Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 26.11.2015 |
Дата решения | 12.01.2016 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 300d48fe-df83-3776-8114-728bc6d64dee |
Судья Дробина М.Л. Дело №33-121/16.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2016 года г. Ставрополь
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Берко А.В.,
судей: Киселева Г.В., Горкуна В.Н.,
при секретаре судебного заседания Шевцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, поданной представителем по доверенности Барануковым А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 01 октября 2015 года
по иску прокурора Кировского района Ставропольского края в интересах Тишкова И.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
установила:
29 июля 2015 года прокурор Кировского района Ставропольского края обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском, указав, что в результате проверки установлено, что Тишков И.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Кировского районного суда от 24 февраля 1997 года Калаушина И.И. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Тишкова И.С. Постановлением главы Кировской районной администрации от 03 апреля 1997 года в связи с лишением матери Калаушиной И.И. родительских прав, Тишков И.С. определён в Новопавловский детский дом. Решением Степновского районного суда Ставропольского края от 19 мая 2008 года Тишков С.В. - отец Тишкова И.С. лишён родительских прав. Тишков И.С. являлся воспитанником ГКОУ «Детский дом (смешанный) №19» с 01 апреля 1997, по 31 августа 2010 года находился на полном государственном обеспечении. Постановлением главы г. Новопавловска от 30 декабря 1999 года №887 Тишков И.С. постановлен на внеочередное получение жилья. Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края Тишков И.С. включен в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Тишков И.С. зарегистрирован по адресу: ***, Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09 июля 2015 года №26/014/001/2015-541 и информации ГУП СК «Ставрополькрайимущество» от 08 июля 2015 года №238 Тишков И.С. в собственности жилья не имеет. До настоящего времени Тишков И.С. жилым помещением специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечен. Просил суд возложить на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность предоставить Тишкову И.С., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.3-7).
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 01 октября 2015 года исковые требования прокурора Кировского района Ставропольского края в интересах Тишкова И.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края удовлетворены. На Министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить Тишкову И.С., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.54-59).
В апелляционной жалобе ответчик - Министерство имущественных отношений Ставропольского края в лице представителя по доверенности Баранукова А.А. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 01 октября 2015 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указав, что суд не принял во внимание, что Тишков И.С. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения 23 июля 2015 года, в журнале учёта оно зарегистрировано под №1443. Суд не принял во внимание, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, так как будут нарушены конституционные права и свободы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Тишкова И.С. (л.д.62-64).
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела №2-7097/15, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прокурора Калачкину И.В., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации).
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).
Приведённые конституционные гарантии согласуются со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребёнка, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребёнка, обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка (п.1 ст.27 Конвенции о правах ребёнка, заключенной 20 ноября 1989 года).
Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п.3 ст.27 Конвенции о правах ребёнка).
Конкретизируя указанные основополагающие принципы, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, гарантирование осуществления прав детей, закреплённых Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Как следует из положений ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч.1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (ч.2). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч.3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Надлежащие письменные доказательства исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса свидетельствуют о следующем.
Тишков И.С. родился ***1993 года (л.д.12-13, 14).
Мать - Калаушина И.И. лишена родительских прав вступившим в законную силу решением Кировского районного суда Ставропольского края от 24 февраля 1997 года (л.д.15-16).
Отец - Тишков С.В. лишён родительских прав вступившим в законную силу решением Степновского районного суда Ставропольского края от 19 мая 2008 года (л.д.21-22).
Постановлением Главы Кировской районной государственной администрации Ставропольского края от 03 апреля 1997 года №143 Тишков И.С. определён в Новопавловский детский дом несовершеннолетних (л.д.17).
Постановлением Главы г. Новопавловска Кировского района Ставропольского края от 30 декабря 1999 года №887 Тишков И.С., *** 1993 года рождения, находящийся в ГОУ «Детский дом» поставлен на внеочередное получение жилья (л.д.19).
В справке ГКДОУ «Детский дом (смешанный) №19 г. Новопавловска №14 от 25 марта 2014 года указано, что Тишков И.С. находился на полном государственном обеспечении (л.д.18).
В паспорте гражданина Российской Федерации ***, выданном 08 августа 2014 года на имя Тишкова И.С., в разделе «Место жительства», указано на регистрацию по адресу: *** (л.д.12-13).
Согласно диплома о начальном профессиональном образовании *** ГБОУ СПО «Георгиевский региональный колледж «Интеграл» решением ГАК от 28 июня 2013 года Тишкову С.И. присвоена квалификация оператор станков с программным управлением - 3 разряд, станочник широкого профиля - 3 разряд по профессии станочник (металлообработка) (л.д.23-24).
В уведомлении Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 31 декабря 2014 года №413-дсп указано, что Тишков И.С. включен в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору социального найма (л.д.27-28).
01 апреля 2015 года Тишков И.С. обратился с заявлением на имя Министра имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края с учётом положений абз.3 п.1 ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года №240-п (л.д.10).
Как следует из справки ГУП СК «Ставрополькрайимущество» г. Новопавловска от 08 июля 2015 года №238, сведения о правовой регистрации объектов недвижимого имущества за Тишковым И.С. отсутствуют (л.д.25).
Из Уведомления Управления «Росреестра» по Ставропольскому краю от 09 июля 2015 года №26/014/001/2015-541 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Тишкову И.С. отсутствуют (л.д.26).
30 июля 2015 года Тишков И.С. обратился к прокурору Кировского района Ставропольского края с заявлением об оказании содействия в получении жилья (л.д.8).
Поскольку право Тишкова И.С. на обеспечение жилым помещением не было реализовано, прокурор Кировского района Ставропольского края обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет в числе иных целей, определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Приведённые положения ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, несмотря на то, что с 01 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора о возложении на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность предоставить Тишкову И.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края истцу, будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до Тишкова И.С., поскольку суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из содержания положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а так же от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возникновение такого права незамедлительно после его возникновения.
По мнению судебной коллегии выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом в условиях состязательности процесса доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, следующие из установленных фактов. Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению судом применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Ставропольского края направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 01 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.