Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Первомайский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 31.01.2020 |
Дата решения | 06.07.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Лысенко Екатерина Алексеевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 00cb4f5f-6d15-3755-8469-3919f2116b43 |
Дело № 2а-878/20
25RS0005-01-2020-000344-84
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2020 года г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Лысенко Е.А.
при помощнике Дорошенко М.С.,
с участием административного истца ФИО2, представителя административных ответчиков администрации <адрес>, управления муниципальной собственности <адрес> ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес>, управлению муниципальной собственности <адрес> о признании решений незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с данным административным иском, указывая, что он является собственником части жилого дома общей площадью 16,7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 25:28:030002:5342, построенного и введенного в эксплуатацию в 1922 году. Данный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030002:3951, им арендованном на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-Ч-21544. ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации своего исключительного права на приобретение указанного земельного участка в собственность без проведения торгов его представителем в соответствии со ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в департамент земельных и имущественных отношений <адрес> подано соответствующее заявление. ДД.ММ.ГГГГ он получил решение № об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. Данный отказ признан решением Первомайского районного суда <адрес> незаконным. <адрес>вым судом в связи с перераспределением компетенции между государственными органами <адрес> и муниципальным органами <адрес> на департамент земельных и имущественных отношений <адрес> возложена обязанность передать заявление в администрацию <адрес> для рассмотрения по существу. После передачи заявления в администрацию <адрес> он получил решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении рассматриваемого земельного участка в собственность, а также решение от ДД.ММ.ГГГГ №-к об отказе в предоставлении земельного участка после обращения на личном приеме. В качестве обоснования принятых решений указано на то, что в результате выездной проверки земельного участка на земельном участке не обнаружено части жилого дома, на участке расположено нежилое строение, которое по своим характеристикам не соответствует СНиП ДД.ММ.ГГГГ «Дома жилые одноквартирные». Считает данные отказы незаконными, нарушающими его исключительное право на приобретение данного участка в собственность без проведения торгов. Расположенное на земельном участке строение всегда было жилым, использовалось по назначению, что подтверждается техническим паспортом, а также выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №. Он несет бремя содержания данного помещения, им произведен ремонт части жилого дома: произведены отделка, утепление, гидроизоляция и пароизоляция стен и чердачного перекрытия, заменены окна, двери, электропроводка, старое шиферное покрытие крыши заменено на профнастил, установлены электрические конвекторы вместо печного отопления. При этом, параметры объекта капитального строительства не изменялись, что подтверждается актом экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №/ЭН-2019. Согласно данному акту объект индивидуального жилищного строительства (часть жилого дома с кадастром номером 25:28:030002:5342) сохранился, является жилым строением. Кроме дома и забора на участке с кадастровым номером 25:28:030002:3951, в границах которого указанный объект находится, иных зданий, сооружений или объектов незаконченного строительства нет. Считает, что СНиП ДД.ММ.ГГГГ «Дома жилые одноквартирные», на которые ссылается административный ответчик, распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые одноквартирные жилые дома. В связи с тем, что по его заявлению он получает уже третий отказ, то полагает необходимым установить в ходе судебного разбирательства отсутствие законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязав административного ответчика заключить с ним договор купли-продажи. Просит суд признать незаконными решения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-к об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Обязать администрацию <адрес> устранить нарушение исключительного его права на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:030002:3951, осуществив подготовку, подписание и направление на подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:28:030002:3951 в трех экземплярах. Обязать администрацию <адрес> одновременно с заключением договора купли-продажи земельного участка расторгнуть договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №-Ч-21544.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено управление муниципальной собственности <адрес>.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административный истец уточнил административные исковые требования, просил суд признать незаконными решения управления муниципальной собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-к об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Обязать управление муниципальной собственности <адрес> устранить нарушение исключительного его права на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:030002:3951, осуществив подготовку, подписание и направление на подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:28:030002:3951 в трех экземплярах. Обязать управление муниципальной собственности <адрес> одновременно с заключением договора купли-продажи земельного участка расторгнуть договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №-Ч-21544.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель административных ответчиков с требованиями не согласился по доводам письменного отзыва, согласно которому административному истцу на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №-Ч-21544 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 25:28:030002:3951 площадью 610 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. В результате выезда специалистов муниципального казенного учреждения «Комплексное развитие земель и недвижимости <адрес>» установлено, что на испрашиваемом административным истцом земельном участке часть жилого дома с кадастровым номером 25:28:030002:5342 площадью 16,7 кв. м отсутствует. В границах земельного участка расположено нежилое строение площадью 16 кв. м, а также часть металлического нежилого сооружения. В соответствии с п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Проектирование и строительство домов регламентируется нормами СНиП ДД.