Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 26.03.2015 |
Дата решения | 28.04.2015 |
Категория дела | иски физ. лиц к Пенсионному фонду РФ |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | b480327b-a7f7-3acc-ba35-231a5f657f35 |
Судья ФИО3 Дело № /15
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Ставрополь «28» апреля 2015года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего: Берко А.В.
Судей краевого суда: Журавлевой О.В. и Бостанова Ш.А.
По докладу судьи Журавлевой О.В.,
При секретаре Кофановой А.Л.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
По апелляционной жалобе Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ по Апанасенковскому району СК
На решение Апанасенковского районного суда от 12 января 2015 года
По иску М.Е.Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Апанасенковскому району о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии
У С Т А Н О В И Л А :
Спор возник об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска истец ссылается на то, что у нее имеется 25-летний медицинский стаж, т.к. она работала медсестрой в детском саду, но ответчик не засчитал периоды работы с 1994г по 31.10.2010г в льготный стаж, а также не включил в стаж периоды отпуска по беременности и родам в 1990 и 1991-1992гг, чем нарушил ее права на получение льготной пенсии.
Решением Апанасенковского районного суда от 12 января 2015 года иск удовлетворен. Признано незаконным решение государственного учреждения Пенсионного фонда РФ по Апанасенковскому району Ставропольского края от 27.11.2014г. №«» об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости М.Е.Е., по п.\п.20 п.1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях РФ», с 30.09.2014г.,в связи с невключением в трудовой стаж для назначении досрочной трудовой пенсии по старости периодов отпусков по беременности и родам с 18.01.1991г. по 07.06.1991г.,отпуска по уходу за ребенком с 1.07.1990г. по 14.10.1990г.,с 08.06.1991г по 27.07.1992г. в льготном порядке/1 год за 1 год 3 месяца/;периода работы в должности медицинской сестры в МКДОУ детский сад №15 «» с. «» Апанасенковского района Ставропольского края с 1.07.1994г. по 31.12.2010г..
На ответчика возложена обязанность включить М.Е.Е., в трудовой стаж для назначении досрочной трудовой и по старости периоды отпусков по беременности и родам с 1991г. по 7.06.1991г.,отпуска по уходу за ребенком с 1.07.1990г. по 1990г.,с 8.06.1991г. по 27.07.1992г. в льготном порядке/1 год за 1 год 3 месяца /период работы в должности медицинской сестры в МКДОУ детский сад. №15 «» с. «» Апанасенковского района Ставропольского края с 1.07.1994г. по 31.12.2010г., с признанием тождественности работы по должности в указанном муниципальном учреждении,- работе по должности медицинской сестры в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения с признанием работы медицинской сестрой МКДОУ «Детский сад №15 «» с. «»по должности с осуществлением лечебной деятельности полное рабочее время, - как специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. На ответчика возложена обязанность назначить досрочную трудовую пенсию по старости М.Е. Е. на основании п.\п.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ №173 -ФЗ от 17.12.2001г. с 30.09.2014г.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и прекратить производство.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав истицу, поддержавшую возражения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
П.1 пп.4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" указывается, что решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Указанным выше требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Материалами дела установлено, что истица обосновывает свои требования тем, что она осуществляла лечебную деятельность в сельской местности и несмотря на то, что работала медсестрой в детскому саду, указанная деятельность по охране здоровья аналогична лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, а потому отказ в назначении досрочной пенсии, а также невключение в льготный стаж периодов отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком в льготном порядке- неправомерен. Стаж работы медсестры в детском саду с 1994 года- не включен.
Отпуск по беременности и родам с 18.01.1991 по 07.06.1991г., а также отпуска по уходу за ребенком с 01.07.1990г. по 14.10.1990г и с 08.06.1991г. 27.07.1992г. засчитаны в специальный стаж в календарном порядке, а не в льготном исчислении.
Суд удовлетворил иск, ссылаясь на нарушения ответчиком требований Конституции РФ и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что осуществляемая истицей в спорный период времени работа медсестрой в детском образовательном учреждении тождественна работе медсестры учреждениях здравоохранения и истица приобрела стаж в полуторном размере.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что судом допущено нарушение норм материального права.
Суд не учел, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 17.10.2002г утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы (хирургических и смешанных видов деятельности).
Периоды работы лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, до 01.11.1999г. можно засчитать в стаж в соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, а периоды работы после 1 ноября1999 в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую во на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях медицинским сестрам, работавших в детских садах. В номенклатуру учреждений здравоохранения детские сады, детские ясли, детские комбинаты-не включены.
При определении права на досрочное пенсионное в стаж на соответствующих видах могут быть засчитаны периоды работы до 1 октября 1993 года в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Стаж работы для назначения досрочной пенсии отсутствует. Ссылка суда на тождественность обязанностям медсестры в больнице- обязанностям медсестры в детском саду неправомерна, поскольку в споре не тождественность должностей, а наименование учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии. Право определять виды таких учреждений принадлежит Правительству РФ, а не суду.
Данные доводы являются обоснованными.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При изложенных обстоятельствах период работы истца в должности медицинской сестры в детском саду подлежал лишь частичному включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а именно - до 1 октября 1993 года. С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" права на указанную пенсию у истицы не имеется.
Также нельзя признать правомерной ссылку в решение суда на то обстоятельство, что обязанности истца по занимаемой должности аналогичны обязанностям медицинской сестры в органах здравоохранения, поскольку право определять виды учреждений, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принадлежит уполномоченному государственному органу - Правительству Российской Федерации, суд таким правом не наделен.
По данной категории споров единообразно сложилась судебная практика Верховного Суда РФ (определение от 24.08.2012 №19-КГ12-12), практика Ставропольского краевого суда (апелляционное определение от 11.03.2014г ) и других судов Российской Федерации.
Поскольку оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст.220 ГПК РФ нет, по существу спора следует постановить новое решение об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Апанасенковского районного суда от 12 января 2015 года- отменить и постановить новое решение. В удовлетворении иска М.Е.Е. о признании отказа в назначении льготной пенсии, зачета стажа в льготном исчислении -отказать.
Председательствующий
Судьи