Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 21.11.2016 |
Дата решения | 13.12.2016 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Криволапова Елена Алексеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | fdbc0163-af9b-3878-b6c0-6a5639820e06 |
Судья: Маслова И.Н. дело № 33-10152/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2016 года г. Ставрополь
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Минаева Е.В.
судей: Криволаповой Е.А., Киселева Г.В.
с участием прокурора: Протасовой О.Б.,
при секретаре судебного заседания: Дроваль Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства [СКРЫТО] [СКРЫТО] СК – Сакварелидзе Т.Г. на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 05 октября 2016 года по иску прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах Елчева Е.В. к Министерству [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края, третьи лица - [СКРЫТО] образования и молодежной политики Ставропольского края, администрация Шпаковского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
по докладу судьи Криволаповой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шпаковского района Ставропольского края обратился в суд с иском к Министерству [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению Елчева Е.В. по вопросу предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в ходе которой установлено, что Елчев Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о смерти мать Елчева Е.В. – Е.Л.М. умерла ***. На основании постановления главы Шпаковского сельсовета от 07.08.1998 №304 над Елчевым Е.В. установлена опека. Елчев Е.В. не имеет жилых помещений по договорам социального найма или на праве собственности, в том числе как член семьи собственника или нанимателя, закрепленное жилье также отсутствует. Согласно информации Министерства образования и молодежной политики СК от 30.06.2016 № 378-пд, в отношении Елчева Е.В. принято положительное решение о включении в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края в 2016 году. Прокурор просил суд обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края предоставить Елчеву Е.В., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения в установленном порядке.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя 05 октября 2016 года исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края, в интересах Елчева Е.В., к Министерству [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края удовлетворены. Суд первой инстанции постановил обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края предоставить Елчеву Е.В., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Не соглашаясь с постановленным судом первой инстанции решением, представитель министерства [СКРЫТО] [СКРЫТО] СК – Сакварелидзе Т.Г. в своей апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что при вынесении решения, суд первой инстанции не учел, что Елчев Е.В. обратился в [СКРЫТО] с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края лишь 26.07.2016 и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 2184. Тогда как согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края (п. 6 Порядка). Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до Елчева Е.В.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Протасову О.Б., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, Елчева Е.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, в силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 года)). При этом, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 вышеуказанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом вышеуказанного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Вместе с тем, по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с приведенными изменениями Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой был исключен п. 2 ч. 2, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", названный Закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом, согласно новой редакции ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вышеуказанное право возникает лишь с достижением возраста 18 лет.
Следовательно, проанализировав указанные нормы права, имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, законно и обоснованно пришел к суждению о том, что у истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей имеется нереализованное право на обеспечение жилым помещением.
Материалами гражданского дела подтверждается, что Елчев Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о смерти мать Елчева Е.В. – Е.Л.M. умерла ***. На основании постановления главы Шпаковского сельсовета от 07.08.1998 № 304 над Елчевым Е.В. установлена опека, опекуном назначена Е.Е.В. Елчев Е.В. зарегистрирован и проживает по адресу: Шпаковский район, с. Пелагиада, ул. Калинина, 5. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или собственником жилого помещения не является. В 2014 окончил ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» по специальности «Геология нефти и газа». [СКРЫТО] образования Ставропольского края сформирован сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который был включен Елчев Е.В. и направлен в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Ставропольского края для заключения договора найма жилого помещения, однако, до настоящего времени Елчев Е.В. специализированным жилым помещением не обеспечен.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Шпаковского района Ставропольского края, обязав ответчика предоставить Елчеву Е.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Такой вывод подтверждается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67 ГПК РФ и соответствует установленным обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции пришел к правильным выводам относительно удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 01.01.2013 года).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п утвержден Порядок предоставления лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, которым установлено, что обязанности по формированию указанного списка с 01.01.2013 года возложены на министерство образования Ставропольского края, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что решение о предоставлении лицам вышеуказанной категории благоустроенных жилых помещений "специализированного жилищного фонда Ставропольского края принимается уполномоченным органом исполнительной власти в области управления жилищным фондом - [СКРЫТО] строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. И согласно, изменениям, внесенным законом Ставропольского края № 6-кз от 06.02.2015 «О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Так, в соотвествии с ч. 2 ст. 7 Закона СК «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по их месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
Довод апеллянта о включении истца в список очередности в получении благоустроенного жилого помещения и будущей реализации его права, является неубедительным, поскольку о безусловном предоставлении Елчеву Е.В. жилого помещения и выполнении возложенных на [СКРЫТО] обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), поставленных на учет ранее истца, во внимание принят быть не может, поскольку решение суда первой инстанции не содержит суждения о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельствах, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах действующего законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенных обстоятельств, не могут повлечь отмены решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: