Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 06.11.2014 |
Дата решения | 28.11.2014 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 6b0dde72-24c6-30cf-92df-b9ab9c35b016 |
дело № 33-7500/14 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ставрополь 28 ноября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: | Ситьковой О.Н., |
судей: | Шетогубовой О.П., Мирошниченко Д.С., |
по докладу: | Мирошниченко Д.С., |
с участием секретаря: | Д. Б.Х.-М., |
прокурора: | Л. Е.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе полномочного представителя министерства [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – Б. М.Ю. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 04 августа 2014 года,
по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов Ш. О. А. к министерству [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Красногвардейского района Ставропольского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Ш.О.А. к министерству [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что по обращению Ш. О.А. о нарушениях её жилищных прав прокуратурой проведена проверка. В ходе проверки установлено, что Ш. О.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот. Ш. О.А. в январе 2014 года прибыла на постоянное место жительство на территорию Красногвардейского района, в связи с чем, на основании распоряжения администрации Красномихайловского сельского муниципального образования республики Калмыкия № 2 от 23.01.2014 была снята с очереди на получение жилой площади, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органом опеки Красногвардейского муниципального района направлены в [СКРЫТО] образования Ставропольского края все необходимые документы для включения Ш. О.А. в список нуждающихся в жилых помещениях, по категории дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Мать Ш.О.А. – Ш. Н.Б. лишена родительских прав, и являлась одинокой матерью. В настоящее время Ш. О.А. временно проживает по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район с. …. ул. Кирова …, и собственного жилья не имеет. Согласно информации Министерства образования Ставропольского края – Ш. О.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В ходе проверки установлено, что до настоящего времени Ш. О.А. специализированным жилым помещением не обеспечен. 24.06.2014 Ш. О.А. обратилась в прокуратуру Красногвардейского района с просьбой защиты её жилищных прав. Истец просил суд обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Ш. О.А. 08 апреля 1985 года рождения, относящейся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда СК по договору найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик - министерство [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице представителя по доверенности Б. М.Ю. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 04 августа 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объёме, указав, что согласно Порядку предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного фонда Ставропольского края, утверждённому постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года № 240-п, основанием для принятия решения о предоставлении специализированного жилого помещения является заявление такого лица. Суд первой инстанции не учёл, что Ш.О.А. не была включена министерством образования и молодежной политики Ставропольского края в установленном порядке в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края, что подтверждается письмами министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 15.07.2013 г. № …., от 14.01.2014 г., № …. (по состоянию на январь 2014 г.) и с заявлением о предоставлении специализированного жилого помещения в министерство не обращалась. Доказательств наличия зарегистрированного в министерстве заявления от Ш. О.А. истцом не представлено.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Судом правильно определён характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применён и истолкован верно. Существенных нарушений процессуальных норм не допущено. В соответствии со ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований.
В статье 7 Конституции Российской Федерации указано, что Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
В ст. 27 Конвенции о правах ребенка (Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, подписана от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с положениями ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (ч.1). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).
Из материалов дела следует, что Ш. О.А. родилась 08 апреля 1985 года. Решением Элистинского городского народного суда республики Калмыкия от 28.12.1992 г., мать Ш.О.А. – Ш. Н. Б. лишена родительских прав, в том числе и в отношении своей несовершеннолетней дочери, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Ш. О.А. в январе 2014 года прибыла на постоянное место жительство на территорию Красногвардейского района, в связи с чем, на основании распоряжения администрации Красномихайловского сельского муниципального образования республики Калмыкия № 2 от 23.01.2014 года была снята с очереди на получение жилой площади, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органом опеки Красногвардейского муниципального района направлены в [СКРЫТО] образования Ставропольского края все необходимые документы для включения Ш. О.А. в список нуждающихся в жилых помещениях, по категории дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В настоящее время Ш.О.А. временно проживает по адресу: Ставропольский край Красногвардейский район с. ….. ул. …., и собственного жилья не имеет.
10.06.2003 г. Ш.О.А. окончила специальное (коррекционное) общеобразовательную школу VIII вида (свидетельство №002740 - л.д. 15).
24.06.2014 г. Ш. О.А. обратилась с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда СК министру ЖКХ СК (л.д. 7), приложив к заявлению согласие на обработку персональных данных.
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет в числе иных целей, определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Приведённые положения ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом ВС РФ от 20.11.2013 г., несмотря на то, что с 01.01.2013 г. установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. «159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. № 15), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
С учётом приведённых обстоятельств судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора о возложении на Минстроительства, архитектуры и ЖКХ СК обязанности предоставить Ш. О.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда СК по договору найма специализированного жилого помещения в порядке установленном Правительством Ставропольского края.
Не могут служить основанием к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что суд вынес решение с нарушением требований ст. 148, 196, 198 ГПК РФ.
В соответствии с положениями ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права (п. 2). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Судебная коллегия считает, что выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом в условиях состязательности процесса доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, следующие из установленных фактов.
Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению судом применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 04 августа 2014 года – оставить без изменения.
Апелляционную жалобу полномочного представителя министерства [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – Б. М.Ю. – без удовлетворения.