Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 10.01.2022 |
Дата решения | 26.01.2022 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Кононова Людмила Ивановна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | e908c0f8-97a2-3f8b-bb9e-f7be1d1a457c |
Судья Деева И.И. дело № 33-3-1011/2022
(в суде первой инстанции -№2-537/2021)
УИД:26RS0015-01-2021-000992-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 26 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кононовой Л.И.,
судей Савина А.Н., Дробиной М.Л.,
при секретаре судебного заседания Гриб В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Ставропольского края по доверенности Гапаровой С.Н.
на решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Ставропольского края от 27 сентября 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Ставропольского края о признании права собственности на бесхозяйные места захоронения биологических отходов (скотомогильники) и обязании совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кононовой Л.И.,
установила:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Ставропольского края, в котором просил:
- признать право собственности Правительства Ставропольского края на следующие бесхозяйные места захоронения биологических отходов:
1) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 1), площадью 3461 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «», на расстоянии «» ;
2) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 2), площадью 8155 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «», на расстоянии «»;
3) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 4), площадью 8639 кв.м, расположенный на границе двух кадастровых кварталов «» и «», на расстоянии «»;
4) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 5), площадью 304 кв.м, расположенный в границах кадастрового квартала «» на расстоянии «»;
5) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 6), площадью 3086 кв.м, расположенный в границах кадастрового квартала «», на расстоянии «»;
6) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 7), площадью 1276 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером «», на расстоянии «»;
7) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 8), площадью 11 278 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «», на расстоянии «»;
8) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 9), площадью 9542 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером «», на расстоянии «»;
9) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 10), площадью 475 кв.м, расположенный в границах кадастрового квартала «», на расстоянии «»;
10) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 11), площадью 2 542 кв.м, расположенный в границах 2-х кадастровых кварталов: «» и «», на расстоянии «» ;
11) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 12), площадью 3 009 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «», на расстоянии «» ;
12) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 13), площадью 249 кв.м, расположенный на земельном участка с кадастровым номером «», на расстоянии «» ;
13) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 14), площадью 13 708 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «», на расстоянии «»;
14) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 15), площадью 2 686 кв.м, расположенный в границах кадастрового квартала «», на расстоянии «» ;
15) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 16), площадью 13 922 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «», на расстоянии «»;
- возложить на [СКРЫТО] Ставропольского края обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории [СКРЫТО] городского округа (далее - Ипатовский ГО) путем принятия мер по обустройству и содержанию вышеуказанных скотомогильников в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой [СКРЫТО] с привлечением уполномоченных органов контроля, проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами животноводства (биологическими отходами) на территории [СКРЫТО] ГО, в ходе которой установлено, что на территории [СКРЫТО] ГО расположены бесхозяйные места захоронения биологических отходов (скотомогильники), которые не соответствуют требованиям ветеринарных правил, а отсутствие собственников у несоответствующих предъявляемым требованиям скотомогильников не позволяет сделать вывод об их безопасности, поскольку отсутствие контроля за их состоянием в любой момент может привести к их разрушению и возникновению чрезвычайной ситуации.
Определением суда от 22.06.2021 по ходатайству представителя ответчика привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Определением суда от 21.09.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен собственник земельного участка с кадастровым № «» Сурмило А.А.
Обжалуемым решением [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Ставропольского края от 27 сентября 2021 года исковые требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Ставропольского края о признании права собственности на бесхозяйные места захоронения биологических отходов (скотомигильники) и обязании совершить определенные действия - удовлетворены.
Суд признал право собственности Правительства Ставропольского края на бесхозяйные места захоронения биологических отходов в виде 15 скотомогильников, расположенных по адресам, указанным в иске.
Суд возложил на [СКРЫТО] Ставропольского края обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории [СКРЫТО] городского округа путем принятия мер по обустройству и содержанию вышеуказанных скотомогильников в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства Ставропольского края по доверенности Гапарова С.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. Указала, что прокуратурой [СКРЫТО] не представлены документы, свидетельствующие о том, что спорные объекты являются объектами недвижимости и являются бесхозяйными. Кроме того, считает, что прокурор [СКРЫТО] не предоставил сведений о вводе в эксплуатацию скотомогильников, указанных в иске. Судом необоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц арендаторов земельных участков, на которых расположены указанные в иске скотомогильники. Указывает на нарушение порядка признания права собственности за ответчиком на бесхозяйные объекты, предусмотренного п.3 ст.225 ГК РФ. Кроме того, полагает, что процессуальным истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края – Стрельников А.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель процессуального истца – старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Протасова О.Б. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Изучив материалы дела, выслушав представителя процессуального истца Протасову О.Б., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы и представленных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Таких нарушений не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела и судебной коллегией в результате апелляционной проверки обжалуемого решения установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведенной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами животноводства (биологическими отходами) установлено расположение на территории [СКРЫТО] ГО пятнадцати бесхозяйных мест захоронения биологических отходов (скотомогильников), которые не соответствуют требованиям Ветеринарных правил.
Так, установлено, что на территории [СКРЫТО] городского округа расположены следующие бесхозяйные места захоронения биологических отходов (скотомогильники):
1) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 1) площадью 3 461 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «»на «» в виде ямы, размещенный в 1 км от жилых, общественных зданий, более 4 км от животноводческих ферм, более 1,3 км от скотопрогонов и пастбищ, на сухом возвышенном участке земли. Уровень стояния грунтовых вод более 30 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника, имеет размеры 3х3 м, глубину 4 м.;
2) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 2) площадью 8 155 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке земли в 5,0 км от жилых, общественных зданий, более 2-х км от животноводческих ферм, более 1,2 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 2 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 3х4 м, глубину 4 м;
3) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 4) площадью 8 639 кв.м, расположенный на границе двух кадастровых кварталов «» и «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке земли в 4.0 км от жилых, общественных зданий, более3,5 км от животноводческих ферм, более 2 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 14 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 3х2 м, глубину 4 м;
4) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 5) площадью 304 кв.м, расположенный в границах кадастрового квартала «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке земли в 10 км от жилых, общественных зданий, более 1,0 км от животноводческих ферм, более 0,7 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 10 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 3х3 м, глубину 4 м;
5) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 6) площадью 3 086 кв.м, расположенный в границах кадастрового квартала «» на расстоянии «» в виде ямы, размещённый на сухом возвышенном участке земли в 4,0 км от жилых, общественных зданий, более 3,0 км от животноводческих ферм, более 0,8 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 6 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 4х4 м, глубину 4 м;
6) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 7) площадью 1276 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером «», на расстоянии «» в виде ямы, размещённый на сухом возвышенном участке земли в 2,0 км от жилых, общественных зданий, более 2,0 км от животноводческих ферм, более 1,0 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 16 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога), ограждение – бетонные плиты. Ямы скотомогильника имеет размеры 5х4 м, глубину 8 м;
7) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 8) площадью 11 278 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке земли в 3,0 км от жилых, общественных зданий, более 2,0 км от животноводческих ферм, более 1,1 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 4 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 3х4 м, глубину 4 м;
8) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 9) площадью 9 542 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером «» на расстоянии «» в виде ямы, размещённый на сухом возвышенном участке земли в 5,0 км от жилых, общественных зданий, более 4,0 км от животноводческих ферм, более 1,0 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 5 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 4х4 м и глубину 4 м;
9) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 10) площадью 475 кв.м, расположенный в границах кадастрового квартала «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке земли, в 2,0 км от жилых, общественных зданий, более 2,0 км от животноводческих ферм, более 0,8 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 15 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 2х2 м и глубину 4 м.
10) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 11) площадью 2 542 кв.м, расположенный в границах 2-х кадастровых кварталов: «» и «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке земли, в 3,0 км от жилых, общественных зданий, более 2,0 км от животноводческих ферм, более 1,0 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 10 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 3х4 м и глубину 4 м.
11) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 12) площадью 3 009 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке земли в 0.5 км от жилых, общественных зданий, более 2,0 км от животноводческих ферм, более 1,0 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 15 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 4х4 м, глубину 4 м.
На территории данного скотомогильника находится место захоронения животных, павших от сибирской язвы, которое размещено на сухом возвышенном участке земли, отсутствует канава (по всему периметру), не обнесено изгородью, исключающей случайный доступ людей и животных, отсутствует табличка с надписью «сибирская язва». Таким образом, данное сибиреязвенное захоронение не соответствуют п. 4.1 Ветеринарных правил ВП 13.3.1320-96 (Сибирская язва);
12) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 13) площадью 249 кв.м, расположенный на земельном участка с кадастровым номером «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке в 1,0 км от жилых, общественных зданий, более 0,5 км от животноводческих ферм, более 1,0 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 10 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 3х4 м и глубину 4 м.
13) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 14) площадью 13 708 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке земли в 3,0 км от жилых, общественных зданий, более 1,5 км от животноводческих ферм, более 1,0 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 15 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 3х4 м, глубину 4 м;
14) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 15) площадью 2 686 кв.м, расположенный в границах кадастрового квартала «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке земли в 2,0 км от жилых, общественных зданий, более 0,5 км от животноводческих ферм, более 1,0 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 6 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 3х4 м и глубину 4 м;
15) скотомогильник (ветеринарно-санитарная карточка № 16) площадью 13 922 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером «» на расстоянии «» в виде ямы, размещенный на сухом возвышенном участке земли в 4,0 км от жилых, общественных зданий, более 0,5 км от животноводческих ферм, более 1,0 км от скотопрогонов и пастбищ. Уровень стояния грунтовых вод более 7 м. Имеется подъездной путь (грунтовая дорога). Яма скотомогильника имеет размеры 3х3 м, глубину 4 м.
Кроме этого, материалами дела также подтверждается, что указанные выше скотомогильники, то есть места захоронения биологических отходов - биотермические ямы, не приняты в собственность Ставропольского края и на момент разрешения спора судом не приведены в соответствие с ветеринарно-санитарными и санитарными правилами.
Удовлетворяя исковые требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.42, 72 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.214 Гражданского кодекса РФ, ст.39 Закона Ставропольского края от 12.10.1994 №6-кз «Устав (Основной Закон) Ставропольского края», Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также исходил из того, что до настоящего времени спорные бесхозяйные места захоронения биологических отходов (скотомогильники) не приняты в собственность Ставропольского края и не приведены в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами, в то время как находятся под ответственностью исполнительного органа субъекта РФ – Правительства Ставропольского края. Отсутствие собственника указанных объектов влечет невозможность обеспечения их сохранности, угрозу безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, поскольку может привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также - Федеральный закон № 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт «ц» пункта 2 статьи 26.11).
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. № 27).
Определяя круг вопросов местного значения сельского поселения, федеральный законодатель вопросы по организации скотомогильников не отнес к полномочиям сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ).
Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом России 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, обязательных для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 апреля 2019 года № 864-О обратил внимание, что часть 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет вопросы местного значения, которые по общему правилу относятся к компетенции городских поселений, согласно части 3 названной статьи могут быть закреплены и за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального [СКРЫТО] и уставами сельских поселений, за исключением вопроса организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указанного в пункте 23 части 1 статьи 14 названного закона.
Из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что вопросы организации на территории субъекта Российской Федерации скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
При этом, частью 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1. статьи 17 указанного федерального закона (пункт 5).
Исходя из Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года № 626, целью создания скотомогильника, предназначенного для захоронения биологических отходов, является нераспространение возбудителей болезней животных; предупреждение заболеваний людей зооантропонозными болезнями и охрана окружающей среды от загрязнения, в связи с чем суд первой инстанции сделал правильный вывод, что содержание мест захоронения биологических отходов (скотомогильников) федеральным законодательством к вопросам местного значения не отнесено и надлежащим ответчиком правильно определено [СКРЫТО] Ставропольского края.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор не представил суду документов, свидетельствующих о проведенной всесторонней проверке, а также что, судом не принято мер к установлению землепользователей указанных земельных участков, не устанавливался факт отражения нахождения спорных объектов, которые якобы являются объектами недвижимости, на соответствующих бухгалтерских счетах у землепользователей земельных участков, на которых располагаются спорные объекты, признаются судебной коллегией несостоятельными в силу следующего.
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также - Федеральный закон № 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно ст.214 Гражданского кодекса РФ от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что вопросы организации на территории субъекта Российской Федерации скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 1, 16 и 18 Закона Ставропольского края от 06.11.1997 года № 32-кз «О Правительстве Ставропольского края» [СКРЫТО] Ставропольского края является высшим и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края, который осуществляет полномочия по принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия, выполнению мер по реализации прав граждан на благополучную окружающую среду.
В соответствии с п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» установлен порядок разграничения объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности; объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; объектов, относящихся к муниципальной собственности в соответствии с приложениями 1-3.
Пунктом 3 Постановления № 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, которые не перечислены в приложениях 1-3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Скотомогильники не перечислены в приложениях 1-3 Постановления № 3020-1, в связи с чем должны находиться в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Не соблюдение ветеринарно-санитарных правил содержания скотомогильников создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека и животных, а также чрезвычайных ситуаций. В силу действующего законодательства осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Доводы жалобы ответчика о том, что прокурором выбран не надлежащий способ защиты права, поскольку скотомогильники могут находиться на балансе юридических лиц и не являться бесхозяйными объектами, судебной коллегией отклоняются, поскольку как верно указал суд первой инстанции, указанные доводы противоречат подпункту 49 пункта 2 ст. 26.3, подпункту «ц» пункта 2 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьям 1, 16, 18 Закона Ставропольского края от 06.11.1997 № 32 -кз « О Правительстве Ставропольского края».
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность. В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Ставропольского края от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Правительства Ставропольского края по доверенности Гапаровой С.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.01.2022 г.