Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 30.06.2014 |
Дата решения | 25.07.2014 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 1339ff3d-95ba-398b-81fc-6051d5171393 |
Судья Маслова И.Н. дело № 33-4527/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 25 июля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Луневой С.П.,
судей Турлаева В.Н., Меньшова С. В.,
при секретаре судебного заседания Сафарове И. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя по доверенности ФГУП «Почта России» - Т.С. Гейдаровой
на заочное решение Ленинского [СКРЫТО] суда г. Ставрополя от
25 марта 2014 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании незаконным бездействия,
заслушав доклад судьи Турлаева В. Н.,
установила:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании незаконным бездействия.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] проведена проверка исполнения законодательства в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации. В ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите прав инвалидов» установлено, что на объекте социальной инфраструктуры: в здании отделения почтовой связи Нефтекумского почтамта Федеральной почтовой связи Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России» расположенном по адресу: Ставропольский край, … [СКРЫТО], с. …ул. …, не обеспечено соблюдение требований вышеуказанного законодательства. В частности, проверкой было установлено, что на входе в указанное здание имеется лестница, которая в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не обустроена пандусом с поручнями.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Вопреки указанным нормам, ответчиком, не предприняты меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в вышеуказанное здание. Данные обстоятельства подтверждаются информацией Управления труда и социальной защиты населения администрации [СКРЫТО] муниципального [СКРЫТО] Ставропольского края от 23.08.2013 № 2719.
В результате бездействия ответчика, нарушена ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. ст. 21, 27 Конституции РФ, поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
В этой связи, прокурор просит признать незаконным бездействие ФГУП «Почта России» и Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, выразившееся в непринятии мер к установлению пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, на лестнице, ведущей к входу в здание отделения почтовой связи Нефтекумского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: Ставропольский край, …район, с. …, ул. …; обязать ответчиков в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусами для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание отделения почтовой связи Нефтекумского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: Ставропольский край, …район, с. …, ул. ….
Заочным решением Ленинского [СКРЫТО] суда г. Ставрополя от 25 марта 2014 года исковые требования удовлетворены в части.
Судом признано незаконным бездействие УФПС Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России», выразившееся в непринятии мер к установлению пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, на лестнице, ведущей к входу в здание отделения почтовой связи Нефтекумского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: Ставропольский край, …район, с. …, ул. ….
Суд обязал ФГУП «Почта России» в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусами для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание отделения почтовой связи Нефтекумского почтамта.
В удовлетворении требований прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае – отказано.
В апелляционной жалобе представитель по доверенности ФГУП «Почта России» - Т.С. Гейдарова просит решение отменить, в связи с нарушением норм материального права. Полагает, что судом не был принят во внимание тот факт, что предприятия связи отнесены исключительно к федеральной собственности. Соответственно, здание, находящееся по адресу: ул. …с. …, …[СКРЫТО], ФГУП «Почта России» является федеральной собственностью и закреплено за ФГУП «Почта России» на праве хозяйственного ведения. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными органами. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, обустройство пандусами отделения почтовой связи, расположенное по адресу: ул. …, с. …, …[СКРЫТО] следует возложить на собственника нежилого помещения – территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прокурора
Протасову О.Б., просившую решение суда изменить в части возложения обязанности на ФГУП «Почта России» оборудовать входную лестницу пандусами в тридцатидневный срок, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части возложения обязанности на ФГУП «Почта России» в тридцатидневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать пандусами для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую ко входу в здание отделения почтовой связи, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Пунктом 2 раздела 5 Постановления Правительства РФ от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено обязательное оборудование объектов почтовой связи пандусами и другими специальными устройствами с целью обеспечения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Статья 14 Федерального закона "О почтовой связи" указывает на то, что основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются: оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи.
Судом установлено, что здание, находящееся по адресу: ул. …с. …, …[СКРЫТО], ФГУП «Почта России» является федеральной собственностью и закреплено за ФГУП «Почта России» на праве хозяйственного ведения, имеет своим назначением предоставление населению услуг почтовой связи на обслуживаемой территории. Данный объект является объектом социальной инфраструктуры.
Также из материалов дела следует, что прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] проведена проверка, в ходе которой было установлено, что на объекте социальной инфраструктуры - в здании отделения почтовой связи Нефтекумского почтамта УФПС Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: …[СКРЫТО], с. …, ул. …не обеспечено соблюдение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно, на лестнице, ведущей к входу в здание отделения почтовой связи, не обустроены пандусы для инвалидов.
Согласно информации Управления труда и социальной защиты населения администрации [СКРЫТО] муниципального [СКРЫТО] Ставропольского края от 23 августа 2013 № 2719, отделение почтовой связи Нефтекумского почтамта УФПС Ставропольского края - филиал ФГУП «Почта России» не соответствует требованиям законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанным объектам. УФПС Ставропольского края - филиал ФГУП «Почта России», относящееся к объектам социальной инфраструктуры, осуществляет деятельность в помещении, расположенном по адресу: …[СКРЫТО], с. …, ул. …, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации (л.д. 34).
Имущество УФПС Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России», в том числе и вышеуказанное здание, закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, которое зарегистрировано в УФРС по СК 15.04.2010 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации
№… (л.д. 35).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - отделениям почтовой связи, является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.
При этом, возлагая на ФГУП «почта России» обязанность установить на входе в здание отделения почтовой связи пандус и поручни для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что именно данный ответчик использует нежилые помещения под объект социальной инфраструктуры.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права. А потому доводы апелляционной жалобы в этой части являются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
В статье 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года указано, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В силу ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места». К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения; объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; места отдыха; железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств.
Постановлением Правительства РФ № 1449 от 07 декабря 1996 года «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Согласно п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения, подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
С учётом вышеизложенного, суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - отделениям почтовой связи, является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в Федеральном законе № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, Федеральный законодатель отнёс к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом положения ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Само по себе оборудование лестницы, ведущей в помещение почтового отделения, пандусами и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведёт к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, что соответствует объему прав ответчика, установленных положениями ст. 294 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что имущество УФПС Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России» является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (ст. 294 ГК РФ).
В соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 августа 2005г. № 205 «Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения», имущество предприятия находится в федеральной собственности, отражается на его самостоятельном балансе. Право на имущество, закрепляемое за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества предприятию. Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в порядке, установленном законодательством РФ, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены настоящим уставом.
Таким образом, ФГУП «Почта России» самостоятельно распоряжается недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения в установленном законом порядке, в том числе и в части соблюдения требований ФЗ «О социальной защите прав инвалидов», в связи с чем суд первой инстанции, пришёл к правильному выводу, что Территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае не может являться надлежащим ответчиком по заявленному иску, поскольку не является хозяйствующим субъектом.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности на ФГУП «Почта России» в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусами для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание отделения почтовой связи, поскольку указанная обязанность законом не предусмотрена, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в данной части, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в указанной части.
Руководствуясь ст.ст. 327.1-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского [СКРЫТО] суда г. Ставрополя от 25 марта 2014 года в части возложения обязанности на ФГУП «Почта России» в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусами для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание отделения почтовой связи Нефтекумского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: Ставропольский край, …[СКРЫТО], с.…, ул. …- отменить.
Принять по делу в отменённой части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменений, апелляционную жалобу ответчика ФГУП «Почта России» удовлетворить в части.
Председательствующий
Судьи