Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 01.03.2021 |
Дата решения | 07.04.2021 |
Категория дела | Иные социальные споры |
Судья | Калоева Зарина Ацамазовна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 6487ee8c-7b9c-30aa-bd5b-3f8edd7d41a3 |
дело № 33-3-2827/2021
Судья Сердюков А.Г. ГД № 2-18/2021
УИД: 26RS0018-01-2020-001382-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Ставрополь 07.04.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шурловой Л.А.,
судей Калоевой З.А., Турлаева В.Н.,
при секретаре судебного заседания Костине Э.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчиков [СКРЫТО] Л.Н., [СКРЫТО] Д.Г. на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 11.01.2021 по гражданскому делу по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к [СКРЫТО] Л.Н., [СКРЫТО] Д.Г. о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.
Заслушав доклад судьи Калоевой З.А., судебная коллегия
установила:
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края обратилось с иском к [СКРЫТО] Л.Н., [СКРЫТО] Д.Г. о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности (л.д. 5-8, 53).
Обжалуемым решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 11.01.2021 удовлетворены исковые требования Министерства сельского хозяйства Ставропольского края.
Суд взыскал солидарно со [СКРЫТО] Л.Н., [СКРЫТО] Д.Г. в бюджет Ставропольского края выплаченную социальную выплату на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в размере 1049981 рубль (л.д. 74-80).
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Л.Н., [СКРЫТО] Д.Г. просит отменить вышеуказанное решение суда, как незаконное и необоснованное. Ссылаются на то, что с 06.09.2019 по настоящее время [СКРЫТО] Л.Н. осуществляет свою трудовую деятельность в социальной сфере в ГКОУ «<…>» с. Красногвардейское, то есть в сельской местности, в должности младшего воспитателя. Считают, что объективной причиной нарушения шестимесячного срока, в течение которого должна была быть продолжена трудовая деятельность [СКРЫТО] Л.Н., явилось отсутствие рабочих мест в сферах осуществления трудовой деятельности, предусмотренной постановлением Правительства Ставропольского края от 11.03.2014 № 90-п. Представить соответствующие документы в судебное заседание они не имели возможности, с связи с праздничными днями (л.д. 84-85).
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором) (л.д. 104-107). Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в отсутствие не явившегося лица, по имеющимся в деле материалам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов данного дела, приказом Министерства сельского хозяйства от 28.04.2018 № 139 утвержден сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20133-2020 г.г., по Ставропольскому краю на 2018 г. (л.д. 9).
[СКРЫТО] Л.Н. включена в вышеуказанный сводный список (л.д. 10-11).
08.05.2018 [СКРЫТО] Л.Н. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 11-24/64 на сумму 1049981 рубль (л.д. 18).
30.05.2018 между Министерством сельского хозяйства Ставропольского края и [СКРЫТО] Л.Н. (член молодой семьи) и ООО «<…>» (работодатель) заключен договор № 11-27/042 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1049981 рубль (л.д. 12-17).
В соответствии с п. 2.3.2 указанного договора хотя бы один член молодой семьи обязуется работать у работодателя по трудовому договору в агропромышленном комплексе или социальной сфере не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (л.д. 15).
30.05.2018 приказом № 72-к [СКРЫТО] Л.Н. была уволена с должности свиновода ПУ № 1 по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (л.д. 32).
13.06.2018 между В. и [СКРЫТО] Л.Н., [СКРЫТО] Д.Г., С., С., С., заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <…>, стоимостью 1650000 рублей, из них 1049981 рубль за счет социальной выплаты (л.д. 20-21).
03.07.2018 получателю социальной выплаты [СКРЫТО] Л.Н. произведено перечисление денежных средств в размере 1049981 рубль (л.д.18-оборот).
13.02.2020 Министерство сельского хозяйства Ставропольского края направило в адрес [СКРЫТО] Л.Н. письмо № 06-12-24/1256 о необходимости возврата предоставленной социальной выплаты в размере 1049981 рубль (л.д. 34-35).
Разрешая возникший между сторонами спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 309, 310 ГК РФ, исходил из того, что [СКРЫТО] Л.Н. не выполнила обязательство при получении социальной выплаты на приобретение жилья, уволилась по собственной инициативе до истечения 5 лет, трудоустроилась в организацию сельской местности в области образования по истечении года, трехсторонний договор между [СКРЫТО] Л.Н., работодателем и министерством не заключался, её супруг [СКРЫТО] Д.Г. не работает в сельской местности. С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для сохранения за ответчиками права на социальную выплату на приобретением жилья как молодому специалисту в рамка участия в программе.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу п.п. «ж, к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ч. 2 ст. 1).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Приложением № 13 к Программе ранее установлены «Правила порядка и условий предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов».
В соответствии с п. 2 данных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий и разработанных на основе документов территориального планирования, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих, в частности, предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, согласно приложению № 1 (п/п. «а» п. 2 Правил).
Приложением № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов предусмотрено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение жилья) такой категории граждан, проживающих в сельской местности, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат.
Данные нормы утратили силу с 01.01.2018 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1544 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 г.г», реализация мероприятий данной программы осуществляется в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (ред. от 06.09.2018) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 г.г.».
Одним из направлений (подпрограммой) Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 г.г. является ведомственная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий», утв. Минсельхозом России 07.06.2019.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесение изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в соответствии с п/п. «б» п. 8 гл. 2 Приложения к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях (Приложение № 3 Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий») которого социальная выплата предоставляется гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты.
В соответствии с п. 41 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях», в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Согласно п. 42 указанных Правил, существенными условиями договора, указанного в п. 41 настоящего Типового положения, являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного п/п. «а» данного пункта.
