Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 06.11.2014 |
Дата решения | 02.12.2014 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 6a1ef939-ab9e-337b-99af-6e1e0cbcdaa3 |
судья Гаппоевой М.М. дело № 33-7504/14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 02 декабря 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Безгиновой Л.А.,
судей краевого суда: Переверзевой В.А., Гедыгушева М.И.,
при секретаре: Богдановой Т.А.,
с участием прокурора Ледовской Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Кругловой А.Н.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 июля 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Красногвардейского района СК в интересах Порублевой А.А. к Министерству [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А.,
установила:
Прокурор Красногвардейского района Ставропольского края обратился в суд в интересах Порублевой А.А. к министерству [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что в прокуратуру Красногвардейского района СК с заявлением обратилась Порублева А.А. по факту нарушения ее жилищных прав. Проверкой было установлено, что Порублева А.А., 18.10.1991 года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Порублевой А.А. - мать Порублева А.В. умерла 03.12.2008 г., а отец Порублев А.И.- 16.11.2000г.
В настоящее время Порублева А.А. зарегистрирована по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Покровское, ул. Шоссейная, 136-а, а проживает по договору найма в квартире № 38 по ул. Пирогова, 48/2 в г. Ставрополе.
Согласно постановлению главы администрации Красногвардейского муниципального района СК от 25.12.2008 г. № 303 Порублева А.А. поставлена на учет на улучшение жилищных условий.
[СКРЫТО] образования СК Порублева А.А. включена в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2013 году.
В 2013 году Порублева А.А. окончила «Ставропольский Региональный колледж Вычислительной техники и электроники».
23.07.2014 г. Порублева А.А. обратилась в министерство [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако до настоящего времени Порублева А.А. жилым помещением не обеспечена.
Со ссылкой на положения Конституции РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона СК «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор просил возложить на ответчика обязанность предоставить Порублевой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения и отказать в удовлетворении ходатайства ответчика об оставлении иска без рассмотрения.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 июля 2014 года исковые требования прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах Порублевой А.А. к министерству [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены.
Суд обязал министерство [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Порублевой А.А., 18.10.1991 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, представитель ответчика Министерства [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Круглова А.Н. подала апелляционную жалобу, в которой указала на его незаконность и необоснованность, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, что влечет его отмену. Доводы жалобы мотивированы тем, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что Порублева А.А. не обращалась в министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в связи с чем истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, как того требует Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013г. № 240-п. При этом, апеллянт указал, что в нарушение ч. 4 ст. 198, ст. 222 ГПК РФ суд рассмотрел исковые требования прокурора и принял незаконное решение, без указания в мотивировочной части решения суда оснований, по которым суд отвергает доводы, изложенные и представленные ответчиком в письменных возражениях на исковое заявление истца. Со ссылкой на ст. 330 ГПК РФ просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 июля 2014 года отменить, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, действующего в интересах Порублевой А.А. отказать в полном объеме.
Письменных возражений по доводам апелляционной жалобы не поступило.
В судебное заседание явилась: Порублева А.А.
Иные лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Ледовскую Н.В. считавшую решение суда не подлежащим отмене, заслушав Порублеву А.А. возражавшую по доводам апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Порублева А.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Порублева А.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2013 году, который направлен министерством образования и молодежной политики Ставропольского края в министерство [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
23 июля 2014 года Порублева А.А. обратилась в министерство [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако до настоящего времени Порублева А.А. специализированным жилым помещением не обеспечена.
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что [СКРЫТО] [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК обязано предоставить Порублевой А.А., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Так в соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года N 60-п "О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или [СКРЫТО] жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", [СКРЫТО] [СКРЫТО] и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 N 330-п, от 03.06.2011 N 213-п, от 21.09.2011 N 362-п, от 29.06.2012 N 220-п).
На основании ст. 6 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций (в ред. Законов Ставропольского края от 08.02.2006 N 5-кз, от 20.06.2006 N 37-кз, от 01.03.2007 N 1-кз, от 26.12.2007 N 82-кз, от 11.11.2008 N 79-кз, от 02.06.2009 N 30-кз, от 28.07.2010 N 73-кз, от 04.03.2011 N 17-кз, от 14.03.2013 N 15-кз, от 10.12.2013 N 118-кз).
Согласно приложениями 3, 5 Закона Ставропольского края от 27.12.2011 N 95-кз "О бюджете Ставропольского края на 2012 год", [СКРЫТО] [СКРЫТО] и архитектуры Ставропольского края входит в состав главных администраторов доходов краевого и местных бюджетов.
В соответствии с приложением 9 к указанному закону министерству [СКРЫТО] и архитектуры Ставропольского края выделены денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Исходя из того, что процессу предоставления субсидии для покупки либо [СКРЫТО] жилья предшествуют: во-первых, направление заявки органом местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти для получения денежных средств и, во-вторых, выделение денежных средств уполномоченным органом, в связи, с чем [СКРЫТО] [СКРЫТО] и архитектуры является надлежащим ответчиком по иску прокурора.
Не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и довод ответчика о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку, как установлено судом, имеются все предусмотренные законом основания для предоставления истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, истцом соблюден установленный порядок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения, и истец признан нуждающимся в жилом помещении.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, то заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором. Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого послужило обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Кроме того, в силу ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приведенными выше законами не установлен досудебный порядок урегулирования споров.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 22 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: