Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Пятый кассационный суд общей юрисдикции (Ставропольский край) |
Дата поступления | 19.11.2021 |
Дата решения | 25.01.2022 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Гареева Диана Рифовна |
Результат | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение |
Судебное решение | Есть |
ID | 21e6ee55-f497-3355-9668-19d75df670d4 |
УИД: 05RS0024-01-2020-002686-20
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88-216/2022
№ дела 2-105/2021
в суде первой инстанции
25 января 2022 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гареевой Д.Р.
судей Ивановой Л.В. и Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каякентского района Республики Дагестан, в защиту интересов администрации муниципального образования «сельсовет Каякентский» Каякентского района Республики Дагестан к [СКРЫТО] М. М. о признании недействительным правоустанавливающих документов на земельный участок,
по кассационной жалобе [СКРЫТО] М. М. на решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 31 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Гареевой Д.Р., выслушав объяснения [СКРЫТО] М.М. и его представителей – адвокатов Симонян А.В., Мустафаева М.А., Максудова Р.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования «сельсовет Каякентский» Каякентского района Республики Дагестан Койчуевой А.З. и прокурора Колячкиной И.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
прокурор <адрес> обратился Республики Дагестан, в защиту интересов муниципального образования «сельсовет Каякентский» Каякентского района Республики Дагестан обратился в суд с иском к [СКРЫТО] М.М., в котором просил обязать признать недействительным постановление главы муниципального образования «сельсовет Каякентский» от 8 июня 2018 года №36 «О предоставлении [СКРЫТО] М.М. земельного участка площадью 10 000 кв.м в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства» с кадастровым номером 05:08:000034:5062, признать недействительной запись в Едином государственном реестре недвижимости № от 1 октября 2018 года о регистрации права собственности [СКРЫТО] М. М. на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000034:5062.
Решением Каякентского районного суда Республики Дагестан от 6 апреля 2021 года исковые требования прокурора Каякентского района обратился Республики Дагестан удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 31 августа 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при вынесении судебных постановлений допущены такого характера существенные нарушения норм процессуального и материального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, 8 июня 2018 года главой МО «сельсовет Каякентский», Каякентского района Республики Дагестан издано постановление №36 «О предоставлении [СКРЫТО] М.М. земельного участка площадью 10 000 кв.м в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании данного постановления на указанный земельный участок с кадастровым номером 05:08:000034:10, площадью 4.801 кв.м, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в <адрес>, севернее от станции техобслуживания вблизи сел. Каякент зарегистрировано право собственности [СКРЫТО] М.М.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки от 23 июня 2020 года №140, земельный участок с кадастровым номером 05:08:000034:5062 расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж1) на землях населенных пунктов МО «сельсовет Каякентский».
Обращаясь с иском, истец указывал на то, что земельный участок площадью 10.000 кв.м ответчику предоставлен незаконно, поскольку превышен предельный размер предоставляемого гражданам, установленный статьей 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2017 № 116 «О некоторых вопросах регулирований земельных отношений в Республике Дагестан», согласно которой предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) составляет от 400 кв. метров до 1.000 кв. метров.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что администрация муниципального образования «Сельсовет Каякентский» Республики Дагестан при предоставлении [СКРЫТО] М.М. земельного участка, площадью 10 000 кв.м в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, распределив земли населенного пункта муниципального образования «Сельсовет Каякентский» превысила допустимый предельный размер земельного участка, предоставляемого гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, при этом спорный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки и относится к категории земель населенных пунктов, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами и правовым обоснованием суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанций не соглашается исходя из следующего.
Судами установлено, что за [СКРЫТО] М.М. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000034:5062 площадью 1 (один) гектар, категории «земли сельскохозяйственного назначения», на котором он ведет личное подсобное хозяйство.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" определено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (часть 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве).
Из системного толкования статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», статьи 4 Закона Республики Дагестан от 04.03.2005 № 11 «О личном подсобном хозяйстве в Республике Дагестан», положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и не ставятся в зависимость от местонахождения предоставляемого земельного участка (в пределах либо за пределами населённого пункта).
Из толкования вышеуказанных положений законодательства следует, что полномочиями по установлению предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, наделены органы местного самоуправления, поскольку указанные предельные размеры устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Земельные отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства в Республике Дагестан урегулированы Законом Республики Дагестан N 11 от 4 марта 2005 года «О личном подсобном хозяйстве», статьями 2, 4 которого установлено, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не может превышать 2,5 гектара.
Также Положением «О порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности на землю, на территории Каякентского района Республики Дагестан, принятого Решением Собрания Депутатов Муниципального образования «Каякентский район» от 27 марта 2008 года № 9-6 установлено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), составляет - 1,0 га.
Таким образом, обжалуемые судебные акты вынесены судом в нарушение указанных положений законодательства.
Ссылка судов на положения Закона Республики Дагестан от 29.12.2017 № 116 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан», согласно которому предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) - от 400 кв. метров до 1000 кв. метров, не основана на верном применении норм материального права, поскольку указанным нормативным актом дана отсылка на предоставление земельных участков с данными размерами гражданам, указанным в частях 2 и 3 статьи 9 настоящего Закона.
Между тем, судами не установлено относится ли ответчик к указанной в законе категории граждан, применимы ли к спорному случаю положения пункта 1 ст.8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2017 № 116 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан».
Указанные нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции устранены не были.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения спора, также не установил.
По изложенным основаниям судебная коллегия находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения названных выше норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав автора жалобы.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 31 августа 2021 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими возникшие по данному делу правоотношения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 31 августа 2021 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи