняковым И.Д., Л.М..
Определяя для молодой семьи уровень обеспеченности общей площадью жилыми помещениями, ответчик исходил из того, что они были зарегистрированы и проживали в жилом помещении общей площадью 53,1 кв.м. <адрес>, принадлежащем на праве собственности родителям истцам.
Кроме того, матери истца- Межняковой Л.М. принадлежали иные жилые помещения: квартира общей площадью 49,48 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, квартира продана в 2018 году;
жилой дом общей площадью 71,5 кв.м. по адресу: <адрес>, продан 05.11.2015 г.
Бабушке истицы- Голокозовой Л.А. принадлежал на праве собственности жилой дом общей площадью 71,5 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, были подарены бабушкой матери истца- Межняковой Л.М, по договору дарения от 26.08.2011 г., а сама бабушка переехала на постоянное место жительства в г. Невинномысск, где была зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: <адрес> после в квартире <адрес>.
Бабушка истицы- Голокозова Л.А. членом молодой семьи [СКРЫТО] не была, а в период времени с 2011 г. по 2016 г. была членом семьи истца родителей: Межняковых И.Д., Л.М.
Отец истицы- Межняков И.Д. задолго до признания молодой семьи [СКРЫТО] нуждающимися в жилых помещениях, был собственником 1/2 доли в праве на домовладение общей площадью 53,7 кв.м. в <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 08.11.2007 г. Жилой дом с земельным участком проданы 2008 г.
В настоящее время отец истицы является собственником: квартиры общей площадью 44,5 кв.м. в <адрес> по договору купли –продажи в простой письменной форме от 27.09.2011 г., квартиры общей площадью 36 кв.м. в <адрес> (в ней проживает бабушка истца- Голокозова Л.А.)
Молодая семья истицы все это время проживала лишь в жилом помещении <адрес> общей площадью 53,1 кв.м. по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности родителям истца, где учетная норма 13 кв.м. на каждого члена молодой семьи, не говоря о собственниках жилого помещения и члене его семьи, не соблюдалась. Ни муж истицы, ни сын, членами семьи её родителей, не были. Жилые помещения, принадлежащие её родителям, кроме, указанной выше квартиры, молодая семья не занимала, проживала и проживает постоянно по адресу: ставропольский край, <адрес> <адрес>. Жилого помещения, принадлежащего членам молодой семьи, в котором суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений соответствует учетной норме, нет.
Таким образом, Постановление администрации города Невинномысска Ставропольского края от 17.10.2018 года № 1533 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» заместителя главы администрации города, руководителя управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Невинномысска является незаконным.
Обжалуемым решением Невинномысского городского суда от 10 июля 2019 года исковые требования [СКРЫТО] Ю.И. к администрации г. Невинномысска- удовлетворены.
Судом признан незаконным п. 9 Постановления администрации г. Невинномысска от 17.10.2018 года №1533 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников основного мероприятия» в части снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан: [СКРЫТО] Ю.И., [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] В.С..
Суд обязал администрацию г. Невинномысска Ставропольского края признать [СКРЫТО] Ю.И. составом семьи 3 человека: она, супруг [СКРЫТО] С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын [СКРЫТО] В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимися в жилых помещениях и восстановить в очереди числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации города Невинномысска Ставропольского края Мирошниченко Н.А. просит решение отменить как незаконное, указывает на то, что судом были неправильно применены нормы материального права, существенно нарушены нормы процессуального права. Семья истицы не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, ее родителям, членов одной семьи, на праве собственности принадлежат иные жилые помещения: квартиры, обеспеченность выше учетной нормы 22 кв.м. на каждого.
В возражениях на апелляционную жалобу истец [СКРЫТО] Ю.И. просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указывает, что решение суда считает законным. Семья истца по договору социального найма жилого помещения и (или) части жилого помещения не занимала, членам семьи истца (она, супруг и сын) на праве собственности жилые помещения не принадлежали и не принадлежат, ее родители членами молодой семьи не являются, факт их совместного проживания не свидетельствует об ином. Каких - либо действий, направленных на искусственное ухудшение жилищных условий [СКРЫТО] не совершали.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия нашла возможным, рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы жалобы и возражений, заслушав пояснения истицы и ее представителя Мисаилову А.С. об отклонении доводов жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает об отсутствии оснований к удовлетворению жалобы.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.09.2001 N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем: молодых семей".
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы.
Пунктом 5 названных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к данным Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных, условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 6).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07 февраля 2011 года постановлением № 216 органа местного самоуправления [СКРЫТО] Ю.И. с составом семьи три человека признана нуждающейся в жилых помещениях в целях включения в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Постановлением главы администрации г. Невинномысска от 17 марта 2011 года №616 семья [СКРЫТО]: заявитель [СКРЫТО] Ю.И., муж [СКРЫТО] С.А., сын [СКРЫТО] В.С. включены в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
По состоянию на 07 февраля 2011 года молодая семья [СКРЫТО] Ю.И. была зарегистрирована в двухкомнатной <адрес> «а» в г. <адрес>ю 53.1 кв.м., в которой проживало 6 человек, принадлежащей на праве собственности родителям [СКРЫТО] Ю.И. – Межнякову И.Д., Межняковой Л.М. На каждого проживающего приходилось менее учетной нормы, жилой площади, установленной на территории г. Невинномысска. Решением Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 28.06.2006 N 67-9 "О мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации" в 13 кв.м.
17.10.2018 года согласно постановления заместителя главы администрации № 1533 [СКРЫТО] Ю.И., её супруг [СКРЫТО] С.А. и сын [СКРЫТО] В.С. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключены из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» по основаниям, установленным п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ – утрата оснований дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (наличие в собственности членов семьи (родителей истицы) иных жилых помещений, учетная норма не соблюдена, факт нуждаемости не установлен).
По мнению администрации, с чем обоснованно не согласился суд первой инстанции, при определении уровня обеспеченности жилым помещением подлежат учету не только жилые помещения, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, но и жилые помещения, принадлежащие данному собственнику, не являющемуся членом молодой семьи.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Пунктом 5 названных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 18 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 данных правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.
Аналогичные нормы содержат Правила Предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, которая является продолжением программы на 2002-2010 годы.
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также на 2015-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" п. 7 указанных Правил дополнен абзацем, согласно которому при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Удовлетворяя требования суд первой инстанции указал, что исходя из п. 6, абз. 2 п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в состав семьи [СКРЫТО] Ю.И. для целей участия в Подпрограмме входят только 3 человека: заявитель [СКРЫТО] Ю.И., ее супруг -Воронцов С.А., их сын- [СКРЫТО] В.С. и уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.
Отклонены доводы ответчика о том, что при определении уровня обеспеченности жилым помещением полежат учету не только жилые помещения, занимаемых членами молодой семьи, но и жилые помещения, принадлежащие собственнику жилого помещения в которых проживает молодая семья [СКРЫТО], как необоснованные.
Исходя из п. 6, абз. 2 п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в состав семьи истицы для целей участия в Подпрограмме входят сама истица, ее супруг и их несовершеннолетний ребенок, и уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.
Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным правовым актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи.
При таких обстоятельствах выводы суда могут быть признаны обоснованными, доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельными.
Иных обстоятельств, послуживших, основанием к принятию обжалуемого постановления № 1533 от 17.10.2018 года судом не установлено, оспариваемое постановление о снятии с учета нуждающихся в жилых помещения и исключении из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в отношении семьи [СКРЫТО] Ю.И. принято необоснованно, в связи с чем, требования [СКРЫТО] Ю.И. судом первой инстанции правомерно удовлетворены.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они подробно мотивированы, основаны на установленных судом обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193 - 199, 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 10 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: