Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 05.05.2016 |
Дата решения | 08.06.2016 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Шурлова Людмила Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 222ac600-7ef7-3314-a73e-9d088892515b |
Судья Рулев И. А. дело № 33-4231/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕгород Ставрополь 08 июня 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Быстрова О. В.,
судей Шурловой Л. А., Калединой Е.Г.
при секретаре судебного заседания Дугужевой Б.Х.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края, поданной начальником Гнедаш С.А. на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 03 марта 2016 года по исковому заявлению [СКРЫТО] С.П. к ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края о включении периода нахождения на инвалидности в общий трудовой стаж,
заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.
установила:
[СКРЫТО] С. П. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края об обязании принять к зачету в общий трудовой стаж период его нахождения на инвалидности 2 группы с 04.01.1995 по 31.12.2001 (6 лет 11 месяцев 27 дней), произвести перерасчет пенсии по старости с 14.06.2002 и выплатить задолженность по недополученной пенсии без ограничения времени.
Свои требования [СКРЫТО] С. П. мотивировал тем, что в период с 20.12.1987 по 21.04.1988 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 28.12.1994 после освидетельствования во ВТЭК он был признан инвалидом 2 группы со степенью утраты профессиональной трудоспособности 80 % с формулировкой «заболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС». Работать он продолжал до 04.01.1995. С 14.09.2005 степень утраты его трудоспособности установлена в 90 %. С момента установления группы инвалидности ему была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности и с 14.06.2002 – пенсия по старости. Однако при определении размера пенсии по старости в его общий трудовой стаж не был включен период нахождения на инвалидности с 04.01.1995 по 31.12.2001, что повлекло занижение размера пенсии и что он считает незаконным, поскольку согласно п. п. 3, 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются, в том числе, период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания. Аналогичное положение было предусмотрено п «а» ст. 92 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего на момент назначения ему пенсии по старости и на момент установления инвалидности. В соответствии с письмом Минсобеса РСФСР от 04.08.1988 № 1-69 И «О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событием на ЧАЭС» заболевание, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным. При обращении в ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края он получил отказ во включении в его общий трудовой стаж спорного периода времени нахождения на инвалидности 2 группы, что повлекло нарушение его прав. Полагает, что по вине ответчика он недополучает пенсию, которая, по его мнению, должна быть взыскана в его пользу за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком и в дальнейшем выплачиваться ему с учетом перерасчета после включения периода нахождения на инвалидности в общий трудовой стаж.
Обжалуемым решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 03 марта 2016 года исковые требования [СКРЫТО] С. П. удовлетворены.
Суд обязал ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края принять к зачету в общий трудовой стаж [СКРЫТО] С. П. период его нахождения на инвалидности 2 группы с 05.01.1995 по 31.12.2001, произвести [СКРЫТО] С. П. перерасчет пенсии по старости с 16.07.2002 с учетом включения в общий трудовой стаж периода его нахождения на инвалидности 2 группы с 05.01.1995 по 31.12.2001 и выплатить задолженность по недополученной пенсии без ограничения времени.
В апелляционной жалобе начальник ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края Гнедаш С. А. просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что при разрешении спора суд первой инстанции не дал должной оценки тому, что законодателем разграничены понятия «инвалидность, связанная с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем» и «инвалидность, наступившая вследствие военной службы». Согласно выписке из актов освидетельствования [СКРЫТО] С. П. причина его инвалидности указана как «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с ликвидацией аварии на ЧАЭС». Ч. 2 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», закрепляя условия пенсионного обеспечения инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, приравнивает их к инвалидам вследствие военной травмы и предоставляет им возможность пользоваться льготами в сфере пенсионного обеспечения, включая право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности и трудовой пенсии по старости. Такое право истцом реализовано. Удовлетворяя иск, суд первой инстанции не учел, что период нахождения [СКРЫТО] С. П. на инвалидности подлежит включению в общий стаж только при указании причины инвалидности «увечье, связанное с производством или профзаболевание». В данном же случае причина инвалидности истца иная, причислена к военной травме. Для включения в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности необходимо, чтобы истцу органами МСЖЭ была установлена причинная связь его инвалидности с профессиональным заболеванием либо с увечьем, связанным с производством.
В возражениях на апелляционную жалобу истец [СКРЫТО] С. П. считает приведенные в ней доводы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, просит постановленное по делу решение суда оставить без изменений, как законное и обоснованное.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом заказной корреспонденцией с уведомлением и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным слушание дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для его отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] С. П. в период с 20.12.1987 по 21.04.1988 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
С 28.12.1994 [СКРЫТО] С. П. установлена инвалидность 2 группы, причина инвалидности– «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС», что подтверждается удостоверением перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом серии Б № 001679 от 17.10.1996, справками МСЭ об установлении инвалидности, выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК.
С момента установления 2 группы инвалидности истцу назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» был произведен перевод на государственную пенсию по инвалидности.
С 14.07.2002 [СКРЫТО] С. П. назначена трудовая пенсия по старости.
При определении размера пенсии по старости в общий трудовой стаж истца не был включен период его нахождения на 2 группе инвалидности с 05.01.1995 по 31.12.2001.
Согласно ответу ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края № 02-46/78 от 25.11.2015 [СКРЫТО] С. П. получил отказ во включении в его общий трудовой стаж спорного периода нахождения на инвалидности.
Правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В п. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей ранее, было определено, что лицам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности, как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Данная редакция п. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статью 1 Федерального закона «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым п. 1 ст. 29 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего закона в силу, в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано право на назначение пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, в том числе, на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В силу ст. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. п. 3, 5) ст. 15 этого же Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе, в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Согласно п. 15 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
К категории граждан, указанных в п. 2 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п. 2 ст. 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24.11.1995 № 179-ФЗ и от 12.02.2001 № 5-ФЗ), инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 01.01.2002 имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. ст. 5, 41), а после этой даты - только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренно1 пп. 1 п. 2 (с применением п. п. 3, 5) ст. 15 этого Закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» приравнивает инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы к инвалидам вследствие военной травмы и наделяет их правом с 01 января 2002 года на одновременное получение двух пенсий по инвалидности и трудовой пенсии по старости.
В пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определены условия назначения трудовой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы, согласно которым мужчинам такая пенсия назначается по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке, в которую в том числе включается период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин 50 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости 10 лет).
Гражданам, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пп. 1-10, 16-18 п. 1 ст. 27 и пп. 1-6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим законом.
При этом, если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному пп. 1-10, 16-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.
В силу положени1 п. 3 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную пп. 1 или пп. 2 п. 2 этой же статьи.
Таким образом, инвалиды вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, к категории которых относится истец, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставлено право на получение одной пенсии по выбору: пенсия по инвалидности на основании пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», либо пенсия по старости на основании ст. 17 этого же закона, либо трудовая пенсия по старости со снижением возраста на 10 лет на основании ст. 30 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что установленная истцу инвалидность не связана с производством, поскольку при установлении инвалидности установлена причина – «заболевание, связанное с исполнением обязанностей военной службы на ЧАЭС», которая не имеет признаков трудового увечья или профзаболевания, судебная коллегия находит несостоятельной в силу следующего.
Согласно ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» лица, пребывавшие на военных сборах при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, приравнены к военнослужащим по своему пенсионно-правовому статусу, но не по причине определения инвалидности. Более того, из положений ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что граждане из числа гражданских лиц, призванных на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются. Согласно абз. 2 п. 2 указанной статьи на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в соответствии с пенсионным законодательством исключений в отношении порядка включения периодов пребывания на инвалидности 2 группы в общий трудовой стаж лиц, призванных на военные сборы, состоявших в указанный период в трудовых отношениях, при реализации ими права на назначение пенсии по старости.
Кроме того, согласно п. п. 9, 10 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц во внимание принимается порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу настоящего закона - 01.01.2002. Период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. Справками ВТЭК причина инвалидности истца определялась как увечье, связанное с аварией на ЧАЭС. В этой связи подлежат удовлетворению исковые требования в части включения в общий стаж периода нахождения истца на инвалидности 2 группы до 01.01.2002.
В силу требований ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку на день возникновения права на получение пенсии по старости и включения в трудовой стаж истца спорного периода все необходимые основания к этому имелись, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет размера трудовой пенсии истцу с даты ее назначения.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Указанные доводы жалобы приводились представителем ответчика в обоснование процессуальной позиции в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения в суде, были исследованы судом и обоснованно подвергнуты критической оценке, результаты которой подробно изложены в постановленном решении.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 03 марта 2016 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ответчика ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края без удовлетворения.