Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 30.06.2014 |
Дата решения | 05.08.2014 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 36bc5046-5eb0-3507-8113-ca01553f9e65 |
Судья Данилова Е.С. | Дело № 33-4514/14 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь | 05 августа 2014 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего | Безгиновой Л.А. |
судей | Дубинина А.И., Медведевой Д.С. |
с участием секретаря | М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства по Ставропольскому краю по доверенности Лобанович А.В.,
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 21 мая 2014 года,
по иску прокурора города Кисловодска в защиту интересов [СКРЫТО] Е.А. к Министерству [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,
установила:
Прокурор города Кисловодска обратился в суд с иском в защиту интересов [СКРЫТО] Е.А., в котором просит обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить [СКРЫТО] Е.А., 03.12.1990 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления жилого помещения.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что Прокуратурой города проведена проверка в связи с обращением [СКРЫТО] Е.А. по вопросу предоставления жилого помещения по договору найма жилых помещений. В ходе проведения проверки по доводам обращения установлено, что [СКРЫТО] Е.А., 03.12.1990 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Указанный статус [СКРЫТО] Е.А. подтверждается тем, что её мать [СКРЫТО] И.А. умерла 25.09.2007 года, сведения об отце [СКРЫТО] А.А. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Согласно постановлению главы администрации г. Кисловодска от 02.04.2008 г. № …, над несовершеннолетней [СКРЫТО] Е.А. установлено попечительство, попечителем назначена Таюрская Л.А., за несовершеннолетней закреплено право пользования жилым помещением по адресу: /адрес/, которое на праве собственности принадлежит Таюрской Л.А., Таюрскому С.В. и Таюрскому Б.В. Согласно данным Кисловодского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» и Управления ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, [СКРЫТО] Е.А. не имеет собственного жилого помещения. [СКРЫТО] Е.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения, зарегистрирована в квартире /адрес/, принадлежащей на праве собственности постороннему для нее Секачу А.С.
В силу ст. 2 Закона № 7-КЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение являются расходными обязательствами Ставропольского края. Согласно п.п. 5 и 6 Закона Ставропольского края № 7-КЗ, орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий управление в сфере образования формирует список детей указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на основании сведений о лицах указанной категории, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013 г. № 240-п утвержден Порядок предоставления лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, которым установлено, что обязанности по формированию указанного списка с 01.01.2013 года возложены на министерство образования Ставропольского края, п. 3 указанного Порядка установлено, что решение о предоставлении лицам вышеуказанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края принимается уполномоченным органом исполнительной власти в области управления жилищным фондом [СКРЫТО] [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК. Приказом министерства образования Ставропольского края от 20.12.2012 г. № 1208-пр утвержден Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно п. 2 указанного Порядка с целью формирования указанного списка органы местного самоуправления до 01 января и до 01 июля предоставляют сведения в [СКРЫТО] образования Ставропольского края. О принятом решении министерство уведомляет органы местного самоуправления.
Установлено, что управлением образования администрации города-курорта Кисловодска направлены 27.06.2013 г. в [СКРЫТО] образования СК сведения письмом № … в отношении [СКРЫТО] Е.А., имеющей право на получение жилого помещения, для включения в сводный список по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории в период 2013 года. [СКРЫТО] образования Ставропольского края 31.07.2013 года уведомило главу города-курорта Кисловодска Луценко Н.Б. письмом за № … о своем положительном решении и включении [СКРЫТО] Е.А. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края от 20.06.2013 г. № 240-п, приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 05.09.2013 г. № 279-о/д [СКРЫТО] Е.А. 27.06.2013 г. подано заявление утвержденной формы о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда Ставропольского края на территории города-курорта Кисловодска. Вместе с тем, в нарушение указанных требований федерального законодательства и законодательства Ставропольского края в период 2013 года [СКРЫТО] Е.А. не предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Прокурор г. Кисловодска обращается в суд с исковым заявлением в интересах [СКРЫТО] Е.А. на основании ст. 10 Закона № 159-ФЗ и ст. 45 ГПК РФ и заявления [СКРЫТО] Е.А. о нарушении ее жилищных прав и предоставлении жилого помещения.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 21 мая 2014 года, исковые требования прокурора г. Кисловодска в защиту интересов [СКРЫТО] Е.А. удовлетворены частично.
Суд обязал [СКРЫТО] [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить [СКРЫТО] Е.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора г. Кисловодска в защиту интересов [СКРЫТО] Е.А. судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кисловодска. Указывает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что [СКРЫТО] Е.А. обратилась в [СКРЫТО] с заявлением о предоставлении ей жилого помещения 14 марта 2014 г. и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 300, тогда как, согласно действующему порядку, жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности, согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до [СКРЫТО] Е.А.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора Ледовскую Н.В., просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы в связи с её несостоятельностью, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования прокурора г. Кисловодска в интересах [СКРЫТО] Е.А., суд первой инстанции руководствовался ст. 50 ЖК РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1, 3, 5 ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
С 01.01.2013 года в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до 01.01.2013 года) [СКРЫТО] и приобретение жилых помещений в собственность Ставропольского края осуществлялось уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края – министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Согласно п. 5 ст. 7 Закона СК списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти Ставропольского края – [СКРЫТО] образования и молодежной политики Ставропольского края.
Пунктом 1 ст. 7 Закона СК определен круг лиц (категория), которым уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края от 20.06.2013 № 240-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края».
В соответствии с этим порядком, основанием для предоставления специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 6 Порядка специализированные жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
С 01.01.2013 г. Федеральным законом от 21.12.1999 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 г.) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что мать [СКРЫТО] Е.А. – [СКРЫТО] Ирина Анатольевна, умерла 25.09.2007 г., что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ДН № … от 04.10.2007 г. (л.д. 14). Сведения об отце [СКРЫТО] Анатолии Александровиче внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
02.04.2008 г. Постановлением главы города-курорта Кисловодска СК № 190 над несовершеннолетней [СКРЫТО] Е.А. установлено попечительство, её попечителем назначен Таюрская Л.А., за несовершеннолетней [СКРЫТО] Е.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: СК, г. Кисловодск, ул. Пионерская, 1, кв. 104 (л.д. 12).
Согласно уведомлению Министерства образования Ставропольского края от 31.07.2013 г. № …, [СКРЫТО] Е.А., 03.12.1990 г.р. включена в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2013 г. (л.д. 17).
14.03.2014 г. [СКРЫТО] Е.А. обратилась в [СКРЫТО] [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилого фонда СК, зарегистрирована в журнале под № … (л.д. 36-37).
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что [СКРЫТО] [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК обязано предоставить жилое помещение [СКРЫТО] Е.А. не территории города-курорта Кисловодска.
Так в соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года N 60-п "О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или [СКРЫТО] жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", [СКРЫТО] [СКРЫТО] и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 N 330-п, от 03.06.2011 N 213-п, от 21.09.2011 N 362-п, от 29.06.2012 N 220-п).
На основании ст. 6 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций (в ред. Законов Ставропольского края от 08.02.2006 N 5-кз, от 20.06.2006 N 37-кз, от 01.03.2007 N 1-кз, от 26.12.2007 N 82-кз, от 11.11.2008 N 79-кз, от 02.06.2009 N 30-кз, от 28.07.2010 N 73-кз, от 04.03.2011 N 17-кз, от 14.03.2013 N 15-кз, от 10.12.2013 N 118-кз).
Согласно приложениями 3, 5 Закона Ставропольского края от 27.12.2011 N 95-кз "О бюджете Ставропольского края на 2012 год", [СКРЫТО] [СКРЫТО] и архитектуры Ставропольского края входит в состав главных администраторов доходов краевого и местных бюджетов.
В соответствии с приложением 9 к указанному закону министерству [СКРЫТО] и архитектуры Ставропольского края выделены денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Исходя из того, что процессу предоставления субсидии для покупки либо [СКРЫТО] жилья предшествуют: во-первых, направление заявки органом местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти для получения денежных средств и, во-вторых, выделение денежных средств уполномоченным органом, в связи, с чем [СКРЫТО] [СКРЫТО] и архитектуры является надлежащим ответчиком по иску прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до [СКРЫТО] Е.А., не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 21 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи