Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 09.03.2021 |
Дата решения | 06.04.2021 |
Категория дела | по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения |
Судья | Мясников Алексей Анатольевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b1501434-da07-34b2-bf49-dbd8bd5ee539 |
Судья Радионова Н.А. Дело № 33-3-3085/2021
№ 2 – 3222/2020
УИД 26RS0002-01-2020-005449-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ставрополь 06 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Мясникова А.А.
судей Журавлевой О.В., Гукосьянца Г.А.
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е.
с участием прокурора Дремовой М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика министерства имущественных отношений СК – Аллагулиевой С.М.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 ноября 2020 года,
по гражданскому делу по иску Георгиевского межрайонного прокурора, действующего в интересах [СКРЫТО] В.В. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Ставропольского края,
заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Георгиевский межрайонный прокурор, действующий в интересах [СКРЫТО] В.В., обратился в суд с иском к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Ставропольского края.
Свои требования мотивировал тем, что [СКРЫТО] В.В. в 2016 году обратился в министерство образования и молодежной политики СК с заявлением о включении в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в 2016 году министерством имущественных отношений включен в данный список, однако до настоящего времени в установленном законном порядке жилым помещением не обеспечен.
Однако, жилое помещение специализированного жилищного фонда, до настоящего времени [СКРЫТО] В.В. не предоставлено.
Просит суд обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить [СКРЫТО] В.В., … года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Ставропольского края.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, [СКРЫТО] В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельства о рождении (повторное) 1-ДН № 627356 от 17.03.2003 матерью [СКРЫТО] В.В., … года рождения, является [СКРЫТО] С.А., отцом является [СКРЫТО] В.М..
Согласно свидетельства о смерти (повторное) 1-ДН № 762587 от 14.03.2005 мать [СКРЫТО] В.В., … года рождения, - [СКРЫТО] (Щербакова) С.А. умерла 25.05.2002 г., согласно свидетельства о смерти П-ДН № 754025 от 08.04.2014 отец [СКРЫТО] В.В., … года рождения, - [СКРЫТО] В.М. умер 31.03.2014.
Постановлением главы администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края № 22 от 22.01.2007 [СКРЫТО] С.М. назначена опекуном над несовершеннолетним [СКРЫТО] В.В., … года рождения.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 05.05.2016 установлен факт нахождения [СКРЫТО] В.В., … года рождения, без попечения родителей в период с 25 мая 2002 года до его совершеннолетия - 06 апреля 2012 года.
Согласно информации Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 28.07.2016 [СКРЫТО] В.В., … года рождения, включен в сводный список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 году.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] В.В., … года рождения, 21.07.2016 обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Однако, судом установлено, что [СКРЫТО] В.В. до настоящего времени в установленном законном порядке жильем не обеспечен.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сведения о зарегистрированных правах за [СКРЫТО] В.В., … года рождения, отсутствуют.
Согласно информации Министерства имущественных отношений Ставропольского края [СКРЫТО] В.А. включен Министерством образования Ставропольского края в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края (далее - Список).
Следовательно, у [СКРЫТО] В.В., как нуждающегося в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, была поставлена в льготную очередь на внеочередное получение жилья. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством на Министерство имущественных отношений СК определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Таким образом, суд обоснованно возложил на министерство имущественных отношений СК обязанность по обеспечению жилым помещением [СКРЫТО] В.В.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: