Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Яковлевский районный суд (Приморский край) |
Дата поступления | 29.02.2016 |
Дата решения | 31.03.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Орлов В.И. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | c34280a3-243a-3ad2-ba05-00b68251e3e7 |
Дело № 2-111/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 31 марта 2016 г.
Яковлевский [СКРЫТО] суд Приморского края Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Орлова В.И.
при секретаре Нестеровой Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Подложнюк Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Дю Николаю Сергеевичу о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в Яковлевский [СКРЫТО] суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Дю Н.С., в котором просит обязать его до 01.06.2016г. принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование доводов заявления указал, что 20.01.2016г. прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] совместно со специалистом ОНД [СКРЫТО] муниципального [СКРЫТО] УИД ГУ МЧС России по ПК проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в кафе «Ариран», принадлежащем индивидуальному предпринимателю Дю Н.С. (далее - ИП Дю Н.С.), расположенном по адресу: <адрес>
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — ФЗ «О пожарной безопасности») определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
Согласно ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что при организации услуг общественного питания населения в кафе «Ариран» имеют место следующие нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности:
не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 2, п.461 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25апреля 2012 № 390 (далее - ППР в РФ));
в здании отсутствует знак пожарной безопасности «Курение табака запрещено» (п. 14 ППР в РФ);
помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п. 70 ППР в РФ);
в здании отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре (п. 7ППР в РФ);
система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в неисправном состоянии (не горят указатели выход) (п. 61 ППР в РФ);
отсутствует акт проверки работоспособности на автоматическую установку пожарной сигнализации (п. 61 ППР в РФ) (не предоставлен).
на путях эвакуации отсутствует фотолюминесцентная эвакуационная система, а именно: направляющие линии, сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации (ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ; п.1 ч.2 ст.1, ч.1ст.6, ст.4, ст.53, ст.84 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ; п-200 Приказа Росстандарта от 16.04.2014 г. №474; п. 33, п. 43 НИР в РФ; п.1, п.5.1.1, п.5.1.1.1, п.6.1.4, п.6.2.6, п.6.3.1, п.6.3.2, Табл.2, п.7.2.5, Приложение «Ж»,Приложение «И» ГОСТ Р 12.4.026-2001; п.4.1 и Примечание 2, п.4.2.1, п.5.3,п.5.3.9, п.5.7, п.6.1, и.6.4, п.6.6, п.6.6.4, п.6.6.6, п.6.6.8, п.6.7, п.7.К), п.9.2,ГОСТ Р 12.2.143-2009; п.6 Приложение к Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 г. №1225).
Таким образом, ИП Дю Н.С. нарушены требования законодательства в области пожарной безопасности при организации услуг общественного питания в кафе «Ариран», что создает угрозу безопасности жизни и здоровью работников, а также посетителей кафе, которых нельзя индивидуализировать, в случае возникновения пожара.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.
В судебное заседание ответчик Дю Н.С. не прибыл, судебная повестка, направленная заказным письмом с уведомлением, вернулась в суд с отметкой «истек срок хранения», а на телефонные звонки ответчик не отвечает. Таким образом, суд принял меры к извещению ответчика и поэтому находит возможным в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В судебном заседании старший помощник прокурора Подложнюк Е.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в нем.
Выслушав старшего помощника прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Подложнюк Е.Н., изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Дю Н.С. является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован в качестве него в ЕГРИП с 10.08.2015г.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. N 69 руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (ст. 6 Закона).
Согласно п. 28 ст. 2 данного Федерального закона пожарный риск - это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработаны и утверждены Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре в зданиях и сооружениях (НПБ-104-03)» (приказ МЧС России от 20.06.2003 N 323) (далее - НПБ-104-03).
В силу п. 2 Правил противопожарного режима в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.
В соответствии с п. 14, 61, 70 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»; исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки; исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Пунктом 7 ППР установлено, что на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.
В соответствии с п. 33 ППР при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно п. 43 ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.
Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
Из материалов дела усматривается, что на момент проведения проверки, пожарная безопасность объекта не соответствовала обязательным требованиям.
Актом проверки от 21.01.2016г. установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 2, п. 461 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390 (далее - ППР в РФ));
в здании отсутствует знак пожарной безопасности «Курение табака запрещено» (п. 14 ППР в РФ);
помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п. 70 ППР в РФ);
в здании отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре (п. 7 ППР в РФ);
система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в неисправном состоянии (не горят указатели выход) (п. 61 ППР в РФ);
отсутствует акт проверки работоспособности на автоматическую установку пожарной сигнализации (п. 61 ППР в РФ) (не предоставлен).
на путях эвакуации отсутствует фотолюминесцентная эвакуационная система, а именно: направляющие линии, сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации (ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ; п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ст.4, ст.53, ст.84 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ; п-200 Приказа Росстандарта от 16.04.2014 г. №474; п. 33, п.43 НИР в РФ; п.1, п.5.1.1,п.5.1.1.1, п.6.1.4, п.6.2.6, п.6.3.1, п.6.3.2, Табл.2, п.7.2.5, Приложение «Ж», Приложение «И» ГОСТ Р 12.4.026-2001; п.4.1 и Примечание 2, п.4.2.1, п.5.3, п.5.3.9, п.5.7, п.6.1, и.6.4, п.6.6, п.6.6.4, п.6.6.6, п.6.6.8, п.6.7, п.7.К), п.9.2, ГОСТ Р 12.2.143-2009; п. 6 Приложение к Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 г. №1225).
Перечисленные нарушения указывают на несоответствие деятельности ответчика по обеспечению пожарной безопасности требованиям пунктов «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. N 390.
Недостатки в обеспечении пожарной безопасности объекта выявлены при участии представителя территориального органа МЧС России, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (см. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868).
Доказательств того, что содержащиеся в акте сведения о нарушении правил пожарной безопасности не соответствуют действительности, ответчик суду не представил.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Дю Николая Сергеевича обязанность в срок до 01.06.2016г. устранить нарушения требований пожарной безопасности в кафе «Ариран», расположенном по адресу: <адрес>, а именно:
разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности;
в помещении кафе установить знак пожарной безопасности «Курение табака запрещено»;
обеспечить помещение кафе первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
в помещении кафе установить планы эвакуации людей при пожаре;
обеспечить исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
обеспечить проверку работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации;
на путях эвакуации установить фотолюминесцентную эвакуационную систему, а именно: направляющие линии, сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения, с подачей жалобы, представления через Яковлевский [СКРЫТО] суд.
Председательствующий