Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 20.04.2020 |
Дата решения | 27.05.2020 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Криволапова Елена Алексеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 5cd35a89-1cdc-30fe-8b01-ba5d63fb660a |
Судья: Купцова С.Н. дело № 33-3-3706/2020
УИД 26RS0010-01-2019-005398-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2020 года город Ставрополь
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Меньшова С.В.,
судей: Криволаповой Е.А., Киселева Г.В.,
при секретаре судебного заседания: Горбенко Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов [СКРЫТО] О.Н., [СКРЫТО] Н.А на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 19 февраля 2020 года по иску [СКРЫТО] О.Н. и [СКРЫТО] Н.А., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.Д.Н., Ш.А.Н., Ш.М.Н. к ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края, ПАО «Сбербанк России» о предоставлении возможности по уплате налогов без указания идентификационного номера налогоплательщика, возложении обязанности вести документооборот и печатать платежные поручения без указания идентификационного номера налогоплательщика,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.
установила:
Истцы [СКРЫТО] О.Н. и [СКРЫТО] Н.А., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.Д.Н., Ш.А.Н., Ш.М.Н., обратились в суд с вышеуказанным иском к ИФНС России по г.Георгиевску СК и ПАО Сбербанк России.
В обоснование исковых требований сторона истцов указала, что в августе 2019 года им пришли письма с налоговыми платежами за имущество и транспорт физических лиц, где присутствовал номер ИНН налогоплательщика. По религиозным убеждениям они отказываются использовать присвоенный им номер ИНН. Указывали, что присвоение им ИНН и применение его в отношении них оскорбляет их религиозные чувства, унижает честь и достоинство, причиняет им нравственные страдания, наносит им моральный вред и является препятствием непреодолимой силы к его использованию. Оплачивать налоги по своему имуществу они не отказываются, но только без указания в платежной форме ПД-4сб(налог) ИНН налогоплательщика. Поясняли, что обращались в ИФНС г.Георгиевска 22.08.2019 с просьбой распечатать платежные поручения по форме ПД-4сб (налог) на их имущественные и другие налоги за 2018 года без указания в них ИНН налогоплательщика; однако, на данную просьбу им было отказано, поскольку это сделать не позволяет программа. Полагали, что данный отказ ИФНС но г.Георгиевску является неправомерным так как: в руководстве пользователя АРМ «Реестр ФЛ» интегрированного комплекса АИС «Налог» (версия 4.0 18-е изм.) в последнем абзаце §3.1.1 «Реестр - регистрация документов» говорится: если от ФЛ поступило заявление об отказе от применения ИНН (код-1171), то после обработки этого заявления в картотеке плательщиков проставляется признак о подаче такого заявления и в выходных документах (платежках) ИНН не печатается». Данный факт так же подтверждает зам.начальника ИФНС по Автозаводскому району Валова И.Н. Частным определением суда от 24.02.2010 были установлены существенные нарушения норм налогового законодательства, а именно - указание ИНН в квитанциях, направляемых налогоплательщику, отказавшемуся от этого идентификатора личности. ИФНС согласилась с тем, что это нарушение налогового законодательства. Заявления об отказе от ИНН были направлены в ИФНС по г.Георгиевску 16.11.2016 - от [СКРЫТО] О.Н., 22.08.2019 от Ш.Д.Н., Ш.А.Н, Ш.М.Н. Написав жалобу в вышестоящий орган ИФНС в г.Ставрополе, они получили решение №08-21/027308 от 16.09.2019 в котором указывалось, что указание УИН или ИНН в платежном документе является обязательным - данное утверждение высказывается на основе Приказа Минфина России от 12.11.2013 №107н. Однако, в Приложение №1 к приказу Министерства финансов РФ от 12.11.2013 N107н «Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ» «значение ИНН плательщика - физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания в реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств идентификатора сведений о физическом лице или указания в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в соответствии с установленными настоящим приказом Правилами. При отсутствии уникального идентификатора начисления составитель указывает в распоряжении о переводе денежных средств адрес регистрации по месту жительства плательщика - физического лица или адреса регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства). В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным. В Приказе Казначейства России от 30.11.2012 N19н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» «Идентификатор плательщика включает в себя идентификатор сведений о физическом лице или идентификатор сведений о юридическом лице. Так, согласно п.2.28.1.1 данного Приказа Казначейства России №19н в качестве идентификатора сведений о физическом лице используются:в том числе серия и номер документа, удостоверяющего личность. Так же есть решение ВС об оплате без УИН и ИНН (решение от 24.10.2016 NАКПИ16-854), согласно 8 абз. П.3 правил в случае отсутствия у плателыцика-физлица ИНН и уникального идентификатора начисления (УИН) указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физлице является обязательным. Это может быть номер СНИЛС, серия и номер паспорта или водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства, а также иные идентификаторы сведений о физлице». Таким образом, указание в платежных поручениях ИНН или УИН не являются обязательными, если указывается другой идентификатор личности. Так же в решение №08-21/027308 от 16.09.2019 от УФНС по СК сказано, что «налогоплательщик вправе в любом банке самостоятельно заполнить платежные документ по форме №ПД-4сб(налог), указав все необходимые реквизиты для уплаты налога, исключая ИНН, поскольку при условии указания в поле 8 «Плательщик» платежного поручения фамилии, имени, отчества (при его наличии) и адреса регистрации по месту жительства значение ИНН плательщика - физического лица может не указываться. Заполнив платежные документы по форме №ПД-4сб(налог) и указав все реквизиты для платежа, кроме ИНН, истцы пришли в банк, чтобы оплатить данные налоги, но во всех банках им отказали, сказав, что провести платеж не смогут без указания ИНН или УИН. Поясняли, что [СКРЫТО] О.Н. обратилась с письмом в ПАО Сбербанк г.Москва, ул.*** с просьбой предоставить им возможность оплатить налоги без указания в платежках номера ИНН. На данный запрос пришел ответ от ПАО Сбербанк №191011 0946 921300 от 11.10.2019, что указание ИНН или УИН является обязательным. Данный отказ ПАО Сбербанк провести платеж налоговых платежей без указания ИНН плательщика считают неправомерным, поскольку в 2016 году по данному вопросу вышло разъяснительное письмо от Минфина России от 25.10.2016 N21-03-04/62195 «О разъяснении отдельных положений приказа Министерства финансов РФ от 12.11.2013 N 107н в части приема к исполнению распоряжений плательщиков - физических лиц о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при незаполненном реквизите "ИНН" плательщика». Ответ от ПАО Сбербанк и новое обращение в ИФНС по г.Георгиевску с просьбой разобраться в данном вопросе [СКРЫТО] О.Н. отправила 07.11.2019, однако, до настоящего времени, в нарушении законодательства на 30-дневный срок рассмотрения, ответ от ИФНС по г.Георгиевску не поступил. Поясняли, что 02.12.2019 истек последний срок оплаты налогов физических лиц. Так как истцы не имели возможности оплатить данные налоги из-за неправомерных действий ИФНС по г.Георгиевску и ПАО «Сбербанк», то в данный момент на их налоги начисляются пени.Считали, что их неправомерно лишили ПАО Сбербанк и ИФНС по г.Георгиевску возможности оплатить налоги на имущество физических лиц.Просили суд обязать ПАО «Сбербанк» предоставить [СКРЫТО] О.Н. и [СКРЫТО] Н.А. возможность выполнить свою обязанность по уплате налогов, то есть принять к исполнению платежные требования в форме ПД-4 (налог) без указания в них ИНН налогоплательщика, а по паспорту гражданина РФ; обязать ИФНС по г.Георгиевску ввести их заявления об отказе в базу данных Автоматизированной информационной системы «Налог» с присвоением им признака «отказ от ИНН по убеждениям», и больше не применять ИНН в документообороте в отношении истцов; обязать ИФНС по г.Георгиевску печатать платежные поручения в адрес истцов без указания в них ИНН налогоплательщика.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 19 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] О.Н. и [СКРЫТО] Н.А., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.Д.Н., Ш.А.Н., Ш.М.Н., к ИФНС России по г. Георгиевску СК, ПАО «Сбербанк России» о предоставлении возможности по уплате налогов без указания в платежных требованиях формы ПД-4 идентификационного номера налогоплательщика, возложении обязанности внести заявления об отказе от идентификационного номера налогоплательщика в базу данных Автоматизированной информационной системы «Налог» с присвоением признака «отказ от ИНН по убеждениям», вести документооборот и печатать платежные поручения без указания идентификационного номера налогоплательщика - отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, истцы [СКРЫТО] О.Н. и [СКРЫТО] Н.А. подали апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Считают не доказанным факт наличия у ПАО Сбербанк права отказать в проведении платежа физического лица без открытия счета в кредитной организации при не указании в платежном документе индивидуального номера ИНН плательщика, а проставлении в данной графе «нуль». Указывают, что при отсутствии у плательщика – физического лиц ИНН или УИН в распоряжении о переводе денежных средств им может быть указан любой другой идентификатор сведений о физическом лице. Обращают внимание на то, что сложившаяся в настоящее время ситуация нарушает права налогоплательщиков добровольно и в срок, установленный законом, исполнить обязанность по уплате налогов. Считает, что суд первой инстанции дал оценку не всем представленным доказательствам.
В своих письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ИФНС России по г. Георгиевску – Хлыбова Е.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных [СКРЫТО].Н. и [СКРЫТО] Н.А. исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что религиозные объединения, как и любые иные объединения граждан, могут функционировать только в рамках установленного в стране правопорядка; при этом, граждане обязаны исполнять требования действующего законодательства независимо от принадлежности к какому-либо вероисповеданию; в то время как религиозные обычаи, правила и нормы не входят в правовую систему РФ и не являются источниками российского права, они не могут являться руководством к действию ни для каких государственных органов, а соответственно, и не могут быть положены в основу решения суда.
Разрешая заявленные истцами исковые требования, суд первой инстанции сослался на положения Конституции РФ, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О свободе совести и о религиозных объединениях", ст.ст. 83-85 НК РФ, Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (утв. Приказом Министерства Финансов РФ от 29.06.2012 №ММВ-7-6/435@) в соответствии с которыми каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Так, в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Между тем, Российская Федерация представляет собой светское государство; и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Законодатель указывает, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Так, под свободой вероисповедания понимается право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом, понятие свободы вероисповедания не предполагает возможности неисполнения законов, действующих на территории РФ. В частности, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Так, в целях налогового контроля, составной частью которого является учет налогоплательщиков, физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании заявления о постановке на учет, а также без такого заявления на основе информации, предоставляемой уполномоченными на то законом органами; при этом, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет, с указанием присвоенного ему идентификационного номера налогоплательщика. Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в определенном порядке. В частности, при постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве. Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные. Между тем, структура идентификационного номера налогоплательщика для физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код: ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее: 1) NNNN (4 знака) - код налогового органа, который присвоил ИНН; 2) XXXXXX - порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, который присвоил ИНН; 3) CC - контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Федеральной налоговой службой. ИНН присваивается при впервые осуществляемых действиях по постановке на учет физического лица в налоговом органе: 1) по месту жительства; 2) по месту пребывания (при отсутствии места жительства физического лица на территории Российской Федерации); 3) по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации). ИНН, присвоенный физическому лицу в налоговом органе по месту жительства или месту пребывания, по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации), применяется при постановке на учет физического лица в налоговом органе по иным основаниям, предусмотренным законом. ИНН используется налоговым органом в качестве номера учетного дела организации или физического лица. При этом, ИНН может быть признан недействительным в случае внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а также в следующих случаях: 1) для организации - при снятии с учета организации в налоговом органе в случае прекращения деятельности при ликвидации организации, в результате реорганизации организации, в иных случаях, установленных федеральными законами; 2) для физического лица - при снятии с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью; 3) в случае обнаружения у организации или физического лица более одного ИНН. При этом один из ИНН сохраняется, а остальные признаются недействительными.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, [СКРЫТО] О.Н. является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с чем была поставлена на налоговый учет в ИФНС по г.Георгиевску и ей был присвоен идентификационный номер налогоплательщика.
В ходе рассмотрения судом первой инстанции спора по существу установлено, что [СКРЫТО] О.Н. в период с 15.11.2010 по 10.02.2012 являлась индивидуальным предпринимателем и состояла на налоговом учете в ИФНС России по г. Георгиевску, [СКРЫТО] Н.А. в период с 11.12.2014 по 23.11.2016, а затем с 16.02.2017 по 30.01.2019 являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на налоговом учете ИФНС России по г.Георгиевску. В связи с изменением нормативно-правовой базы им был присвоен индивидуальный номер налогоплательщиков. [СКРЫТО] на основании их заявлений (заявление [СКРЫТО] О.Н. от 17.05.2005, заявление [СКРЫТО] Н.А. 13.08.2009). [СКРЫТО] Н.А. свидетельство о постановке на налоговый учет получил 17.08.2009 лично, о чем сделана запись в реестре получения.
Из материалов дела усматривается, что постановка на учет несовершеннолетних детей истцов произведена на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния на основании ч. 2 ст. 84 НК РФ. Ш.Д.Н., *** года рождения, поставлена на учет ***; Ш.А.Н., *** года рождения, поставлен на учет *** и Ш.М.Н., *** года рождения, поставлен на учет ***.
Из сути исковых требований следует, что истцы по религиозным соображениям не желают, чтобы в отношении них, как при осуществлении налогового учета, так и при реализации ими иных прав и обязанностей, использовался ИНН, поскольку они считают себя людьми, которым при рождении присвоено имя, а применение ИНН расценивают как приравнивание их к неодушевленным предметам и как средство клеймения человека, что напрямую противоречит их вероисповеданию и религиозным убеждениям.
Проанализировав приведенные выше нормы права, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, верное суждение о том, что поскольку религиозные обычаи, правила и нормы не входят в правовую систему РФ и не являются источниками российского права, а, следовательно, не могут являться руководством к действию ни для каких государственных органов и не могут быть положены в основу решения суда; постольку законных оснований для удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] О.Н. и [СКРЫТО] Н.А., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.Д.Н., Ш.А.Н., Ш.М.Н. – не имеется.
Тем более, согласно позиции Конституционного суда РФ, отраженной в Определении от 10.07.2003 №287-О, наличие в ИНН некоего числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, носит случайный характер, при этом сам идентификационный номер налогоплательщика по своему предназначению, определенному на уровне федерального закона, подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике, причем исключительно в целях налогового учета и не заменяет имя человека, следовательно, оснований полагать, что само по себе присвоение физическому лицу ИНН без его согласия нарушает свободу совести и вероисповедания либо иные конституционные права и свободы граждан, отсутствуют. Более того, Налоговый кодекс РФ не препятствует изменению ИНН в случаях, когда такая необходимость продиктована религиозными убеждениями налогоплательщика, а так же предоставляет физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, право не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 настоящего Кодекса.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для верного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами суда первой инстанции. Ввиду чего, правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: