Дело № 3-91/2015 ~ 3-126/2015, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ставропольский краевой суд (Ставропольский край)
Дата поступления 26.03.2015
Дата решения 22.09.2015
Категория дела Прочие из публично-правовых отношений
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID cbf3398b-6c42-3c42-8b68-ba2289d46d2f
Стороны по делу
Истец
*** "*******-************ *********** **************"
Ответчик
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 3–91/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2015 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд

в составе председательствующего судьи Строчкиной Е.А.

при секретаре: Мельниковой Н.А.,

с участием представителя ОАО «Торгово-строительное предприятие» по доверенности Горелой В.И.,

представителя Министерства имущественных отношений г. Ставрополя по доверенности Горбовицкой М.П.,

представителя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности Воропаевой Л.С.,

представителя администрации г. Ставрополя по доверенности Якимова А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску Открытого акционерного общества «Торгово-строительное предприятие Стройматериалы» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Торгово-строительное предприятие Стройматериалы» 26.03.2015 года обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:022613:67 площадью 22 700 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Селекционная, 5А в квартале 518, равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года в размере 31275 000 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора аренды земельного участка в границах МО г. Ставрополя № 8373 от 10.08.2010 года, общество является арендатором указанного земельного участка.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ставропольского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 1 января 2012 года.

По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость находящегося на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:022613:67, на 01 января 2012 года установлена в размере 67925 664 рублей (что подтверждается кадастровой справкой от 23.12.2014 года).

Не согласившись с утвержденными Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 результатами оценки указанного выше земельного участка административный истец обратился в ООО «Академия Оценки Бизнеса» для определения рыночной стоимости земельного участка.

По итогам независимой оценки стоимости указанного выше земельного участка, выполненной по его заказу ООО «Академия Оценки Бизнеса» и представленной в отчете от 30.01.2015 года № А-0007/15, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 года в размере 31275000 рублей.

По итогам проведения экспертизы некоммерческим партнерством «Межрегиональный союз оценщиков» получено положительное экспертное заключение № 05/06-15 от 03.02.2015 года о том, что отчет № А-0007/15 «Об определении рыночной стоимости земельного участка», соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 и требованиям федеральных стандартов.

ОАО «Торгово-строительное предприятие Стройматериалы» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.10.2012 № П/485, в Ставропольском крае при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, однако по результатам рассмотрения заявление отклонено Решением №382 от 02.03.2015 года.

Считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости указанного земельного участка являются недостоверными и нарушают его права как плательщика арендной платы и земельного налога, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в разы превышает его рыночную стоимость.

Определением суда от 21.09.2015 года суд перешел к рассмотрению дела в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности, Горелая В.И. уточнила требования с учетом заключения эксперта и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022613:67 площадью 22 700 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Ставрополь, ул. Селекционная, 5А в квартале 518, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в размере 17350 189 руб. Так же поддержала доводы заявления и просила удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений г.Ставрополя по доверенности Горбовицкая М.П. просила вынести решение в соответствии с законом.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности Воропаева Л.С. просила отказать в удовлетворении требований административного иска, сославшись на неполноту проведенного по ходатайству административного истца судебного экспертного заключения.

Представитель администрации г. Ставрополя по доверенности Якимов А.А. просил отказать в удовлетворении требований административного иска, сославшись на неполноту проведенного по ходатайству административного истца судебного экспертного заключения.

Допрошенный в судебной заседании эксперт ФБУ Северо-Кавсказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ Никитин Н.В. поддержал выводы своего экспертного заключения, подготовленного на основании определения суда от 01.06.2015г и дополнительно пояснил, что экспертное заключение соответствует требованиям Федерального закона «О государственной судебной экспертной деятельности» и ведомственным нормативным актам, регулирующим порядок проведения экспертиз.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела не представил.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя стороны, уведомленного должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с договором аренды земельного участка в границах МО г. Ставрополя № 8373 от 10.08.2010 года, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:12:022613:67 площадью 22 700 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Селекционная, 5А в квартале 518.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 1 января 2012 года.

По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость находящегося на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 26:12:022613:67, на 01 января 2012 года установлена в размере 67 925 664 рублей (т. 1 л.д. 134).

Согласно отчету № А-0007/15 от 30.01.2015 года, проведенному по заказу административного истца оценщиком ООО «Академия Оценки Бизнеса», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022613:67 площадью 22 700 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Селекционная, 5А в квартале 518 по состоянию на 01.01.2012 года составляет 31275000 руб.

По заключению судебной экспертизы №3-91/15 от 13.06.2015 года, выполненной ФБУ Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022613:67 по состоянию на 01.01.2012 года составляет 17350 189 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, административный истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года №382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").

В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.

В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года №222.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Оценив представленные в материалы дела отчет и заключение судебной экспертизы №3-91/15 от 13.06.2015 года, в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что данные документы обладают необходимой ясностью и полнотой, содержащиеся в них выводы аргументированы со ссылками на нормы действующего законодательства и основаны на результатах проведенных исследований. Расхождение в стоимости, определенной в отчете и заключении судебной экспертизы, по мнению суда, являются несущественными. Оснований для сомнений в их обоснованности, наличия существенных противоречий в выводах, суд не усматривает.

Представленные по делу доказательства свидетельствуют о несоответствии кадастровой оценки спорного земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем, уточненные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Требования Открытого акционерного общества «Торгово-строительное предприятие Стройматериалы» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:022613:67 площадью 22 700 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Ставрополь, ул.Селекционная, 5А в квартале 518, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в размере 17350 189 (семнадцать миллионов триста пятьдесят тысяч сто восемьдесят девять) рублей.

Заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.10.2012 № П/485, в Ставропольском крае при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю12.02.2015 года

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме принято 25.09.2015г.

Судья Ставропольского

Краевого суда Е.А.Строчкина.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) на 26.03.2015:
Дело № 33-2540/2015, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-2482/2015, апелляция
  • Дата решения: 05.05.2015
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2597/2015, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-2533/2015, апелляция
  • Дата решения: 07.04.2015
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2502/2015, апелляция
  • Дата решения: 21.04.2015
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2554/2015, апелляция
  • Дата решения: 19.05.2015
  • Решение: снято с рассмотрения - прочие основания
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2587/2015, апелляция
  • Дата решения: 21.04.2015
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2574/2015, апелляция
  • Дата решения: 24.04.2015
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2505/2015, апелляция
  • Дата решения: 28.04.2015
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2523/2015, апелляция
  • Дата решения: 21.04.2015
  • Решение: решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-257/2015, апелляция
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Брянский Вадим Юрьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-374/2015, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-373/2015, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-386/2015, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-372/2015, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