Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 04.05.2017 |
Дата решения | 30.05.2017 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Мирошниченко Дмитрий Спиридонович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b087ac63-e274-33fa-b420-138fc27e89e0 |
Судья Шевлякова И.Б. дело № 33-4072/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 30 мая 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мирошниченко Д.С.,
судей: Криволаповой Е.А., Осиповой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника УПФР по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края Лисина Н.В. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 27 января 2017 года по делу по исковому заявлению [СКРЫТО] И.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, признании права на включение в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы, обязании включить в стаж периоды работы, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Мирошниченко Д.С.,
установила:
[СКРЫТО] И. А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску Ставропольского края о признании решения от 02.09.2016 № <…> об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным, признании права на включение в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы: с 01.01.1997 по 11.04.2005 в должности <…> в Некоммерческом партнерстве Санатории Зори Ставрополья, с 11.05.2005 по 17.06.2008, с 24.06.2008 по 08.06.2009 в должности <…> в ЛПУ Санаторий Машук; обязании ГУ УПФ РФ г. Пятигорску Ставропольского края зачесть в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы: с 01.01.1997 по 11.04.2005 в должности <…> в Некоммерческом партнерстве Санатории Зори Ставрополья, с 11.05.2005 по 17.06.2008, с 24.06.2008 по 08.06.2009 в должности <…> в ЛПУ Санаторий Машук; признании за [СКРЫТО] И.А. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения, то есть с 07.06.2016; обязании ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК назначить досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с указанной даты.
В обоснование заявленных требований указано, что 07.06.2016 [СКРЫТО] И.А. обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 02.09.2016 ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК принято решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии № 69 от 02.09.2016) из-за отсутствия стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Согласно указанному решению, стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, с применением Правил подсчета, предусмотренных ранее действующим законодательством (ч. 3, 4 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ) составляет 20 лет 11 месяцев 4 дня.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 27 января 2017 года исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК от 02 сентября 2016 года № <…> об отказе [СКРЫТО] И.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
За [СКРЫТО] И.А. признано право на включение в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов: с 01.01.1997 по 11.04.2005 в должности <…> в Некоммерческом партнерстве Санатории Зори Ставрополья, с 11.05.2005 по 17.06.2008, с 24.06.2008 по 08.06.2009 в должности <…> в ЛПУ Санаторий Машук.
На ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК возложена обязанность зачесть [СКРЫТО] И.А. в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды: с 01.01.1997 года по 11.04.2005 в должности <…> в Некоммерческом партнерстве Санатории Зори Ставрополья, с 11.05.2005 по 17.06.2008, с 24.06.2008 по 08.06.2009 в должности <…> в ЛПУ Санаторий Машук.
За [СКРЫТО] И.А. признано право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения, то есть с 07.06.2016.
На ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК возложена обязанность назначить [СКРЫТО] И.А. досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения, то есть с 07.06.2016.
В апелляционной жалобе начальник ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК Лисин Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Полагает, что судом допущено неполное выяснение фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение. Доводы Управления оставлены судом без должного внимания, дана неверная оценка доказательствам, предмет иска не рассмотрен объективно и в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.06.2016 [СКРЫТО] И.А. обратилась в УПФР по городу-курорту Пятигорску с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК № <…> от 02.09.2016 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
При этом, пенсионными органами в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" были включены периоды ее работы, общей продолжительностью 20 лет 11 месяцев 4 дня и не были включены периоды работы с 01.01.1997 по 11.04.2005 в должности <…> в Некоммерческом партнерстве Санатории Зори Ставрополья; с 11.05.2005 по 17.06.2008, с 24.06.2008 по 08.06.2009 в должности <…> в ЛПУ Санаторий Машук в связи с тем, что периоды работы медицинских работников, протекавшие в организациях, имевших иную организационно-правовую форму, отличную от учреждения (в том числе некоммерческое партнерство), не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, ЛПУ Санаторий Машук не относится к профильным санаториям, предусмотренным списком.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, которым предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют медицинские сестры, медицинские сестры палатные (постовые), работающие в учреждениях здравоохранения, в том числе, в санаториях (на курортах), включая детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа истца приведенных выше периодов ее работы, указав, что истец в спорный период времени осуществляла деятельность в должности, учреждении и в условиях, соответствующих Списку.
Так, из трудовой книжки серия <…> №<…> от 26.05.1981 следует, что [СКРЫТО] И.А. работала в Некоммерческом партнерстве Санатории Зори Ставрополья с 11.02.1991 года в должности <…> (приказ № <…> от 05.02.1991), уволена 11.04.2005 года по п. 3 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации по собственному желанию (приказ № <…> от 11.04.2005). В ЛПУ Санаторий Машук с 11.05.2005 года в должности <…> (приказ № <…> от 11.05.2005), уволена 08.06.2009 года по инициативе работника по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (приказ № <…> от 05.05.2009).
