Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 08.04.2019 |
Дата решения | 23.04.2019 |
Категория дела | военнослужащим, сотрудникам органов МВД, таможенных и иных государственных органов |
Судья | Ситькова Ольга Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 4551265c-6932-3921-8b1f-87a8563565d4 |
Судья Куцев А.О. Дело № 33-3531-2019
УИД260008-01-2019-000266-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2019 года город Ставрополь
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова О.В.
судей Ситьковой О.Н., Калединой Е.Г.
при секретаре Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю Зайцева А.С. на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Отделу МВД России по Буденновскому району и Главному управлению МВД России по Ставропольскому краю о включении периода службы в специальный стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Отделу МВД России по <адрес> и Главному управлению МВД России по <адрес>, в котором просил обязать кадровое подразделение Отдела МВД России по Будённовскому району произвести перерасчет выслуги лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИВС в занимаемых должностях в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги лет (из расчета один месяц службы за полтора месяца службы) и направить соответствующие документы в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного Управления МВД РФ по <адрес>, для назначения пенсии с учетом периода службы, дающего право на льготное исчисление выслуги лет, обязать отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного Управления МВД РФ по <адрес> выплатить сумму пенсии, не полученную своевременно с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с приказом ГУ МВД России по <адрес> ОМВД Российской Федерации по <адрес> № л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, на основании п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". На момент увольнения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ календарная выслуга лет составила: 22 года 05 месяцев 10 дней. При этом периоды прохождения истцом службы в должности милиционера охранно-конвойной службы отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания ОВД по <адрес> и <адрес> ГУВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения изолятора временного содержания Буденновского ГРОВД УВД <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по <адрес> и <адрес> ГУВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в выслугу лет в календарном исчислении. Не согласившись с расчетом выслуги лет и полагая, что указанные периоды прохождения службы в органах внутренних должны быть включены в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 февраля 2019 года иск удовлетворен. Суд решил: произвести ФИО1 перерасчет выслуги лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИВС в занимаемых должностях в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги лет (из расчета один месяц службы за полтора месяца службы) и направить соответствующие документы в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного Управления МВД РФ по <адрес> для назначения пенсии с учетом периода службы, дающего право на льготное исчисление выслуги лет (из расчета один месяц службы за полтора месяца службы); обязать отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного Управления МВД РФ по <адрес> выплатить ФИО1 сумму пенсии, не полученную им своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> ФИО5 просит решение отменить как вынесенное с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. Полагает, что у суда не было оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку замещаемые истцом в спорные периоды должности не поименованы в соответствующих Перечнях, утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 640. Кроме того указывает, что ГУ МВД России по Ставропольскому является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку обязанность по расчету выслуги лет для назначения пенсии возлагается на кадровое подразделение по последнему месту службы сотрудника.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы [СКРЫТО] В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения.
Другие участники процесса, извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщали, что в силу ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, оценив в их пределах законность и обоснованность решения суда с оценкой имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно выписке из расчета выслуги лет для назначения пенсии капитану полиции ФИО1 следует, что на основании приказа ОВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ истец назначен на должность милиционера охранно-конвойной службы отделения изолятора временного содержания Буденовского ГРОВД ГУВД Ставропольского края. Исполнял обязанности с 10.05.2001 по 30.08.2004.
На основании приказа ГРОВД №114 л/с от 01.09.2004 назначен на должность милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания Буденновского ГРОВД ГУВД Ставропольского края. Исполнял обязанности с 30.08.2004 по 09.03.2009.
Приказом ГРОВД № 49 л/с от 11.03.2009 назначен на должность милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по г. Буденновску и Буденновскому району ГУВД по Ставропольскому краю. Исполнял обязанности с 09.03.2009 года по 25.11.2009.
Согласно приказу ГУ МВД России по Ставропольскому краю ОМВД Российской Федерации по Буденновскому району № 71 л/с от 28 апреля 2018 года в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из органов внутренних дел с 28.04.2018 уволен капитан полиции [СКРЫТО] В.В., инспектор отделения по делам несовершеннолетних ОУУ полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Буденовскому району с выслугой лет 22 года 05 месяцев 10 дней, в МВД – 20 лет 5 месяцев 10 дней.