ММ.ГГГГ «Дома жилые одноквартирные». Характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:030002:5342 позволяют сделать однозначный вывод о несоответствии параметров данного объекта требованиям вышеуказанных градостроительных норм. При этом, согласно сведениям публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в границах испрашиваемого административным истцом земельного участка отсутствуют объекты недвижимости, зарегистрированные в установленном законом порядке. Кроме этого, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:030002:5342 – жилое помещение площадью 16,7 кв. м, принадлежащий административному истцу на праве собственности, расположен в границах объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:030002:405 – жилого дома площадью 47,8 кв. м, 1922 года постройки. Имеющийся в материалах дела технический паспорт, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, содержит сведения о правообладателях объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:030002:405 – жилого дома площадью 47,8 кв. м, 1922 года постройки, в числе которых приведена ФИО6 – физическое лицо, являющееся первоначальным арендатором по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №-Ч-21544, зарегистрировавшая право собственности в отношении данного объекта ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что технический паспорт не имеет отношения к объекту недвижимости с кадастровым номером 25:28:030002:5342, принадлежащему административному истцу на праве собственности. Акт экспертизы, представленный административным истцом, нельзя считать безусловным доказательством в рамках рассмотрения дела. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно материалам дела управлением муниципальной собственности <адрес> рассмотрены заявления ФИО2 о предоставлении ему в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:030002:3951, площадью 610 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации жилого дома.
Ответами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с тем, что по результатам обследования земельного участка установлено, что жилой дом, отвечающий требованиям действующего законодательства, на земельном участке отсутствует.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 данного Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Указанные положения закона в совокупности с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 данного Кодекса, закрепляющим принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 данного Кодекса, закрепляющим принцип целевого использования земли, направлены на реализацию необходимых правовых гарантий, обеспечивающих условия для первоочередного приобретения собственниками объектов недвижимости земельных участков, занятых этими объектами и необходимых для их использования по назначению, исходя из целей предоставления земельного участка. Возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой приватизируемый земельный участок предоставляется лицу.
В данном случае, объект, дающий право на льготный выкуп земельного участка, должен обладать не только признаками капитальности, но и характеристиками жилого дома. Отсутствие одного из этих признаков влечет отсутствие оснований для применения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования к одноквартирным жилым домам предусмотрены в Своде Правил СП 55.13330.2016, утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пp.
Согласно пункту 4.5 Свода правил дом должен включать жилые комнаты - одну или несколько (общую комнату или гостиную, спальню), а также вспомогательные помещения: переднюю, кухню (в том числе кухню-столовую и (или) кухню-нишу, ванные комнаты и (или) душевые, туалет (уборную) или совмещенный санузел, переднюю.
Исходя из требований пункта 6.1 названного Свода правил, площади помещений домов, проектируемых (по 4.1 и 4.2) и реконструируемых (по 4.1), должны быть не менее: общей комнаты (или гостиной) - 16 м2 (при одной жилой комнате - 14 м); спальни - 8 м (на двух человек - 10 м, а при размещении ее в мансарде - 7 м), спальни для инвалида-колясочника - 9 м; кухни - 9 м, кухни-ниши или кухонной зоны в кухне-столовой - 6 м. Ширина помещений (кухни и кухонной зоны в кухне-столовой, передней, внутриквартирных коридоров, ванной комнаты, туалета или уборной, совмещенного санузла), а также площади проектируемых домов (по 4.1 и 4.2) - в зависимости от количества жилых комнат принимаются не менее указанных в СП 137.13330.
Как следует из материалов дела, по состоянию на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату объект недвижимости, принадлежащий ФИО2, не отвечал требованиям действующей нормативно-технической документации, предъявляемым к одноквартирным жилым домам, поскольку не обладал признаками жилого дома в части принятых объемно-планировочных решений: не имел минимального необходимого набора помещений, а общая площадь строения недостаточна для их устройства.
В данном случае управление муниципальной собственности <адрес> как лицо, наделенное правомочием по распоряжению земельными участками, действовало в пределах своей компетенции, решение принято с учетом всех обстоятельств, подлежащих проверке, и прав административного истца, учитывая, что он является арендатором испрашиваемого земельного участка, не нарушает.
При этом, суд считает возможным не давать оценке представленный административным истцом акт экспертизы, датированный ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия административным истцом оспариваемых решений. По этим же основаниям суд не дает оценку доводам представителя административных ответчиков об отсутствии сведений в публичной кадастровой карте о расположении объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030002:3951.
Оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании решений незаконными, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.А. Лысенко
Мотивированный текст решения изготовлен 21.07.2020