Согласно п. 44, в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в п. 41 данного Типового положения.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.05.2009 № 136-п утвержден «Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», п. 2 которого установлено обязательство - работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.
Вместе с тем с учетом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора с членом молодой семьи - получателем социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учета того, по чьей инициативе были прекращены трудовые отношения, и без учета конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, в случае если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, не продолжил работу в сельской местности в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе путем осуществления предпринимательской деятельности в названных сферах, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.
Следовательно, в случае досрочного прекращения трудовых отношений не по инициативе члена молодой семьи и по основаниям, не связанным с нарушением им норм трудового законодательства, а также при наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи, член молодой семьи, постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в этой местности трудовую деятельность, в том числе при отсутствии у него реальной (фактической) возможности трудоустроиться в течение 6 месяцев с момента прекращения трудовых отношений в организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишен права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права члена молодой семьи на предоставленную ему социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в случае увольнения из организации агропромышленного комплекса или социальной сферы по собственной инициативе, пришел к неправильному выводу о том, что [СКРЫТО] Л.Н. не исполнила условия предоставления социальной выплаты.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 № 2-П, правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12.07.2007 № 10-П, от 13.12.2016 № 28-П, от 10.03.2017 № 6-П, от 11.02.2019 № 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
Вывод суда первой инстанции о том, что сам по себе факт подписания заявления [СКРЫТО] Л.Н. об увольнении по собственному желанию, отсутствие действий по оспариванию основания увольнения является формальным основанием для возврата полученной социальной выплаты противоречит сути государственной программы по улучшению жизненных условий молодых семей, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилого помещения.
Согласно протоколу судебного заседания от 11.01.2021, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик [СКРЫТО] Д.Г. супруг [СКРЫТО] Л.Н., пояснил, что ответчики приходятся родителями четверых детей: <…> (л.д. 92-95). Супруге [СКРЫТО] Л.Н. пришлось уволиться в связи с состоянием здоровья несовершеннолетних детей, требующих ухода. Впоследствии [СКРЫТО] Л.Н. была зарегистрирована ГКУ «<…>» в качестве безработной, но в связи с отсутствием в селе соответствующих вакансий, не смогла трудоустроиться. Он устроился работать на стеклотарный завод, однако завод не является агропромышленным комплексом. По состоянию своего здоровья не мог трудоустроиться в организациях агропромышленного комплекса (л.д. 70-72).
В апелляционной жалобе ответчики ссылаются на отсутствие в селе рабочих мест в сферах осуществления трудовой деятельности, предусмотренных вышеуказанным постановлением, что явилось причиной нарушения [СКРЫТО] Л.Н. шестимесячного срока, в течение которого должна была быть продолжена её трудовая деятельность. Принятие решения о лишении их права на полученную ими социальную выплату приведет либо к фактическому лишению многодетной семьи единственного жилья, либо поставит их семью на грань уничтожения, ввиду недостаточности средств для её выплаты.
Руководствуясь разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в абзацах 4, 5 п. 28 постановления Пленума от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», положениями абз. 2 ч. 2 ст. 327 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции приобщил к материалам данного дела в качестве дополнительного (нового) доказательства: заключение фтизиатра ГБУЗ СК «<…>» от 08.05.2018, справку ГБУЗ СК «<…>» от 04.02.2021, выписку ГКУ «<…>» № 45 от 20.01.2021, свидетельства о рождении детей, справку <…> от 11.02.2021, поскольку они подтверждает юридически значимые обстоятельства по делу (л.д. 89-96).
Согласно справке ГКУ «<…>» [СКРЫТО] Л.Н. с 08.06.2018 зарегистрирована в качестве безработной в целях поиска подходящей работы (л.д. 91).
В настоящее время, согласно справке ГКОУ «<…>» с. Красногвардейское от 19.11.2019 № 627, [СКРЫТО] Л.Н. с 06.09.2019 по настоящее время работает в должности младшего воспитателя (л.д. 26).
Супруг [СКРЫТО] Л.Н. – ответчик [СКРЫТО] Д.Г. состоит на учете в ГБУЗ СК «<…>» с диагнозом <…> (л.д. 89).
Согласно справке Красногвардейского территориального управления от 11.02.2021 супруги [СКРЫТО] имеют четверых детей: <…> (л.д. 92-95).
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, в том числе объяснения сторон, которые в силу ч. 1. ст. 68 ГПК РФ являются доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства, в своей совокупности, свидетельствуют о соблюдении [СКРЫТО] Л.Н., в настоящее время проживающей в сельской местности и продолжающей осуществлять в этой местности трудовую деятельность, условий для сохранения за ней права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья, поскольку увольнение [СКРЫТО] Л.Н., являющейся матерью 4 несовершеннолетних детей, не было связанно с нарушением ею норм трудового законодательства, при наличии уважительных причин, для досрочного расторжения трудового договора по её инициативе. По объективным причинам (отсутствие в селе рабочих мест в сферах осуществления трудовой деятельности, предусмотренных вышеуказанным постановлением), [СКРЫТО] Л.Н. не могла трудоустроиться на территории Красногвардейского района Ставропольского края на предприятиях агропромышленного комплекса и в учреждениях социальной сферы в течение 6 месяцев с момента прекращения трудовых отношений в организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы. Вместе с тем, с 06.09.2019 по настоящее время [СКРЫТО] Л.Н. работает в должности младшего воспитателя ГКОУ «<…>» с. Красногвардейское.
Вышеизложенное не было учтено судом первой инстанции, что привело к принятию неправомерного решения.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 11.01.2021 отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к [СКРЫТО] Л.Н., [СКРЫТО] Д.Г. о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в размере 1049981 рубля – отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: