Дело № 33-107/2016 (33-8730/2015;), апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Ставропольский краевой суд (Ставропольский край)
Дата поступления 26.11.2015
Дата решения 12.01.2016
Категория дела Другие жилищные споры
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 8e602c7c-b991-3a2e-a410-d94d1336bd58
Стороны по делу
Истец
******** *********** ****** **
*********** * ****** ********* ********** *.*.
Ответчик
************ ************* ********* **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Уваров О.Н. Дело № 33-107/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 12 января 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Берко А.В.,

судей Загорской О.В., Киселева Г.В.,

с участием прокурора Колячкиной И.В.

при секретаре Кофановой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности ...,

на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 07 октября 2015 года по иску прокурора Предгорного района Ставропольского края в защиту интересов ... к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

заслушав доклад судьи Загорской О.В.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Предгорного района Ставропольского края обратился в суд в защиту жилищных прав и интересов ... с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, в котором просил суд:

обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ... благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру Предгорного района с заявлением обратилась ... по факту нарушения его жилищных прав.

Проверкой установлено, что ... является лицом из категории де­тей, оставшихся без попечения родителей. Отец ...... умер 27.11.2001 (свидетельство о смерти I-ДН ...).

Решением Предгорного районного суда от 16.04.2004 года ... лишена родительских прав в отношении ...

Постановлением главы администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 11.12.2006, над несовершеннолетней ... установлена опека.

Постановлением главы администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края №41 от ..., ... поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно информации Управления Росреестра по Ставропольскому краю сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество ... не имеется.

Министерством образования Ставропольского края, на основании материалов представленных Отделом опеки, попечительства администрации Предгорного муниципального района ... включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Обращение ... в министерство зарегистрировано в журнале регистрации заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

До настоящего времени жилое помещение ... не предоставлено.

Со ссылкой на положения Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утв. Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 , прокурор просил обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ... благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решением суда от 07.10.2015 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности ... считает решение суда незаконным и необоснованным, полагает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности, согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Заявление ... зарегистрировано в журнале регистрации лишь 05.03.2015 года под номером ...

Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, поскольку в таком случае будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до ...

Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав в судебном заседании мнение ..., просившей решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, прокурора Колячкиной И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Ст.7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п."ж" ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ст.27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от в ред. от 31.12.2014 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 п.1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п.п.1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 п.1 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Аналогичные нормы закреплены положениями Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года №240-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 года №330-п в Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п внесены изменения, в соответствии с которыми Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Ставропольского края №6-кз от 06.02.2015 года «О внесении изменений в ст.7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам, из числа детей сирот, в настоящее время возложена на Министерство имущественных отношений Ставропольского края, являющееся правопреемником Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.

Судом установлено, что иск прокурора заявлен в интересах ..., ... года рождения, зарегистрированной по месту жительства по адресу: ....

Согласно свидетельству о рождении I-ГН родителями ... являются .. и ..., запись акта о рождении от ....

30.06.2008 года постановлением главы администрации Степновского муниципального района Ставропольского края опекуном ... назначена ...

Решением Предгорного районного суда от 16.04.2004 года ... лишена родительских прав в отношении ...

Постановлением главы администрации Предгорного муниципального района ... от ..., над несовершеннолетней ... установлена опека.

Постановлением главы администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края ... от 09.02.2011, ... поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

05.03.2015 Министерством образования и молодежной политики СК ... включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.07.2015 в ЕГРП отсутствуют сведения о правах ... на объекты недвижимого имущества.

До настоящего времени специализированным жилым помещением ... не обеспечена.

Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Министерство имущественных отношений СК обязано предоставить ... благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Ставропольского края.

Довод жалобы о предоставлении жилья в порядке очередности не может быть принят, поскольку гарантированное законом право ..., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 07 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) на 26.11.2015:
Дело № 9а-202/2015 ~ 3-416/2015, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-2213/2015, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-121/2016 (33-8764/2015;), апелляция
  • Дата решения: 12.01.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-8762/2015, апелляция
  • Дата решения: 17.12.2015
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-111/2016 (33-8739/2015;), апелляция
  • Дата решения: 13.01.2016
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-67/2016 (33-8606/2015;), апелляция
  • Дата решения: 21.01.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-85/2016 (33-8681/2015;), апелляция
  • Дата решения: 12.01.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-84/2016 (33-8680/2015;), апелляция
  • Дата решения: 26.01.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-8688/2015, апелляция
  • Дата решения: 16.12.2015
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-88/2016 (33-8687/2015;), апелляция
  • Дата решения: 13.01.2016
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-1728/2015, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1730/2015, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1731/2015, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1735/2015, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1729/2015, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1733/2015 [44У-209/2016], кассация
  • Дата решения: 04.10.2016
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: (У)Ваничкина Зинаида Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