Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 26.03.2015 |
Дата решения | 21.04.2015 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 940a3418-6daf-3851-b65b-d8c66257f9e5 |
Судья Данилова Е.С. Дело № 33-2522/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 21 апреля 2015
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Переверзевой В.А.,
судей Муратовой Н.И., Мекеровой С.Р.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
с участием прокурора Дремовой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Лобанович А.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Степновского района Ставропольского края, в защиту прав, свобод и законных интересов Первушиной С.В. к Министерству [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Прокурор Степновского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов Первушиной С.В., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в котором просил: обязать ответчика предоставить Первушиной С.В. по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Первушиной С.В., ….1992 года рождения, о защите права на жилище в государственном жилищном фонде, в ходе которой установлено следующее. Первушина С.В. осталась без попечения родителей, мать решением Буденовского городского суда от 03.11.2006 лишена родительских прав, отца нет. 14.03.2007 Первушина С.В., на основании постановления главы администрации Буденовского муниципального района Ставропольского края № 78 от 14.03.2007 определена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. 16.11.2010 Первушина СВ., на основании Постановления № 144 от 16.11.2010 «О принятии Первушиной СВ. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» признана нуждающейся в жилом помещении, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Закон № 159-ФЗ) Первушина С.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 26.12.2013 г. отделом опеки, попечительства администрации города Степновского муниципального района в министерство образования Ставропольского края представлены сведения о включении Первушиной С.В. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. [СКРЫТО] образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году, в который была включена Первушина С.В. Названный список направлен в министерство [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края для заключения договоров найма жилых помещений. В ходе проверки установлено, что 30.01.2014 г. Первушина С.В. окончила ГБОУ «ПУ № 39». Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства министерством [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края должно быть предоставлено Первушиной СВ. по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Однако до настоящего времени соответствующее жилое помещение не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2014 года исковое требование прокурора Степновского района Ставропольского края, в защиту прав, свобод и законных интересов Первушиной С.В. к Министерству [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма удовлетворено.
Суд обязал [СКРЫТО] [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Первушиной С.В. по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В апелляционной жалобе представитель Министерства [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Лобанович А.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п, и исходил из факта нарушения прав истца на обеспечение жилым помещением.
Судом установлено, что иск прокурора заявлен в интересах Первушиной С.В., ….1992 года рождения.
Согласно справке о рождении № … от ….2005 г. Первушина С.В. родилась ….1992 году в с. Прасковея Буденовского района Ставропольского края, в графе мать указана Первушина Л.Л., в графе отец указан Первушин В.Д. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
На основании решения Буденовского городского суда Ставропольского края от 03.11.2006 г. Первушина Л.Л. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Первушиной С.В., ….1992 года рождения.
Постановлением главы администрации Буденовского муниципального района Ставропольского края от 14.03.2007 г. № 78 несовершеннолетняя Первушина С.В. определена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации Буденовского муниципального района от 08.02.2006 г. № 35 за несовершеннолетней Первушиной С.В. закреплено право на получение жилой площади вне очереди.
Постановлением главы муниципального образования села Прасковея Буденовского района Ставропольского края от 16.11.2010 г. № 144 Первушина С.В. признана нуждающейся в жилом помещении.
Из справки ГБОУ НПО «Прфессиональное училище № 39» от
05.06.2013 г. № 70 следует, что Первушина С.В. действительно обучается в ГОУ НПО ПУ № 39 г. Зеленокумска с 1 сентября 2011 года по 30 января 2014 года по специальности «Повар-кондитер» и находится на неполном государственном обеспечении.
Согласно свидетельству № 8 о регистрации по месту пребывания от 27.09.2012 г., Первушина С.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Ставропольский край, Степновский район, с. Богдановка, ул. …, д. …, к. … на срок с 27 сентября 2012 года по 7 марта 2014 года.
Согласно информации Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 21.01.2014г. № 24-22 дсп, Первушина С.В., ….1992 года рождения, включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году.
29.09.2014 г. Первушиной С.В. в [СКРЫТО] [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края подано письменное заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, зарегистрированное в журнале под № 978.
До настоящего времени Первушина С.В. специализированным жилым помещением не обеспечена.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что Первушина С.В. относится к кругу лиц, на которых распространяется действие ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Статьей 7 Закона СК «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и в соответствии со ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся к расходным обязательствам Ставропольского края.
Принимая во внимание содержание вышеуказанных правовых норм, а также установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на [СКРЫТО] [СКРЫТО], архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Первушиной С.В. по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Довод апелляционной жалобы ответчика о нарушении порядка очередности обеспечения жильем указанной категории лиц был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая оценка с учетом норм законодательства.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.