Дело № 16-1012/2021, надзор

Тип дела Административные
Инстанция надзор
Суд Пятый кассационный суд общей юрисдикции (Ставропольский край)
Дата поступления 19.04.2021
Дата решения 19.05.2021
Статьи кодексов ст.18.15 ч.3 КоАП РФ
Результат ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНО
Судебное решение Есть
ID 03bb0b1b-4d56-38aa-97fa-017b1e1ad03b
Стороны по делу
Ответчик
********* ***** *********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 


ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-1012/2021

г. Пятигорск

19 мая 2021 года

Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 11 мая 2021 года) жалобу Тавакалян Анаит Айказовны на вступившие в законную силу постановление судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 20 января 2021 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 03 марта 2021 года, вынесенные в отношении Тавакалян Анаит Айказовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 20 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 03 марта 2021 года, индивидуальный предприниматель Тавакалян А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с состоявшимися по делу об административном правонарушении судебными актами, Тавакалян А.А. обратилась в Пятый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой, не опровергая наличие виновных действий в совершении административного правонарушения, ставит вопрос о чрезмерной суровости назначенного ей административного наказания.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что 24 декабря 2020 года в 14 часов 30 минут при проведении проверки по материалам КУСП от 22 декабря 2020 года было установлено, что ИП Тавакалян А.А. 01 августа 2020 года заключила трудовой договор с гражданкой Республики Армения Пстеян А.Б., не уведомив об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в порядке пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24 декабря 2020 года (л.д. 4) и содержащимся в нем письменным объяснением Тавакалян А.А., согласно которому невыполнение предусмотренной законом обязанности об уведомлении заключения с иностранным гражданином трудового договора вызвано неосведомленностью о таком обязательстве; копией трудового договора от 01 августа 2020 года (л.д. 11-12); копией паспорта иностранного работника (л.д. 13) и иными материалами дела.

На основании анализа перечисленных доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Новоалександровского районного суда Ставропольского края, установив все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, учитывая признание Тавакалян А.А. своей вины в содеянном в качестве смягчающего административную ответственность наказания, пришел к правомерному выводу об ее виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку в действиях Тавакалян А.А. правильно установлены наличие события и состава правонарушения, определена ее виновность на основании верно установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, которые являются достаточными и допустимыми, то соответствующие выводы судьи районного суда правомерно были поддержаны судьей Ставропольского краевого суда.

Не оспаривая факт допущения нарушения миграционного законодательства и неуведомления о заключении с иностранным гражданином трудового договора, Тавакалян А.А. в настоящей жалобе приводит доводы о чрезмерной суровости назначенного административного наказания.

Вместе с тем, проверяя порядок возбуждения дела об административном правонарушении, существо предъявленного Тавакалян А.А. обвинения в совершении правонарушения, прихожу к выводу о том, что вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного Тавакалян А.А. правонарушения малозначительным и освобождения ее от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное правонарушение Тавакалян А.А. совершено в сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции, соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, в связи с чем имеют повышенную степень общественной опасности и затрагивают интересы государства.

При таких обстоятельствах оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Также отсутствуют правовые основания для замены назначенного административного штрафа на такой вид наказания, как предупреждение, поскольку отсутствие совокупности всех обстоятельств, указанных в части 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может повлечь замену административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Более того, административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.

Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемых актов в части назначенного административного наказания по другим основаниям.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно примечанию к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей и иными статьями главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях названной главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Как усматривается из материалов дела, при рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что Тавакалян А.А. свою вину в совершении вменяемого административного правонарушения признала, на иждивении у нее находятся малолетние дети. Из сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, находящихся в общем доступе в сети «Интернет», следует, что ИП Тавакалян А.А. отнесена к категории микропредприятий, в связи с чем с учетом приведенных обстоятельств, а также финансовым положением привлекаемого к административной ответственности индивидуального предпринимателя, отсутствием отягчающих административную ответственность обстоятельств, прихожу к выводу о том, что исходя из позиции частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер назначенного индивидуальному предпринимателю Тавакалян А.А. административного наказания в виде административного штрафа с 400 000 рублей подлежит снижению до 200 000 рублей.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу Тавакалян Анаит Айказовны удовлетворить частично.

Постановление судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 20 января 2021 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 03 марта 2021 года, вынесенные в отношении Тавакалян Анаит Айказовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, размер назначенного Тавакалян Анаит Айказовне административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей снизить до 200 000 рублей.

В остальном указанные судебные акты оставить без изменения.

Заместитель председателя

Пятого кассационного суда

общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев

Справка: судья районного суда Маликова Е.С.; судья краевого суда Темрезов Т.Б.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (Ставропольский край) на 19.04.2021:
Дело № 8Г-2854/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8а-2849/2021 [88а-3565/2021], кассация
  • Дата решения: 26.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Белоусова Юлия Константиновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-2921/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-2905/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-2902/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-2875/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8а-2853/2021 [88а-3568/2021], кассация
  • Дата решения: 26.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Белоусова Юлия Константиновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-2901/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-2864/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-2860/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-1019/2021, надзор
  • Дата решения: 30.06.2021
  • Решение: ИЗМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда на постановление БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1010/2021, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-1028/2021, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-1024/2021, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-1023/2021, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-1022/2021, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-1021/2021, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-1018/2021, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-1009/2021, надзор
  • Дата решения: 19.05.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7У-2126/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-2402/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-2138/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-2137/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-2117/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-2236/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-2197/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-2211/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-2360/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-2213/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