Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 26.03.2015 |
Дата решения | 21.04.2015 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | f2aee4c1-4535-3320-af98-7ce4f6aa00cf |
дело № 33-2545/15 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 21 апреля 2015
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: | Криволаповой Е.А., |
судей: | Тепловой Т.В., Мирошниченко Д.С., |
по докладу: | Мирошниченко Д.С., |
с участием секретаря: | Димитровой Н.В., |
прокурора: | Л.Н.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора филиала № 9 отделения фонда социального страхования РФ – М. В.А. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 19 января 2015 года,
по иску прокурора города Пятигорска в интересах П.А.И. к Государственному учреждению – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 9 – Государственному учреждению – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению санаторно-курортных путевок за 2012-2013г.,
заслушав доклад, судебная коллегия,
установила:
Прокурор г. Пятигорска, действуя в интересах П.А.И., обратился в Пятигорский городской суд с иском к ГУ СРОФСС РФ, филиалу № 9 ГУ СРОФСС РФ о восстановлении нарушенного права П.А.И. на получение мер социальной поддержки возложении обязанности по предоставлению санаторно-курортных путевок за 2012-2013 годы в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивировал тем, что П. А.И. 23.03.1944 года рождения, является инвалидом 1 группы, состоит на учете в филиале 9 ГУ СРОФСС РФ. Статьей 6.1 ФЗ от 17.07.1999 № 178 «О государственной социальной помощи» определен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых включаются социальные услуги по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение. 14.02.2011 П.А.И. в Филиал № 9 подано заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по профилю «болезни глаза» и представлена справка для получения путевки от 14.02.2011 № 74, выданная МУЗ «Поликлиника № 1» г. Пятигорска, а также представлены справки для получения путевки от 19.09.2012 № 507 и от 01.11.2013 № 450. 10.06.2014 прокурором в интересах П.А.И. в суд был предъявлено исковое заявление о восстановлении права на получение мер социальной поддержки. 15.07.2014 Пятигорским городским судом производство по делу прекращено в связи с предоставлением П.А.И. санаторно-курортных путевок в количестве 2 штук (с сопровождающим) 27.06.2014 по накладной № 26 с датой заезда 03.07.2014 в Санаторий «Машук» г. Пятигорска. Из объяснений директора Филиала № 9 от 24.10.2014 следует, что путевки были предоставлены на основании личного заявления П.А.И. от 14.02.2011; позже предоставленные справки в 2012-2013 годах являются подтверждением тому, что заявителю не противопоказано санаторно-курортное лечение, в связи с этим подача заявления от него не требовалась; из-за недостаточного получения санаторно-курортных путевок Филиалом № 9 ему была предоставлена вышеуказанная путевка только в 2014 согласно очередности. В силу положений ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ. При этом санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов и является одним из основных мероприятий данного перечня. П. А.И. неоднократно обращался в Филиал № 9 по вопросу получения санаторно-курортных путевок, своевременно представил справки для получения путевки 19.09.2012 № 507 и 01.11.2013 № 450, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении. Сотрудники Филиала № 9, получив вновь поданные документы, заявления от П.А.И. на предоставление путевок не принимали, ссылаясь на действие ранее поданного заявления.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ГУ СРОФСС РФ предоставить П. А.И. путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год и 2013 год в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований к филиалу № 9 ГУ СРОФСС РФ о восстановлении нарушенного права на получение мер социальной поддержки возложении обязанности по предоставлению санаторно-курортных путевок за 2012 год и 2013 год в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу отказано.
В апелляционной жалобе директор филиала № 9 М.В.А. просит решение в части удовлетворения исковых требований отменить, как незаконное и необоснованное, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований отказать. Ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение и нарушение норм материального закона и нарушение норм процессуального закона, на неправильную оценку судом собранных по делу доказательств. В частности указывает на то, что П.А.И. ни в 2012, ни в 2013 году с заявлениями о предоставлении ему путевок на санаторно-курортное лечение в филиал № 9 отделения Фонда не обращался, им были предоставлены лишь справки о наличии показаний к санаторно-курортному лечению в соответствии с профилем его заболевания. Удовлетворяя настоящий иск и возлагая обязанность на отделение Фонда предоставить сразу две путевки за прошедшие годы, суд ущемил права других граждан льготной категории, которые состоят на очереди в филиале № 9, и их право на получение путевок по их профилю заболевания, аналогичному профилю заболевания П.А.И., будет реализовано несвоевременно. Кроме того, при вынесении решения о предоставлении П. А.И. о предоставлении двух путевок на санаторно-курортное лечение, судом нарушены положения ч. 3 ФЗ от 17.07.1999 № 178 «О государственной социальной помощи», согласно которого длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней. Указанная продолжительность обозначена с учетом медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к санаторно-курортному лечению. Таким образом, при одновременном предоставлении двух путевок продолжительность пребывания П. А.И. в санаторно-курортном учреждении составит 36дн, что является недопустимым.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г. …. Ш. Е.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, считая доводы ее несостоятельными.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражении на нее, заслушав лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения не нашла.
Судом правильно определён характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применён и истолкован верно. Существенных нарушений процессуальных норм не допущено. В соответствии со ст.ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора г. Пятигорска в интересах П.А. И. о восстановлении нарушенного права на получение мер социальной поддержки – возложении обязанности по предоставлению санаторно-курортных путевок за 2012 год и 2013 год в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, никем не обжалуется. Следовательно, в указанной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 9 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. В соответствии со ст. 10 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Указанный федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года N 2347-р и включает в себя в числе прочих реабилитационных мероприятий инвалида санаторно-курортное лечение (пункт 3).
В ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 N 181 "О социальной защите инвалидов в РФ" указано, что социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан в целях профилактики заболеваний осуществляется в рамках предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и регулируется ФЗ от 17.07.1999 N 178 "О государственной социальной помощи" и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2, статьи 6.3 Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, в период с 01.01. по 31.12. текущего года.
В целях реализации статьи 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи" Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ от 29.12.2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Пунктами 3.1, 3.3 вышеназванного Порядка предусматривается, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда социального страхования РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда.
На основании решения врачебной комиссии о направлении на санаторно-курортное лечение больному выдается справка для получения путевки, которая действительна в течение 6 месяцев. Форма такой справки N 070/у-04 утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение".
Получив надлежаще оформленную справку для получения путевки, гражданин обращается с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Путевка должна быть выдана и получена гражданином не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, в оформленном и заполненном виде.
Судом установлено и следует из материалов дела, что П.А.И., 23.03.1944 года рождения, является инвалидом 1 группы и имеет медицинские показания к санаторно-курортному лечению, соответственно, в силу Федерального закона № 178-ФЗ имеет право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на получение при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. От получения набора социальных услуг в части санаторно-курортного лечения в 2011 году, 2012 году и 2013 году истец не отказывался.
14.02.2011 П. А.И. МБУЗ «Поликлиника № 1 г. Пятигорска» выдана справка №74 для получения путевки на санаторно-курортное лечение. 14.02.2011 П.А.И. обратился в филиал 9 ГУ СРОФСС РФ с письменным заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение согласно медицинским показаниям. Заявление было принято и П.А.И. поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение по рекомендованному профилю заболевания. Однако П.А.И. путевкой в течение календарного года, то есть до 31.12.2011, обеспечен не был.
10.06.2014 прокурором города в интересах П.А.И. было предъявлено исковое заявление о восстановлении права на получение мер социальной поддержки и предоставлении санаторно-курортной путевки за 2011. 15.07.2014 Пятигорским городским судом производство по делу прекращено в связи с предоставлением П. А.И. санаторно-курортных путевок в количестве 2 штук (с сопровождающим) 27.06.2014 по накладной № 26 с датой заезда 03.07.2014 в Санаторий «Машук» г. Пятигорска.
Указанные обстоятельства никем не отрицались.
19.09.2012 П. А.И. вновь обратился в филиал № 9 ГУ СРОФСС РФ с письменным заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение согласно медицинским показаниям, указанным в представленной П. А.И. МБУЗ «Поликлиника № 1» справке № 507 от 19.09.2012. С заявлением аналогичного содержания П. А.И. обратился и 01.11.2013, предоставив справку МБУЗ «Поликлиника № 1» от 01.11.2013 № 450. Однако сотрудниками указанного филиала в обоих случаях заявления от П. А.И. приняты не были, ему разъяснялось, что подача заявлений от него не требуется, поскольку предоставляемые им справки являются подтверждением тому, что заявителю не противопоказано санаторно-курортное лечение.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями директора Филиала № 9 М. В.А. от 24.10.2014, из которых следует, что путевки были предоставлены на основании личного заявления П.А.И. от 14.02.2011; позже предоставленные справки в 2012-2013 являются подтверждением тому, что заявителю не противопоказано санаторно-курортное лечение, в связи с этим подача заявления от него не требовалась; из-за недостаточного получения санаторно-курортных путевок Филиалом № 9 ему была предоставлена вышеуказанная путевка только в 2014 согласно очередности.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что давая такие разъяснения П.А.И., сотрудники филиала № 9 преследовали цель уклониться от принятия заявления, регистрация которого обязывает учреждение в установленный законом срок обеспечить заявителя путевкой на санаторно-курортное лечение в очередном календарном году.
Однако в силу положений ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ. При этом санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов и является одним из основных мероприятий данного перечня. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с ФЗ № 178-ФЗ, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Поскольку П.А.И., страдающий заболеванием органов зрения, не был своевременно обеспечен в установленный законом срок санаторно-курортными путевками и не реализовал свое право на получение санаторно-курортного лечения за 2012–2013, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение.
Установив федеральным законом социальные гарантии в виде обеспечения инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что факт нарушения права инвалида П.А.И. на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение был подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции в соответствии с нормами ФЗ от 24.11.1995 N 181 "О социальной защите инвалидов в РФ", ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ от 17.07.1999 N 178 "О государственной социальной помощи", положениями Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328, пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований об обязании ГУ СРОФСС РФ предоставить П. А.И. путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год и 2013 год в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Доводами жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание объективные причины предоставления санаторно-курортных путевок в порядке очередности и тот факт, что периодом предоставления социальной услуги является период с даты приобретения права на ее получение до 31 декабря текущего года, не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.
ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 указанного ФЗ, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования.
Утверждения в жалобе на нарушение прав третьих лиц, стоящих в очереди на получение санаторно-курортных путевок, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку право П. А.И. на бесплатное санаторно-курортное лечение не может быть поставлено в зависимость от прав других граждан на данный вид государственной социальной помощи.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что при вынесении решения о предоставлении П.А.И. двух путевок на санаторно-курортное лечение, судом нарушены положения ч. 3 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно которого длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, что указанная продолжительность обозначена с учетом медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к санаторно-курортному лечению, что таким образом, при одновременном предоставлении двух путевок продолжительность пребывания П.А.И. в санаторно-курортном учреждении составит 36 дней, что является недопустимым, не могут послужить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Учитывая, что П.А.И. не смог своевременно реализовать гарантированное ему законом право на санаторно-курортное лечение не по своей вине, он сохранил право на обеспечение его путевкой на рекомендованное ему санаторно-курортное лечение.
Ссылки в апелляционной жалобе ответчика на ненадлежащее финансирование расходов на приобретение санаторно-курортных путевок нельзя признать основанными на законе, так как отсутствие в бюджете ФСС РФ достаточных денежных средств для своевременного обеспечения П.А.И. путевкой на санаторно-курортное лечение при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Не предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии всех установленных законом условий нарушает права инвалида П.А.И., гарантированные ему действующим законодательством.
Иные доводы апелляционной жалобы являются аналогичными позиции ответчика, данными в судебном заседании и сводятся к изложению обстоятельств дела, которым суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми, суд оценил их в совокупности и в соответствии с частью 4 статьи 67 ГПК РФ, результаты оценки которых отразил в решении.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 19 января 2015 года – оставить без изменения.
Апелляционную жалобу директора филиала № 9 Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ М.В.А. – без удовлетворения.