Межколхозный санаторий «Зори Ставрополья» переименован в Некоммерческое партнерство Санаторий «Зори Ставрополья» с 01.01.1997 на основании приказа по санаторию № <…> от 27.12.1996 НП Санаторием «Зори Ставрополья» с момента образования осуществлялась санаторно-курортная помощь по следующим направлениям: болезни эндокринной системы, нарушение обмена веществ; болезни системы кровообращения; болезни органов пищеварения (в стадии ремиссии); болезни органов дыхания (включая лор-органы); болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; болезни мочеполовой системы, в том числе гинекологические, урологические заболевания; болезни нервной системы.
Весь период работала полный рабочий день на полную ставку (1,0), все свое рабочее время занималась непосредственным обслуживанием больных, в том числе с нарушениями нарушения опорно-двигательного аппарата (органов движения), ревматизмом, психоневрологическими заболеваниями.
Согласно Уставу Некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья» (в редакциях 1996, 1999, 2001), партнерство создано в целях охраны здоровья своих работников и других граждан, создания условий для их отдыха и удовлетворения физических, духовных потребностей. Основными предметами деятельности партнерства являются: охрана здоровья граждан посредством осуществления диагностики и санаторно-курортного лечения.
Судом установлено, что в п. 1.1. устава Некоммерческого партнерства Санаторий «Зори Ставрополья» в редакции 2001, 2009 указано, что Некоммерческое партнерство Санаторий «Зори Ставрополья» в соответствии с п. 1, п.п. 1.7, 1.7.7, 1.7.10 приказа МЗ РФ № 395 от 03.11.1999 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» относится к лечебно-профилактическим учреждениям, как санаторно-курортное учреждение.
В силу пункта 16 Постановления Пленума ВС РФ №30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что наименование Некоммерческое партнерство санаторий «Зори Ставрополья» соответствует наименованию учреждение здравоохранения «Санатории», поскольку эти виды учреждений тождественны между собой, исходя из общности целей и задач, единства специфики направленности их деятельности, указанных в уставной документации и лицензиях на осуществление медицинской деятельности.
Кроме того, судом достоверно установлено, что санаторий «Машук» ВОС с 1984 г. имел официальное название «Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых санаторий «Машук» на основании решения Президиума Центрального правления ВОС № 4-14 от 03.01.1984. Переименован с 12.04.2000 в Лечебно-профилактическое учреждение санаторий «Машук» Общественной организации «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ЛПУ санаторий «Машук» ОО ВОС) на основании решения Президиума Центрального Правления ВОС № 4-9 от 19.04.1999. С 09.07.2008 переименовано в Лечебно-профилактическое учреждение Санаторий «Машук» Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (Санаторий «Машук» ВОС) на основании приказа от 09.07.2008 № 61а.
В Санатории с момента образования осуществляется медицинская деятельность. В соответствии с уставом, данное учреждение создано с целью организации санаторного лечения и реабилитации инвалидов по зрению и других граждан. В п.п. 2.2. устава указано, что учреждение специализируется на лечении пациентов центральной и периферической нервной системы, костно-мышечной системы. Право санатория на осуществление деятельности в сфере медицинской деятельности подтверждается Лицензией № <…> от 18.12.2008 с приложениями. В приложении к лицензии указано, что Лечебно-профилактическое учреждение санаторий «Машук» Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» оказывает санаторно-курортную помощь, в том числе по неврологии, психотерапии, травматологии и ортопедии.
Таким образом, документально подтверждено, что ЛПУ Санаторий «Машук» многопрофильный, осуществляет лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психоневрологическими заболеваниями, то есть осуществляет деятельность по профилям, указанным в списке от 29.10.02 № 781.
Следовательно, НП Санаторий «Зори Ставрополья» и ЛПУ Санаторий «Машук» проводят непосредственное лечение больных по профилям, указанным в Списке от 22.09.1999 № 1066, в Списке от 29.10.2002 № 781.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что [СКРЫТО] И.А. в период с 01.01.1997 по 11.04.2005 осуществляла трудовую деятельность в должности <…> в Некоммерческом партнерстве Санатории Зори Ставрополья, с 11.05.2005 по 17.06.2008, с 24.06.2008 по 08.06.2009 - в должности <…> в ЛПУ Санаторий Машук.
С учетом собранных по делу доказательств, указанные периоды лечебной деятельности [СКРЫТО] И.А. подлежат включению в стаж работы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку с учетом суммирования включенных пенсионными органами в подсчет специального стажа истца периодов и периодов, включенных по решению суда в рамках настоящего гражданского дела, у истца в совокупности образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», - суд обоснованно пришел к выводу о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с даты ее обращения с соответствующим заявлением в пенсионные органы.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и сделаны при правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и переоценку выводов суда, что в соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ не может служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 27 января 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника УПФР по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края Лисина Н.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: