Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 18.02.2019 |
Дата решения | 16.04.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Меньшов Сергей Викторович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 18e34651-0fcd-3ac0-8d22-6659ee9805f0 |
Судья Волковская М.В. Дело № 33-2297/2019
26RS0003-01-2018-003957-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 16 апреля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Медведевой Д.С.,
судей Меньшова С.В., Берко А.В.,
с участием секретаря судебного заседания Каюмова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 декабря 2018 года,
по исковому заявлению [СКРЫТО] К.И. к администрации г. Ставрополя о признании постановления незаконным и его отмене, возложении обязанности восстановить в списке молодых семей,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] К.И. обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя, в котором просил признать незаконным и отменить постановление администрации г. Ставрополя от 25 мая 2018 года № 1034 «О внесении изменения в приложение к постановлению администрации г. Ставрополя от 23июля 2009 года № 95 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на период 2009года» и возложить обязанности на администрацию г. Ставрополя устранить нарушение прав [СКРЫТО] К.И., [СКРЫТО] И.А., [СКРЫТО] Д.К. и [СКРЫТО] Д.К., путём восстановления их в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты, в той очередности, которая существовала на момент незаконного их исключения из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года», то есть по состоянию на 25 мая 2018 года.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 декабря 2018 года иск удовлетворён частично. Признано незаконным постановление администрации г. Ставрополя от 25 мая 2018 года №1034 «О внесении изменения в приложение к постановлению администрации г. Ставрополя от 23 июля 2009 года № 95 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г.Ставрополе на период 2009 года». На администрацию г. Ставрополя возложена обязанность устранить нарушение прав [СКРЫТО] К.И., [СКРЫТО].А., [СКРЫТО] Д.К. и [СКРЫТО] Д.К., путём восстановления их в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты, в той очередности, которая существовала на момент незаконного их исключения из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года», то есть по состоянию на 25 мая 2018 года. Этим же решением отказано в удовлетворении требования [СКРЫТО] К.И. в части отмены постановления администрации г. Ставрополя от 25 мая 2018 года №1034.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Ставрополя просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.
Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ответчика, по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, составной частью которой является подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы и утверждены соответствующие Правила, в которых закреплено право молодых семей на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения.
Истец [СКРЫТО] К.И. 05 июня 2004 года заключил брак с Козко И.А., которой после заключения брака присвоена фамилия [СКРЫТО], что подтверждается свидетельством о браке (л.д. 9).
Супруги [СКРЫТО] имеют детей: [СКРЫТО] Д.К. 14 января 2005 года рождения, и [СКРЫТО] Д.К. 25 февраля 2012 года рождения (л.д. 11-13).
На основании пункта 2 постановления администрации г. Ставрополя от 23 июля 2009 № 95 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года» и согласно приложению к нему, истец [СКРЫТО] К.И. с составом семьи 3 человека: он, жена [СКРЫТО] И.А. и сын [СКРЫТО] Д.К., - признаны нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года» (л.д. 41).
В соответствии с пунктом 6 постановления администрации г. Ставрополя от 18 сентября 2009 года № 721 «О признании граждан в качестве участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в г.Ставрополе на период 2009 года» и согласно приложению к нему, истец [СКРЫТО] К.И. составом семьи 3 человека: он, жена [СКРЫТО] И.А. и сын [СКРЫТО] Д.К., - признаны участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года» (л.д. 43-44).
Администрацией г. Ставрополя истцу [СКРЫТО] К.И. был присвоен очередной номер 898, о чём представлено уведомление (л.д. 45).
На основании постановления администрации г. Ставрополя от 26 июля 2013 года № 2467 «О внесении изменений в составы молодых семей - участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе» и согласно приложению к нему, включена в состав семьи истца [СКРЫТО] К.И. его дочь [СКРЫТО] Д.К. 2012 года рождения и постановлено считать состав семьи истца [СКРЫТО] К.И. 4 человека: он, жена [СКРЫТО] И.А., сын [СКРЫТО] Д.К. и дочь [СКРЫТО] Д.К. (л.д. 47-48).
Оспариваемым постановлением администрации г. Ставрополя от 25 мая 2018 года № 1034 из приложения к постановлению администрации города Ставрополя от 23 июля 2009 года № 95 исключён пункт 2 (л.д. 52).
29 мая 2018 года комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя в адрес [СКРЫТО] К.И. направлено уведомление № 08/19-4536с об исключении молодой семьи из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года» (л.д. 53).
В данном уведомлении указано, что по состоянию на 24 июня 2009 года [СКРЫТО] К.И. с женой [СКРЫТО] И.А. и сыном [СКРЫТО] Д.К. проживали в однокомнатной <адрес> общей площадью 24,8 кв.м., принадлежащей [СКРЫТО] И.А. на праве долевой собственности (1/4 доля в праве), в которой было зарегистрировано 6 человек (л.д. 29, 31-35).
Как следует из уведомления комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от 29 мая 2018 года № 08/19-4536с, основанием для исключения семьи [СКРЫТО] из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года» послужило то, что на момент признания семьи [СКРЫТО] нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе, [СКРЫТО] И.А. не были представлены справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии у отца [СКРЫТО] И.А. - Козко А.И. и матери - Козко В.В., жилых помещений и (или) земельных участков, выделенных для строительства жилого дома, на праве собственности и о сделках с данным имуществом в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления.
Также в данном уведомлении указано на то, что в период с 19 марта 2004года по 19 декабря истец [СКРЫТО] К.И. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Однако на момент признания семьи [СКРЫТО] нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе, истец [СКРЫТО] К.И. не представил документы на вышеуказанное жилое помещение (выписка из домовой книги, документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, свидетельство о регистрации права собственности).
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя сообщил в вышеуказанном уведомлении, что отсутствие данных документов не позволило установить являлась ли семья [СКРЫТО] К.И. нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи [СКРЫТО] К.И. общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.
Согласно отметкам в паспорте истца [СКРЫТО] К.И., в период с 19 марта 2004 года по 19 декабря 2008 года он был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
С 19 декабря 2008 года истец [СКРЫТО] К.И. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 25).
[СКРЫТО] И.А. с 23 марта 2001 года зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 26).
Указанная квартира общей площадью 24,8 кв.м. на праве общей долевой собственности принадлежит [СКРЫТО] И.А. в 1/4 доле в праве (л.д. 30).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что исключение семьи [СКРЫТО] из числа нуждающихся в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года» нарушает права и законные интересы членов данной молодой семьи по получению государственной поддержки в улучшении жилищных условий путём предоставления социальной выплаты, поскольку данная семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, а ответчиком администрацией г.Ставрополя в условиях состязательности и равноправия судебного заседания не представлено относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что семья истца [СКРЫТО] К.И. совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов гражданам, нуждающимся в жилище, но не являющимся малоимущими, жилое помещение может быть предоставлено только в том случае, если на возможность предоставления такого помещения этой категории граждан прямо указано в законе.
При этом законодатель вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём.
Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий (подпункт «б» пункта 5 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 6 Правил).
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1050, предусматривает, что средства на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» предоставляются субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утверждённой ими региональной программы по обеспечению жильём молодых семей из федерального бюджета.
Реализация подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» осуществляется на условиях софинансирования, при этом использование средств федерального бюджета возможно лишь путём участия в региональной программе.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно указанным Правилам, список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учётом имеющихся финансово-экономических возможностей на период её действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.
Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определённым категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11августа 2007 года № 510).
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
Основанием для признания граждан - участников подпрограммы не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в общежитии или служебном помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 (в редакции от 15 декабря 2010 года) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы»).
Особенности порядка предоставления и расчёта социальных выплат для граждан - участников подпрограммы и членов их семей, владеющих жилыми помещениями на праве собственности или проживающих в них по договору социального найма и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, граждан, проживающих в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставших в очередь на улучшение жилищных условий в субъектах Российской Федерации, избранных для постоянного проживания, до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков, граждан - участников подпрограммы, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения за счёт средств федерального бюджета, а также для каждой категории граждан - участников подпрограммы, определяются Правительством Российской Федерации (раздел V Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675).
Как следует из уведомления комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от 29 мая 2018 года № 08/19-4536с, основанием для исключения семьи [СКРЫТО] из нуждающихся в улучшении жилищных условий послужило то, что на момент признания семьи [СКРЫТО] нуждающейся в улучшении жилищных условий, [СКРЫТО] И.А. не были представлены справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии у её родителей жилых помещений и (или) земельных участков, выделенных для строительства жилого дома, на праве собственности и о сделках с данным имуществом в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления. Также в данном уведомлении указано на то, что в период с 19 марта 2004года по 19 декабря истец [СКРЫТО] К.И. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Однако на момент признания семьи [СКРЫТО] нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе, истец [СКРЫТО] К.И. не представил документы на вышеуказанное жилое помещение.
С учётом изложенного, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя посчитал, что отсутствие данных документов не позволило установить являлась ли семья [СКРЫТО] К.И. нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи [СКРЫТО] К.И. общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.
Для проверки вышеуказанных юридически значимых обстоятельств, судебная коллегия затребовала данные документы у истца Макзикина К.И.
Согласно представленным выпискам из ЕГРН от 10 апреля 2019 года, КозкоА.И. (отец [СКРЫТО] И.А.) и Козко В.В. (мать [СКРЫТО] И.А.) являются собственниками по 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Иных объектов недвижимости родители [СКРЫТО] И.А. не имеют.
На основании свидетельств о государственной регистрации права собственности 26-АЗ № и 26-АЗ №, которые погашены 19 июля 2010года, [СКРЫТО] И.И. (отец истца [СКРЫТО] К.И.) являлся собственником жилого дома площадью 113,1 кв.м. и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не опровергают выводов суда первой инстанции о том, что исключение семьи [СКРЫТО] из числа нуждающихся в жилых помещениях, нарушает права и законные интересы членов данной молодой семьи по получению государственной поддержки в улучшении жилищных условий путём предоставления социальной выплаты.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Регистрация гражданина по месту жительства является административным актом и не влечёт возникновения или прекращения жилищных прав, в связи с чем факт регистрации [СКРЫТО] К.И. по месту жительства в период с 19 марта 2004 года по 19 декабря 2008 года в жилом помещении, принадлежащем его отцу, не свидетельствует о наделении [СКРЫТО] К.И. правом постоянного пользования данным жилым помещением и не влияет на нуждаемость его семьи в улучшении жилищных условий, и не указывает на совершение истцом умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», под молодой семьей понимается семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребёнка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребёнка и более, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
Наличие права на жилое помещение само по себе ещё не означает, что все лица, имеющие такие же права на жилое помещения, считаются членами одной семьи - семьи собственника или нанимателя.
Под семьёй понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, регистрация по фактическому месту жительства не может признаваться намеренным ухудшением жилищных условий в соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Сам факт регистрации истца [СКРЫТО] К.И. в период с 19 марта 2004 года по 19 декабря по одному адресу со своим отцом, не даёт оснований полагать о том, что на момент признания нуждающимися в улучшении жилищных условий в 2009 году истец [СКРЫТО] К.И. являлся членом семьи своего отца, поскольку с 2004 года она состоит в браке с [СКРЫТО] И.А., имеет сына 2005года рождения и дочь 2012 года рождения, поскольку в силу статей 80-99 Семейного кодекса Российской Федерации членами семьи своих родителей являются только несовершеннолетние дети или совершеннолетние, но недееспособные лица.
На момент подачи заявления в администрацию г. Ставрополя, молодая семья [СКРЫТО] представляла собой самостоятельный субъект семейных отношений, а наличие у родителей членов данной молодой семьи в собственности иных жилых помещений не могло повлиять на нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, так как члены молодой семьи после заключения брака не остаются членами семьи своих родителей.
Таким образом, вопреки позиции ответчика администрации г.Ставрополя, органом, осуществляющим принятие на учёт, не допущено неправомерных действий при решении вопроса о принятии на учёт молодой семьи [СКРЫТО], в связи с чем суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что исключение молодой семьи [СКРЫТО] из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года» нарушает права и законные интересы членов данной молодой семьи по получению государственной поддержки в улучшении жилищных условий путём предоставления социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что удовлетворённое судом первой инстанции требование о возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности устранить нарушение прав семьи [СКРЫТО], путём восстановления их в списке молодых семей, свидетельствует о произведённой подмене деятельности органов исполнительной власти, судебная коллегия признаёт необоснованными, по следующим основаниям.
Как следует из резолютивной части обжалуемого решения, суд первой инстанции возложил на ответчика администрацию г. Ставрополя обязанность устранить нарушение прав [СКРЫТО] К.И., [СКРЫТО] И.А., [СКРЫТО] Д.К. и [СКРЫТО] Д.К. путём восстановления их в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты, в той очередности, которая существовала на момент незаконного их исключения из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года», то есть по состоянию на 25 мая 2018 года.
Таким образом, суд первой инстанции своим решением не подменил деятельность органов исполнительной власти, поскольку он не принял какого-либо нового решения, а лишь восстановил истца и его семью в списке молодых семей, в который они были приняты ответчиком, восстановив, таким образом, нарушенное право истца, что прямо предусмотрено законом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к участию в деле не были привлечены несовершеннолетние дети истца, в отношении которых принято решение суда, не могу являться основанием к отмене законного и обоснованного решения суда, поскольку ответчик администрация г. Ставрополя не наделена соответствующими полномочиями на подачу апелляционной жалобы в интересах несовершеннолетних детей, в то время как законными представителями несовершеннолетних детей являются их родители, которые решение Октябрьского районного суда от 12 декабря 2018 года в установленном законом порядке не обжаловали.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на судебную практику не влекут отмену решения, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные акты приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, не являющимися тождественными настоящему спору. Кроме того, судебная практика не является источником права в правовой системе Российской Федерации и суд при разрешении спора должен руководствоваться видами нормативных правовых актов, указанными в статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации г. Ставрополя без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи