Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Пятый кассационный суд общей юрисдикции (Ставропольский край) |
Дата поступления | 28.02.2020 |
Дата решения | 18.06.2020 |
Категория дела | В иных случаях, возникающих из трудовых отношений |
Судья | Черчага Стелла Владимировна |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 17090453-8626-36b0-b2f7-4a30227f31df |
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-3412/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ дела 2-2566/2019
в суде первой инстанции
18 июня 2020 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В.,
судей: Камышовой Т.В., Нурмухаметовой Р.Р.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] Игоря [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] Эллы [СКРЫТО], [СКРЫТО] Анны [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] Виктории [СКРЫТО] к ГБУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» МЗ Республика Северная Осетия-Алания о признании незаконными карт специальной оценки условий труда,
по кассационной жалобе ГБУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» МЗ Республика Северная Осетия-Алания на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В., выслушав объяснения Кокова [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] Виктории [СКРЫТО], [СКРЫТО] Анну [СКРЫТО], возражавших против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 07 августа 2019 года отказано в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] С.М., [СКРЫТО] Б.В., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] К.Ф., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] Г.О., [СКРЫТО] С.Х., [СКРЫТО] Ф.В., [СКРЫТО] О.О., [СКРЫТО] Э.А., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] Д.С., [СКРЫТО] В.М. к ГБУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Минздрава Республика Северная Осетия-Алания о признании незаконной карты специальной оценки условий труда; о признании незаконными условий дополнительного соглашения к трудовому договору; об обязании восстановить с 01.01.2019 надбавку за вредные условия труда по трудовому договору и произвести перерасчет за указанный период; взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2019 года принят отказ [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] С.М., [СКРЫТО] Б.В., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] К.Ф., [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] И.В., Дудаева Г.О., [СКРЫТО] О.О., [СКРЫТО] С.Х., [СКРЫТО] Э.А., [СКРЫТО] Д.С., [СКРЫТО] Ф.В. к ГБУЗ «Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы» М3 РСО-Алания от исковых заявлений в части требования о признании незаконной карты специальной оценки условий труда. Производство по делу в указанной части прекращено.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2019 года решение суда первой инстанции от 07 августа 2019 года отменено в части оставления без удовлетворения требований [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] С.М., [СКРЫТО] Б.В., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] К.Ф., [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] Э.А., [СКРЫТО] Д.С., [СКРЫТО] Ф.В., Дудаева Г.О., [СКРЫТО] О.О., [СКРЫТО] С.Х. к ГБУЗ «Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы» М3 РСО-Алания о признании незаконными условий дополнительных соглашений к трудовым договорам; обязании восстановить надбавку за вредные условия труда по трудовому договору.
В отменённой части принято новое решение, которым условия дополнительных соглашений от 26 марта 2019 года к трудовым договорам между ГБУЗ «Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы» М3 РСО-Алания и [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] С.М., [СКРЫТО] Б.В., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] К.Ф., [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] И.В., Дудаевым Г.О., [СКРЫТО] О.О., [СКРЫТО] С.Х., [СКРЫТО] Э.А., [СКРЫТО] Д.С., [СКРЫТО] Ф.В. п. 4, п.п. 4.1, в части установления компенсационной выплаты за работу во вредных условиях труда в размере 12 % от оклада, признаны недействительными;
на ГБУЗ «Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы» М3 РСО-Алания возложена обязанность восстановить [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] С.М., [СКРЫТО] Б.В., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] К.Ф., [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] И.В., Дудаевым Г.О., [СКРЫТО] О.О., [СКРЫТО] С.Х., [СКРЫТО] Э.А., [СКРЫТО] Д.С., [СКРЫТО] Ф.В. с 01.01.2019 надбавку (компенсационные выплаты) за вредные условия труда в размере 24 % от оклада в соответствии с трудовыми договорами.
В пользу каждого истца: [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] С.М., [СКРЫТО] Б.В., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] К.Ф., [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] И.В., Дудаевым Г.О., [СКРЫТО] О.О., [СКРЫТО] С.Х., [СКРЫТО] Э.А., [СКРЫТО] Д.С., [СКРЫТО] Ф.В. с ГБУЗ «Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы» М3 РСО-Алания взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В остальной части решение Советского районного суда г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания от 07 августа 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГБУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» МЗ Республика Северная Осетия-Алания просит об отмене апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2019 года, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученной по материалам дела, не имеется.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что все истцы состоят в трудовых отношениях ГБУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Минздрава РСО-Алания, с каждым из них заключен трудовой договор, по условиям которого каждому из них установлена ежемесячная надбавка за вредные условия труда в размере 24%.
В марте 2019 года работодатель предложил истцам заключить дополнительное соглашение к трудовому договору со снижением размера надбавки до 12%, выплата в таком размере производилась с января 2019 года, основанием для этого явились результаты специальной оценки условий труда в ГБУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Минздрава РСО-Алания, выполненного 19.10.19 Обществом с ограниченной ответственностью «Центр охраны труда-Тула».
Разрешая исковые требования истцов о признании незаконными условия дополнительного соглашения от 26 марта 2019 года к трудовым договорам между работодателем (ответчиком) и работниками (истцами) (п. 4, п. 4.1), об обязании ответчика восстановить с 01 января 2019 года надбавку за вредные условия труда в размере 24 % по трудовому договору, отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из вывода о правомерности действий ответчиков, указав на то, что согласно заключению СОУТ № <данные изъяты> от 19 октября 2018 года ООО «Центр охраны труда - Тула» условиям труда истцов установлен класс вредности условий труда - 3.3, то есть меньше, чем был определён им ранее (4 класс), а потому работодатель был вправе уменьшить размер компенсационных выплат за работу во вредных условиях труда.
При этом суд, сославшись на заключение Министерства труда и социального развития РСО-Алания от 25.06.2019, указал на отсутствие оснований для признания карт специальной оценки условий труда истцов и заключения СОУТ № <данные изъяты> от 19 октября 2018 года недействительными.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, руководствуясь статьей 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ, указала на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на то, что обязанность по предоставлению доказательств об улучшении условий труда истцов, по сравнению с существовавшими во время проведения аттестации рабочих мест (установления 4 класса вредных условий труда), и установления компенсационной выплаты за работу во вредных условиях труда в размере 24 % от оклада, лежит на работодателе.
В нарушение требований статьи 57 ТК РФ ответчик таких доказательств суду не представил.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с апелляционным определением.
До вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. №870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Названное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. №726.
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 1 января 2014 г. осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. №342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не реже одного раза в пять лет. Данный документ утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с изданием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
С 1 января 2014 г. отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено названным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
При этом переходными положениями ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (ч.3 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ).
Приведенные нормы материального права, определяющие порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда, а также предоставление работникам по результатам указанной оценки различных гарантий и компенсаций, судом первой инстанции применены не были, вопрос о том, изменились ли условия труда истцов на дату проведения специальной оценки условий труда (июль – ноябрь 2018 года) по сравнению с условиями труда на рабочем месте, которые явились основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (выплата 24% от оклада за работу во вредных условиях труда, судом не исследовался.
В то же время, в силу статьи15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ обязанность по предоставлению доказательств, обосновывающих законность уменьшения компенсационных выплат (компенсационных мер), в частности доказательств, что условия труда истцов улучшились по сравнению с существовавшими во время проведения аттестации рабочих мест (установления 4 класса вредных условий труда), и установления компенсационной выплаты за работу во вредных условиях труда в размере 12% от оклада, лежит на работодателе (ответчике). Ответчиком такие доказательства не представлены.
Кроме того, из материалов дела следует, что между работодателем и работниками достигнуто соглашение о доплате работникам, в том числе истцам, с 01.01.2019 года за работу во вредных условиях труда по классу вредности 3.3 надбавки в размере 24% от должностного оклада.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле протоколом открытого профсоюзного собрания ГБУЗ «РБСМЭ» М3 РСО-Алания <данные изъяты> «А» от 30 ноября 2018 года; изменениями (дополнениями) в коллективный договор, принятыми 11.12.2018; приказом начальника ГБУЗ «РБСМЭ» М3 РСО-Алания №<данные изъяты> «Д» от 12.12.2018.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, поскольку они основаны на материалах дела, установленных по делу обстоятельствах, при правильном применении закона.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки, и на иное толкование норм законодательства, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судами первой и апелляционной инстанций.
Оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» МЗ Республика Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий подпись С.В. Черчага
Судьи подпись Т.В. Камышова
подпись Р.Р. Нурмухаметова