Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 30.03.2017 |
Дата решения | 02.05.2017 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Шурлова Людмила Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 43a51d68-5c40-3286-9f91-0bcf9d40e1c3 |
Судья Поляков О.А. Дело № 33-3079/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 02 мая 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Меньшова С.В.,
судей: Шурловой Л.А., Ситьковой О.Н.
с участием прокурора Ледовской Н.В.
при секретаре Краснослободцевой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края в лице полномочного представителя Сакварелидзе Т.Г.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 января 2017 года по иску прокурора Туркменского района Ставропольского края, действующего в интересах Алискеровой М.М. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по докладу судьи Шурловой Л.А.,
установила:
Прокурор Туркменского района Ставропольского края, действующий в защиту интересов Алискеровой М.М., обратился в суд с настоящим иском и просит суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Алискеровой М.М благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указывает следующее.
В соответствии со ст. Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в который была включена Алискерова М.М. по ее заявлению от 28.08.2016, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако до настоящего времени жилое помещение ей непредоставлено. Тогда как Алискеровой М.М. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обжалуемым решением исковые требования прокурора Туркменского района Ставропольского края –удовлетворены частично. Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Алискеровой Марине Мовжудиновне,**** года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения. В удовлетворении иска в части шестимесячного срока предоставления жилого помещения– отказано.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика Сакварелидзе Т.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что Алискерова М.М. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда 07.06.2016 г. и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 2285. Тогда как, согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности. Первоочередное предоставление Алискеровой М.М. жилого помещения нарушит конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Алискеровой М.М. По мнению, заявителя жалобы судом при принятии решения не в полном объеме исследованы нормы, предусмотренные законодательством.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела почтовым отправлением, что подтверждается уведомлением о вручении заказной почтовой корреспонденции, в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав процессуального истца прокурора Ледовскую Н.В. об отсутствии оснований к отмене либо изменению решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 указанного Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями данного Федерального закона было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, иск прокурора заявлен в интересах Алискеровой Марины Мовжудиновны, **** года рождения. Постановлением Администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края от 09.08.2013г. установлено попечительство над несовершеннолетней сиротой Алискеровой М.М. гражданкой Алискеровой О.А. до ее совершеннолетия (л.д.13). Отец- Алискеров М.Н. умер **** (л.д.14). Мать – Алискерова М.Н. умерла **** (л.д.15).
Согласно паспорта серия ** ** № ****, выданного *****г. ОУФМС России по Ставропольскому краю в Туркменском районе Алискерова М.М. зарегистрирована по адресу: Ставропольский край, Туркменский район, с.Красный Маныч, ул.***, д.**, где проживает по настоящее время (л.д.12).
Согласно справки № 242 от 04.04.2016 г., выданной Туркменским отделом Петровского филиала ГУП СК «Ставкрайимущество» на 04.04.2016 г. на имя Алискеровой М.М. недвижимого имущества на праве собственности на территории Ставропольского края не зарегистрировано (л.д.22).
23.08.2016 г. Алискерова М.М. обратилась с заявлением о включении в сводных список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору специализированного найма. Министерством Алискерова М.М. включена в такой сводный список детей.
Законом Ставропольского края № 6-кз от 06.02.2015г. «О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма Алискерова М.М. не имеет. Также участвующими в деле лицами не оспаривалась нуждаемость Алискеровой М.М. в жилом помещении.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что на время рассмотрения спора Алискерова М.М. специализированным жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Алискерова М.М. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013г. № 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание. Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 23 января 2017 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.