Периоды прохождения истцом службы с 10.05.2001 по 25.11.2009 включены в выслугу лет в календарном исчислении.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", а также изданных в их исполнение ведомственными актами в системе МВД России, и установив, что в спорные периоды ФИО1 проходил службу в конвойных подразделениях милиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на включение в выслугу лет указанных периодов в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в стаж службы ФИО1 в льготном исчислении не опровергают выводов суда и признаются судебной коллегией несостоятельными ввиду следующего.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1).
В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, содержащемуся в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941), в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, периоды службы засчитываются в календарном исчислении.
Вместе с тем, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 не исключен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет, в случаях предусмотренных законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 N 690 постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 дополнено абз. 45 пп. "г" п. 3, согласно которому право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца стало предоставляться сотрудникам, проходившим службу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с 01.01.2001.
Постановлением Правительства Российской от 12.11.2003 N 684 абз. 45 пп. "г" п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 изложен в новой редакции, предусматривающей дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 824 абз. 45 п. п. "г" п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 после слов "в конвойных подразделениях милиции" дополнен словами "подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых".
Из перечисленных выше положений следует, что с 01.01.2001 и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Приказом МВД России от 09.10.2004 N 640 утвержден перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии (далее - перечень).
Приказом МВД России от 20.05.2004 N 309, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения N 2 - 5).
В приложении N 4 к приказу от 20.05.2004 N 309 приведено типовое штатное расписание отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Согласно п. 2 Приказа от 20.05.2004 N 309 Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, предписано привести штатные расписания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в соответствие с прилагаемыми типовыми штатными расписаниями.
Приказом МВД России от 20.12.2016 N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий" утвержден новый перечень соответствующих должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет, которым признан утратившим силу приказ МВД России от 09.10.2004 N 640.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался перечисленными выше нормативными актами и, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, пришел к обоснованному выводу о том, что в Перечне, утвержденном Приказом МВД России от 20.12.2016 г. № 868, имеется список должностей, введенных до 23 августа 2014 года, где указаны должность «милиционер изолятора временного содержания» и «милиционер отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания», нет указания на должность «милиционер охранно-конвойной службы изолятора временного содержания» и «милиционер охранно-конвойной службы отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания».
Для включения спорного периода в выслугу лет в льготном исчислении необходимо наличие двух условий в их совокупности, а именно: 1) непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; 2) прохождение службы в одной из должностей, названных в Перечне должностей, утвержденном МВД России.
Вместе с тем название должности истца «милиционер охранно-конвойной службы отделения изолятора временного содержания» и «милиционер охранно-конвойной службы конвойного отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания» конкретизирует и подтверждает характер выполняемых им служебных обязанностей в должности «милиционера» по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем, указанное расхождение в наименовании должности не может служить основанием для отказа в расчете пенсии истцу за указанный период на льготных условиях.
Судом первой инстанции оценены достаточность и взаимная связь всех собранных по делу доказательств в их совокупности, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что ГУ МВД России по Ставропольскому краю является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку обязанность по расчету выслуги лет для назначения пенсии возлагается на кадровое подразделением по последнему месту службы сотрудника судебная коллегия также признает несостоятельными.
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России, регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 7, которой предусмотрено, что документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (п. 5), кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение N 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (п. 6).
Назначение, выплата пенсий, пособий, компенсаций и прекращение их выплаты, пересмотр и перерасчет пенсии осуществляется территориальным органом МВД России на региональном уровне, что напрямую следует из глав II, III Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 N 7.
Аналогичные положения содержались в Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27.05.2005 N 418, утратившей силу в связи с изданием приказа МВД России от 09.01.2018 N 7.
Поскольку назначение, выплата пенсий, пособий, компенсаций и прекращение их выплаты, пересмотр и перерасчет пенсии относится к исключительной компетенции ГУ МВД России по Ставропольскому краю, то возложение на указанного ответчика обязанности произвести перерасчет выслуги лет в целях пересмотра размера пенсии [СКРЫТО] В.В., уволенного из органов внутренних дел и являющегося получателем соответствующей пенсии по линии МВД России, отвечает интересам законности. Более того, судом удовлетворены исковые требования к обоим ответчикам, при возникновении неясности в исполнении судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд за его разъяснением.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию органа внутренних дел в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: