Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 04.02.2019 |
Дата решения | 27.03.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Селюкова Злата Николаевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 90ca1ac7-474d-3883-a3d4-df4c5013079e |
Судья Зацепина А.Н. дело № 33-1821/2019
УИД 26RS0012-01-2018-003059-47
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ27 марта 2019 года г. Ставрополь
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Осиповой И.Г.,
судей Селюковой З.Н., Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Васиной Е.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации г. Ессентуки по доверенности Ярушина В.И., апелляционную жалобу представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Светашевой М.В. и дополнения к апелляционной жалобе заместителя главы администрации города - председателя комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Павлова С.В. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 ноября 2018 года по гражданскому делу по иску [СКРЫТО] М.С.-М. к администрации города Ессентуки о взыскании ущерба,
заслушав доклад судьи Селюковой З.Н.,
установила:
[СКРЫТО] М.С.-М. обратился в суд с иском к Администрации г. Ессентуки о взыскании ущерба, указав в обоснование иска, что в сентябре 2018 года он находился на лечении в ФГКУЗ «Санаторий «ДОН» войск национальной гвардии» г. Ессентуки. 06.09.2018 днем он припарковал, принадлежащий ему на праве собственности, автомобиль марки PORSCHE CAYENNE, 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер ***, во дворе многоквартирного домовладения, расположенного по адресу: ***. Примерно в 22 часа 40 минут ему сообщили, что на его автомобиль обрушилась стена указанного домовладения. С целью фиксации факта повреждения принадлежащего ему автомобиля истец обратился в полицию. Постановлением ст. УУП ОУУП и ДН отдела МВД России по г. Ессентуки майора полиции Тюрина А.Н. от 16.09.2018 отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению [СКРЫТО] М.С.-М. по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК за отсутствием события преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК РФ. Из постановления следует, что многоквартирный дом по адресу: ***, литер «А,Б» постановлением Главы города Ессентуки от 30.07.2007 № *** признан аварийным и непригодным для постоянного проживания. В настоящее время литер «Б» расселен, все помещения в нем принадлежат муниципальному образованию городскому округу города-курорта Ессентуки».
Заключением независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства № *** от 20.09.2018, проведенного по заявке истца, установлено, что проведение ремонтно-восстановительных работ поврежденного автомобиля экономически нецелесообразно, так как стоимость ремонта с учетом износа заменяемых деталей, превышает 80 % от среднерыночной стоимости аналогичного автомобиля. Стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля с учетом износа заменяемых деталей и сложившихся в регионе цен на 06.09.2018 составляет 647 454 руб.; среднерыночная стоимость автомобиля с учетом сложившихся цен на 06.09.2018 составляет 650 940 руб.; вероятная стоимость годных остатков исследуемого автомобиля составляет 187 007 руб.
В результате ненадлежащего содержания ответчиком принадлежащего ему имущества, истцу был причинен существенный материальный ущерб в размере 463 933 руб. (среднерыночная стоимость автомобиля 650 940 руб. - вероятная стоимость годных остатков 187 007 руб. = 463 933 руб.). Ссылаясь на положения пп. 1, 2 ст. 15, ст. 210, ч. 1 ст. 215, п. 1 ст. 1064 ГК РФ, п. 8 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просил суд взыскать с администрации города-курорта Ессентуки в пользу [СКРЫТО] М.С.-М. денежные средства: в размере 463 933 рублей в качестве возмещения ущерба причиненного автомобилю марки PORSCHE CAYENNE, 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер ***, идентификационный номер (VIN) ***; в размере 20 000 рублей, в качестве возмещения расходов на транспортировку автомобиля марки PORSCHE CAYENNE, 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер ***, идентификационный номер (VIN) ***; в размере 8 039 рублей в качестве расходов по оплате госпошлины.
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 ноября 2018 года исковые требования [СКРЫТО] М.С.М. к администрации г. Ессентуки о взыскании ущерба удовлетворены.
Взысканы с администрации г. Ессентуки в пользу [СКРЫТО] М.С.-М. в счет возмещения ущерба, причиненного автомобилю марки PORSCHE CAYENNE, 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер ***, идентификационный номер (VIN) ***, денежные средства в размере 463 933 рублей, расходы по транспортировке автомобиля в размере 20 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 039 рублей, а всего 491 972 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации города Ессентуки по доверенности Ярушин В.И., просит отменить решение суда и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, выводы суда первой инстанции не соответствуют, изложенным в решении суда обстоятельствам дела. Вывод суда о том, что администрация является надлежащим ответчиком по данному делу является неправильным и противоречит Уставу муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края, утвержденному Решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 29.06.2016.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Светашева М.В. и в дополнении к апелляционной жалобе заместитель главы администрации города - председатель комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Павлов С.В. просят отменить решение суда и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывают, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, выводы суда первой инстанции не соответствуют, изложенным в решении суда обстоятельствам дела. Истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии причинной связи между действиями (бездействием) администрации города Ессентуки и возникшим у истца ущербом в связи с повреждением автомобиля, что является одним из обязательных условий привлечения к ответственности в порядке, предусмотренном статьей 1064 ГК РФ.
Письменных возражений относительно доводов апелляционных жалоб не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец [СКРЫТО] М.С.М. является собственником автомобиля марки PORSCHE CAYENNE, 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер ***, идентификационный номер (VIN) ***, цвет черный, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства (л.д. 12-13).
[СКРЫТО] М.С.М., находясь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на лечении в ФГКУЗ «Санаторий «ДОН» войск национальной гвардии» г. Ессентуки, 06.09.2018 припарковал транспортное средство во дворе многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***.
06.09.2018 [СКРЫТО] М.С.М. обратился в ОМВД России по г. Ессентуки с заявлением о фиксации факта повреждения автомобиля марки PORSCHE CAYENNE, вследствие падения стены домовладения на автомобиль истца.
Из протокола осмотра места происшествия от 07.09.2018, проведенного УУП ОУУП и ДН Отдела МВД России по г. Ессентуки лейтенантом полиции Говтян А.Э. (находящегося в проверочном материале КУСП № ***), следует, что передняя часть и крыша автомобиля PORSCHE CAYENNE, припаркованного во дворе жилого многоквартирного домовладения, расположенного по адресу: ***, полностью засыпаны кирпичами, на капоте и лобовом стекле также лежат кирпичи.
Постановлением ст. УУП ОУУП и ДН отдела МВД России по г. Ессентуки майора полиции Тюрина А.Н. от 16.09.2018 отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению [СКРЫТО] М.С.-М. по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК за отсутствием события преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК РФ (л.д. 9).
Истцом в материалы дела представлено заключение № *** от 20.09.2018 независимой технической экспертизы поврежденного автомобиля PORSCHE CAYENNE, 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер ***, проведенной Кавминводской лабораторией судебных экспертиз по заявке [СКРЫТО] М.С.-М., согласно которому стоимость восстановительного ремонта поврежденною автомобиля с учетом износа заменяемых деталей и сложившихся в регионе цен на 06.09.2018 составляет 647 454 рубля. Стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учета износа заменяемых деталей и сложившихся в регионе цен на 06.09.2018 составляет 1 428 506 рублей. Среднерыночная стоимость автомобиля с учетом сложившихся цен на 06.09.2018 составляет 650 940 рублей. Вероятная стоимость годных остатков исследуемого автомобиля составляет 187 007 рублей. К заключению приложены фотоматериалы (л.д. 69-115).
Постановлением главы г. Ессентуки от 30.07.2007 № *** многоквартирный дом по адресу: ***, литеры «А, Б», признан аварийным и непригодным для постоянного проживания. В настоящее время литер «Б» расселен, все помещения в нем принадлежат муниципальному образованию городскому округу город - курорт Ессентуки.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в совокупности с требованиями правовых норм, регламентирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что требования истца о возмещении ущерба ответчиком подлежат удовлетворению, поскольку собственником недвижимого имущества, в результате обрушения которого истцу причинен ущерб, является администрация города Ессентуки. Суд исходил из того, что отсутствие должного контроля со стороны ответчика, а также наличие беспрепятственного доступа к объекту - жилому многоквартирному дому, признанному органом местного самоуправления аварийным, расположенному по адресу: *** повлекло последствия в виде причинения ущерба имуществу истца. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).
Статьей 210 названного кодекса предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что, если иное не предусмотрено законом или договором, ответственность за надлежащее и безопасное содержание имущества несет собственник, а соответственно, ущерб, причиненный вследствие ненадлежащего содержания имущества, подлежит возмещению собственником, если он не докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
В абзаце втором названного пункта предусмотрено, что предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может влечь за собой отказ в иске только по этому основанию.
Таким образом, неправильное определение истцом ответчика либо выступающего от имени казны органа не препятствует осуществлению судебной защиты, поскольку в этом случае суд сам привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
В нарушение указанных законоположений, разрешая спор, суд первой инстанции не определил круг лиц, участвующих в деле, не определил и не привлек надлежащего ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 126 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 49 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края, утвержденного Решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 29 июня 2016 г. № (ред. от 30.10.2018), Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа города-курорта Ессентуки, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Ставропольского края.
Согласно ч. 2 ст. 49 Устава, администрация города является юридическим лицом, в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения, финансируется за счет городского бюджета, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления. Финансирование администрации города осуществляется на основании сметы расходов за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа на очередной год отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Статьей 50 Устава утверждена структура администрации города, в которую входят отраслевые (функциональные) органы администрации города, являющиеся юридическими лицами.
Отраслевыми (функциональными) органами администрации города являются комитеты, управления, службы, отделы, создаваемые в целях решения определенных вопросов местного значения в наиболее важных областях жизнедеятельности городского округа (управление собственностью, культура, медицина, образование, охрана общественного порядка и др.). Расходы на обеспечение деятельности отраслевых (функциональных) органов администрации города, обладающих правами юридического лица, предусматриваются в бюджете муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, Решением Думы города Ессентуки от 19 декабря 2018 г. N 114 (в ред. от 30 сентября 2014 г. N 103 "Об утверждении Положения о комитете по муниципальной собственности города Ессентуки") утверждено Положение о комитете по муниципальной собственности города Ессентуки.
Согласно разделу 1 Положения Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ессентуки, уполномоченным осуществлять права собственника муниципального имущества, созданным на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, и находится в непосредственном подчинении Главы города Ессентуки.
Комитет является юридическим лицом, имеет необходимые бланки, штампы и круглую печать с изображением герба муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки и своим наименованием.
Основными задачами Комитета являются управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами города Ессентуки; осуществление контроля за целевым использованием, состоянием и сохранностью муниципального имущества и земельных участков; осуществление приватизации муниципального имущества (в том числе имущества муниципального жилого фонда); защита имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки в сфере имущественных и земельных отношений;
В целях выполнения основных задач Комитет осуществляет контроль за использованием по назначению, сохранностью и эффективностью использования муниципального имущества; обеспечивает защиту имущественных интересов муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки во всех судебных органах, в том числе в федеральных судах общей юрисдикции, в федеральных Арбитражных судах, в судах субъектов Российской Федерации;
В целях реализации полномочий, предоставленных Законом Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", является уполномоченным органом в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства; проводит инвентаризацию муниципального жилищного фонда.
Деятельность комитета по выполнению предусмотренных в Положении функций финансируется за счет средств местного (городского) бюджета. Комитет является распорядителем закрепленных за ним бюджетных ассигнований согласно смете. В отделе казначейского исполнения бюджета имеет лицевые счета получателей средств местного бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки
утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, согласно которому Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ессентуки, осуществляющим оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с функциями, установленными настоящим Положением. Управление входит в структуру администрации города Ессентуки.
Управление наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет печать с изображением герба города Ессентуки и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает истцом, ответчиком, третьим лицом в судах.
Основные задачи Управления - это осуществление мероприятий, направленных на реализацию на территории муниципального образования муниципальных, краевых и федеральных программ по проведению капитальных ремонтов жилых домов, энергосбережению и повышению энергетической эффективности в коммунальном секторе и жилищном фонде. Организация работы по обеспечению надлежащего санитарного состояния и благоустройства территории города.
Для реализации задач Управление выполняет функции главного распорядителя средств бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций. Осуществляет муниципальный жилищный контроль. Разрабатывает и реализует муниципальные целевые программы в системе жилищно-коммунального хозяйства. Распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных ассигнований по смете доходов и расходов Управления.
Как следует из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
При удовлетворении исков, предъявленных согласно статьям 16, 1069 ГК РФ в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Исходя из анализа вышеприведенных разъяснении, а также положений Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края, Положений Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные [СКРЫТО] М.С.-М. направлены к ненадлежащему ответчику.
В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права, которые являются существенными, судебная коллегия полагает, что принятое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 ноября 2018 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] М.С.–М. к администрации города Ессентуки о взыскании ущерба отказать.
Апелляционные жалобы удовлетворить.
Председательствующий
Судьи: