Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 21.12.2021 |
Дата решения | 13.01.2022 |
Категория дела | Иски о возмещении ущерба имуществу в результате чрезвычайных ситуаций |
Судья | Мирошниченко Дмитрий Спиридонович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 0ee281cc-3197-3234-963b-06178ce52d3a |
Судья Шевченко В.П. дело № 2-2327/2021, 33-3-12390/2021; 33-3-523/2022
УИД 26RS0010-01-2021-004213-37
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 13 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Чернышовой Н.И.,
судей: Мирошниченко Д.С., Турлаеве В.Н.,
при секретаре судебного заседания Пилипенко И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Чижик Е.В. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 03 сентября 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению [СКРЫТО] Т.А. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании права на получение единовременной материальной помощи,
заслушав доклад судьи Мирошниченко Д.С.,
установила:
[СКРЫТО] Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании права на получение единовременной материальной помощи.
В обоснование заявленных требований указала, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>, но фактически более 5 лет постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данный жилой дом и земельный участок принадлежат ей на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. В связи с произошедшим ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> опасным метеорологическим явлением - «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2021 года № 1553 с 18.00 часов 24 мая 2021 года введен режим чрезвычайной ситуации функционирования окружного звена Георгиевского городского округа Ставропольского края краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Жилое помещение, в котором она постоянно проживает, попало в границы зоны чрезвычайной ситуации. Согласно акту обследования жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного характера опасного метеорологического явления - «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пострадали конструктивные элементы жилого помещения, а именно кровля, площадь повреждений 60,0 кв.м., степень повреждения оценивается в 32,7%. 05 июля 2021 года она обратилась в администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края с заявлением о включении её в список пострадавших граждан на получение единовременной материальной помощи, в чем ей было отказано письмом администрации Георгиевского городского округа от 13 июля 2021 года № 01-06/7809 по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства.
Просила признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера опасного метеорологического явления «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края; признать ее право на получение единовременной материальной помощи в связи с повреждением жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации в размере 10000,00 руб. на одного человека из резервного фонда Правительства Ставропольского края, и обязать администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить ее в Список пострадавших граждан, проживающих на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края на получение единовременной материальной помощи.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал [СКРЫТО] Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес>, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера опасного метеорологического явления «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края.
Признал право [СКРЫТО] Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, на получение единовременной материальной помощи в связи с повреждением жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации в размере 10000,00 руб. на одного человека из резервного фонда Правительства Ставропольского края.
Обязал администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить [СКРЫТО] Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес>, в Список пострадавших граждан, проживающих на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края на получение единовременной материальной помощи.
В апелляционной жалобе представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Чижик Е.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что принятое решение является незаконным и необоснованным, в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу истица [СКРЫТО] Т.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на доводы в них изложенные.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражений на нее, выслушав лицо участвующее в деле, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2021 года № 1553, актом обследования жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного характера опасного метеорологического явления - «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», от 22 мая 2021 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, пп. 6 ч. 2 ст. 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной Войны» (в редакции с изменениями, внесенными Законом Ставропольского края от 26 мая 2017 года № 53-кз), Постановлением Губернатора Ставропольского края от 28 мая 2021 года № 229 «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с неблагоприятными природными явлениями - ливневым дождем с градом и шквалистым ветром, произошедшими ДД.ММ.ГГГГ на территориях Благодарненского городского округа и Георгиевского городского округа Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального уровня, и обоснованно исходил из того, что истец [СКРЫТО] Т.А. фактически проживающая в принадлежащем ей жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который находился в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной опасным метеорологическим явлениям - «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», произошедшим ДД.ММ.ГГГГ, является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и обладает правом на получение единовременной материальной помощи.
Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 02 июня 2006 года № 84-п, и Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ставропольского края, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, но не имеют в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края права на получение мер социальной поддержки в части осуществления им единовременной материальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2017 года № 519-п., гражданам, пострадавшим вследствие указанной чрезвычайной ситуации, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, [СКРЫТО] Т.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный жилой дом находился в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной опасным метеорологическим явлением - «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», имевшим место ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> городского округа <адрес>, что подтверждается постановлением администрации Георгиевского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении границы зоны чрезвычайной ситуации».
Согласно акту обследования жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного характера опасного метеорологического явления - «сильный ветер, в том числе шквал, крупный град», произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края, от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пострадали конструктивные элементы жилого помещения, а именно кровля, площадь повреждений 60,0 кв.м., степень повреждения оценивается в 32,7%.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Т.А. обратилась в администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края с заявлением о включении ее семьи в список пострадавших граждан на получение единовременной материальной помощи.
Однако во включении в список пострадавших граждан на получение единовременной материальной помощи [СКРЫТО] Т.А. было отказано, поскольку на момент чрезвычайной ситуации она не была зарегистрирована в указанном жилом доме.
Материалами дела установлено, у истицы имеются договор поставки газа № 2510034689 от 15 февраля 2021 года; договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (для домовладения) и (или) внутриквартирного (о многоквартирном доме) газового оборудования от 19 февраля 2021 года; договор на проверку вентиляционных и дымовых каналов от 19 февраля 2021 года; квитанция об оплате коммунальных услуг; справка начальника Незлобненского территориального отдела по работе с населением управления по делам территорий администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 25 августа 2021 года; акт начальника Незлобненского территориального отдела по работе с населением от 24 августа 2021 года.
В соответствии со ст. 1 Федерального Конституционного закона РФ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ч. 1).
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации (ч. 2).
На основании ст. 3 Федерального Конституционного закона РФ от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Конституционного закона РФ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (абз. 5) ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии ч. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка; на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пп. «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68- ФЗ граждане Российской Федерации порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством России и законодательством субъектов России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пп. «г, д» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000,00 руб. на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50000,00 руб. на человека, за полностью утраченное имущество - 100000,00 руб. на человека).
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной Войны» (в редакции с изменениями, внесенными Законом Ставропольского края от 26 мая 2017 года № 53-кз) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются следующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах: - 10000,00 руб. на человека - единовременная материальная помощь; - 50000,00 руб. на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; - 100000,00 руб. на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2021 года № 1553 с 18.00 часов 24 мая 2021 года введен режим чрезвычайной ситуации функционирования окружного звена Георгиевского городского округа Ставропольского края краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановление м Губернатора Ставропольского края от 28 мая 2021 года № 229 «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с неблагоприятными природными явлениями - ливневым дождем с градом и шквалистым ветром, произошедшими 22 мая 2021 года на территориях Благодарненского городского округа и Георгиевского городского округа Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального уровня.
Гражданам, пострадавшим вследствие указанной чрезвычайной ситуации, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июня 2006 года № 84-п, и Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам России, проживающим на территории Ставропольского края, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, но не имеют в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края права на получение мер социальной поддержки в части осуществления им единовременной материальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2017 года № 519-п.
Доводы жалобы, о том, что истец не была зарегистрирована на день введения режима чрезвычайной ситуации по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, соответственно право на получение единовременной выплаты (материальной помощи) у нее отсутствует несостоятельны, поскольку в судебном заседании установлен факт проживания [СКРЫТО] Т.А. по адресу: <адрес>.
Также имеются квитанции об оплате коммунальных услуг, договора поставки газа № 2510034689 от 15 февраля 2021 года; о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (для домовладения) и (или) внутриквартирного (о многоквартирном доме) газового оборудования от 19 февраля 2021 года; договора на проверку вентиляционных и дымовых каналов от 19 февраля 2021 года.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 03 сентября 2021 года – оставить без изменения.
Апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 13 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи: