Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 21.12.2021 |
Дата решения | 13.01.2022 |
Категория дела | по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения |
Судья | Чернышова Наталья Ивановна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 8dcce2b9-5afe-31cb-9f64-c98af6df7247 |
Судья ФИО3 Дело № (№)
УИД 26RS0№-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> 13 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе председательствующего ФИО11,
судей Мирошниченко Д.С., Турлаева В.Н.,
при секретаре: ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений СК ФИО7
на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
по исковому заявлению Георгиевского межрайонного [СКРЫТО] в интересах ФИО1 к министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
заслушав доклад судьи ФИО11,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением к министерству имущественных отношений СК, в котором просит обязать министерство имущественных отношений СК предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета <адрес>, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1, относящегося к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о непредоставлении жилого помещения.
Установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в министерство образования и молодежной политики <адрес> с заявлением о включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного заявления ФИО1 включен в список министерства имущественных отношений <адрес>, как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> под №.
Однако, до настоящего времени ФИО1 жилым помещением не обеспечен, то есть гарантированное законом право ФИО1 на обеспечение жилым помещением нарушено.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений СК ФИО7 просит решение отменить, поскольку не предоставление ФИО1 по достижению им 18-летнего возраста благоустроенного жилого помещения не может расцениваться как лишение его имущественных прав и отказ уполномоченного органа в реализации данного права, что свидетельствует об отсутствии спора между истцом и ответчиком.
В возражениях на жалобу и.о. межрайонного [СКРЫТО] ФИО8 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец и ответчик не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направили, доказательств уважительности причины неявки не представил.
В соответствии с положениями ч.3 ст.167 и ч. 1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной статьи, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 названной статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в <адрес> регламентируется <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>».
Судом установлено, что иск [СКРЫТО] заявлен в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно свидетельству о рождении 1-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ матерью ФИО1 является Фёдорова О.И., сведения об отце отсутствуют.
ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I- ДН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 установлена опека, опекуном назначена ФИО10
Постановлением главы <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно информации, предоставленной министерством имущественных отношений <адрес>, заявление ФИО1 о предоставлении благоустроенного жилого помещения зарегистрировано зарегистрировано в журнале регистрации заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ под номером 5148.
Судом установлено, что ФИО1 включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений, следующих из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо других условий. ФИО1 относится к особой категории граждан, подлежащей государственной защите (дети-сироты), а действующее законодательство устанавливает незамедлительность предоставления указанной категории граждан жилья после возникновения у них соответствующего субъективного права.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из принципа диспозитивности и в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проанализировав содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что они не влекут отмену вынесенного решения, поскольку не опровергают законность и обоснованность сделанных судом выводов.
В частности, доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора между сторонами, ввиду предоставления жилья в порядке очередности, по данному вопросу отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Ни ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Не содержат такого положения и иные законодательные акты Российской Федерации.
Действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная процедура также может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, судебная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, приходит к выводу, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Данная позиция отражена и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям [СКРЫТО] в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, являлись предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, и не влекут отмену решения.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи