Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Первомайский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 26.09.2019 |
Дата решения | 24.12.2020 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Долженко Елена Алексеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0ac55318-11bc-3d96-81c4-e1561e1b69d2 |
Дело № 2а-172/20
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.12.2020 г. г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Долженко Е.А.
при секретаре Фоминой Е.О.,
с участием старшего помощника
прокурора Первомайского района
г. Владивостока Андреевой И.Е.,
представителя административных
ответчиков: администрации г. Владивостока,
управления по работе с муниципальными
учреждениями образования администрации
г. Владивостока Суховой Ю.В.
представившей
доверенности
представителя административного
ответчика МБОУ СОШ №29 Витошкиной И.В.,
на основании
распоряжения
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Владивостока к администрации г. Владивостока, управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Владивостока» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г. Владивостока обратился в суд с данным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Владивостока» (далее по тексту - МБОУ «СОШ №29»), администрации г. Владивостока, управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, указывая, что прокуратурой Первомайского района г. Владивостока в рамках осуществления надзорной деятельности во исполнение приказа прокурора Приморского края от 17.11.2015 № 167 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», на основании решения о проведении проверки № 465 от 30.05.2019 на предмет соблюдения МБОУ «СОШ № 29» требований законодательства о противопожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства проведена проверка деятельности МБОУ «СОШ № 29». По результатам проверки в деятельности учреждения выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологической законодательства, в связи с чем, прокуратурой района 21.06.2019 г. директору МБОУ «СОШ № 29» внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления в прокуратуру района направлен ответ о частичном устранении нарушении закона и запросе у учредителя – управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока денежных средств для устранения оставшихся нарушений закона. Вместе с тем до настоящего времени ряд нарушений требований законодательства, которые являлись основанием для внесения представления об устранении нарушений закона 21.06.2019, до настоящего времени не устранен в ввиду отсутствия финансирования. Неисполнение администрацией города Владивостока, управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, а также МБОУ «СОШ № 29» обязанности по содержанию и своевременному ремонту помещений образовательного учреждения, влечет нарушение прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья в период их нахождения в образовательном учреждении, что в свою очередь может повлечь соответствующую ответственность образовательного учреждения, в случае причинения вреда жизни и здоровью учащихся. Просит суд возложить на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МБОУ «СОШ № 29» на следующие цели:
- приобретение и установку в помещении МБОУ «СОШ № 29» пожарных шкафов, соответствующих требованиям ст. 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требований пожарной безопасности»;
- на проведение мероприятий по определению категорий взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по правилам устройства электроустановок для производственных и складских помещений образовательного учреждения;
- на приобретение и установку дверей, соответствующих пределу огнестойкости не менее EI 30, в электрощитовой, лаборантской класса химии, складе для хранения сыпучих продуктов в помещении пищеблока;
- на ремонт системы пожарной автоматики (в соответствии с терминологией ГОСТ 27.002-2015), а именно, размещение пожарных извещателей в помещениях образовательного учреждения в соответствии с требованиями п. 13.3.6.6 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175; размещение речевого оповещателя в коридоре третьего этажа в соответствии с требованиями п.4.4 СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173; замену проводов в системах пожарной автоматики в соответствии с ГОСТ 31565-2012, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009, СП 6.13130.2013, ФЗ-123;
- на демонтаж электрощита, расположенного на путях эвакуации на первом этаже здания образовательного учреждения, и его размещения в помещении образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства о противопожарной безопасности;
- на приобретение и установку в актовом зале образовательного учреждения дверей эвакуационных выходов, предусмотренных проектом;
- на изготовление исполнительной документации на установки и систему противопожарной защиты помещений МБОУ «СОШ № 29» (автоматическую пожарную сигнализацию);
- на проведение проверки на исправность внутреннего пожарного водопровода;
- на приобретение и замену оконных блоков в рекреациях первого и второго этажей, учебных классах математики, информатики, физики, химии, русского языка, истории, медицинском кабинете, туалетных комнатах МБОУ «СОШ № 29» ;
- на ремонт помещений, а именно, стен, потолка, оконных витражей в коридорах, лестничных проходах с первого по третий этаж запасного выхода, расположенного в правом крыле здания МБОУ «СОШ № 29»;
- на ремонт туалетной комнаты на третьем этаже МБОУ «СОШ № 29», а именно, приобретение и монтаж сантехнического оборудования, ремонт стен, пола;
- на приобретение и установку водонагревателей в туалетные комнаты образовательного учреждения, а также в обеденном зале с целью оборудования умывальных раковин горячим водоснабжением;
- на ремонт внутренней отделки стен и пола во всех туалетных комнатах образовательного учреждения, а именно, замену настенной и напольной кафельной плитки;
- на оборудование лаборантской кабинета химии и медицинского кабинета водоснабжением;
- на приобретение и замену неисправных источников общего искусственного освещения в помещениях МБОУ «СОШ № 29»;
- на приобретение и установку в помещении спортивного зала оконных рам, позволяющих проводить проветривание помещения спортивного зала.
Возложить на МБОУ «СОШ № 29» обязанность в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока:
-установить в помещении образовательного учреждения пожарные шкафы, соответствующие требованиям ст. 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требований пожарной безопасности»;
- провести мероприятия по определению категорий взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по правилам устройства электроустановок для производственных и складских помещений образовательного учреждения;
- установить в электрощитовой, лаборантской класса химии, складе для хранения сыпучих продуктов в помещении пищеблока двери, соответствующие пределу огнестойкости не менее EI 30;
- провести ремонт системы пожарной автоматики (в соответствии с терминологией ГОСТ 27.002-2015), а именно, размещение пожарных извещателей в помещениях образовательного учреждения в соответствии с требованиями п. 13.3.6.6 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175; размещение речевого оповещателя в коридоре третьего этажа в соответствии с требованиями п.4.4 СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173; замену проводов в системах пожарной автоматики в соответствии с ГОСТ 31565-2012, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009, СП 6.13130.2013, ФЗ-123;
- демонтировать электрощит, расположенный на путях эвакуации на первом этаже здания образовательного учреждения, разместить соответствующий электрощит в помещении образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства о противопожарной безопасности;
- установить в актовом зале образовательного учреждения двери эвакуационных выходов, предусмотренные проектом;
- изготовить исполнительную документацию на установки и систему противопожарной защиты помещений МБОУ «СОШ № 29» (автоматическую пожарную сигнализацию).
- провести проверку на исправность внутреннего пожарного водопровода;
- заменить оконные блоки в рекреациях первого и второго этажей, учебных классах математики, информатики, физики, химии, русского языка, истории, медицинском кабинете, туалетных комнатах МБОУ «СОШ № 29»;
- провести ремонт помещений, а именно, стен, потолка, оконных витражей в коридорах, лестничных проходах с первого по третий этаж запасного выхода, расположенного в правом крыле здания МБОУ «СОШ № 29»;
- провести ремонт туалетной комнаты на третьем этаже МБОУ «СОШ № 29», а именно, приобрести и осуществить монтаж сантехнического оборудования, провести ремонт стен, пола;
- установить водонагреватели в туалетных комнатах образовательного учреждения, а также в обеденном зале с целью оборудования умывальных раковин горячим водоснабжением;
- провести ремонт внутренней отделки стен и пола во всех туалетных комнатах образовательного учреждения, а именно, замену настенной и напольной кафельной плитки;
- оборудовать лаборантскую кабинета химии и медицинского кабинета водоснабжением;
- заменить неисправные источники общего искусственного освещения в помещениях МБОУ «СОШ № 29» ;
- установить в помещении спортивного зала оконные рамы, позволяющие проводить проветривание помещения спортивного зала.
Определением суда от 05.11.2020 г. в связи с отказом от иска прекращено производство по административному иску в части возложения обязанности на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока обеспечить финансирование расходов МБОУ «СОШ № 29» на: 1) приобретение и установку в помещении МБОУ «СОШ № 29» пожарных шкафов, соответствующих требованиям ст. 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требований пожарной безопасности»; 2) на ремонт системы пожарной автоматики (в соответствии с терминологией ГОСТ 27.002-2015), а именно, размещение пожарных извещателей в помещениях образовательного учреждения в соответствии с требованиями п. 13.3.6.6 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175; размещение речевого оповещателя в коридоре третьего этажа в соответствии с требованиями п.4.4 СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173; замену проводов в системах пожарной автоматики в соответствии с ГОСТ 31565-2012, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009, СП 6.13130.2013, ФЗ-123; 3) на приобретение и установку в актовом зале образовательного учреждения дверей эвакуационных выходов, предусмотренных проектом; 4) на изготовление исполнительной документации на установки и систему противопожарной защиты помещений «СОШ № 29» (автоматическую пожарную сигнализацию); 5) на проведение проверки на исправность внутреннего пожарного водопровода; а также прекращено в части возложения обязанности на МБОУ «СОШ № 29» в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока: 1) установить в помещении образовательного учреждения пожарные шкафы, соответствующие требованиям ст. 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требований пожарной безопасности»; 2) провести ремонт системы пожарной автоматики (в соответствии с терминологией ГОСТ 27.002-2015), а именно, размещение пожарных извещателей в помещениях образовательного учреждения в соответствии с требованиями п. 13.3.6.6 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175; размещение речевого оповещателя в коридоре третьего этажа в соответствии с требованиями п.4.4 СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173; замену проводов в системах пожарной автоматики в соответствии с ГОСТ 31565-2012, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009, СП 6.13130.2013, ФЗ-123; 3) установить в актовом зале образовательного учреждения двери эвакуационных выходов, предусмотренные проектом; 4) изготовить исполнительную документацию на установки и систему противопожарной защиты помещений МБОУ «СОШ № 29» (автоматическую пожарную сигнализацию); 5) провести проверку на исправность внутренний пожарный водопровод.
Определением суда от 24.12.2020 г. в связи с отказом от иска прекращено производство по административному иску в части возложения обязанности на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока обеспечить финансирование расходов МБОУ «СОШ № 29» на: 1) на приобретение и установку дверей, соответствующих пределу огнестойкости не менее EI 30, в электрощитовой, лаборантской класса химии; 2) на приобретение и замену оконных блоков в рекреациях первого и второго этажей, учебных классах математики, информатики, физики, химии, русского языка, истории, медицинском кабинете, туалетных комнатах МБОУ «СОШ № 29»; 3) на оборудование медицинского кабинета водоснабжением. Также прекращено производство по делу в части возложения на МБОУ «СОШ № 29» следующих обязанностей: 1) установить в электрощитовой, лаборантской класса химии двери, соответствующие пределу огнестойкости не менее EI 30; 2) заменить оконные блоки в рекреациях первого и второго этажей, учебных классах математики, информатики, физики, химии, русского языка, истории, медицинском кабинете, туалетных комнатах образовательного учреждения; 3) оборудовать медицинский кабинет водоснабжением.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования в оставшейся части, просил возложить на администрацию г. Владивостока и управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МБОУ «СОШ № 29»:
- на проведение мероприятий по определению категорий взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по правилам устройства электроустановок для производственных и складских помещений образовательного учреждения;
- на приобретение и установку дверей, соответствующих пределу огнестойкости не менее EI 30 на складе для хранения сыпучих продуктов в помещении пищеблока;
- на демонтаж электрощита, расположенного на путях эвакуации на первом этаже здания образовательного учреждения, и его размещения в помещении образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства о противопожарной безопасности;
- на ремонт стен, потолка, оконных витражей в коридорах, лестничных проходах с первого по третий этаж запасного выхода, расположенного в правом крыле здания;
- на ремонт туалетной комнаты на третьем этаже образовательного учреждения, а именно, приобретение и монтаж сантехнического оборудования, ремонт стен, пола;
- на приобретение и установку водонагревателей в туалетные комнаты образовательного учреждения, а также в обеденном зале с целью оборудования умывальных раковин горячим водоснабжением;
- на ремонт внутренней отделки стен и пола во всех туалетных комнатах образовательного учреждения, а именно, замену настенной и напольной кафельной плитки;
- на оборудование лаборантской кабинета химии водоснабжением;
- на приобретение и замену неисправных источников общего искусственного освещения в помещениях МБОУ «СОШ № 29».
- на приобретение и установку в помещении спортивного зала оконных рам, позволяющих проводить проветривание помещения спортивного зала.
Возложить на МБОУ «СОШ № 29» обязанность в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока
- провести мероприятия по определению категорий взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по правилам устройства электроустановок для производственных и складских помещений образовательного учреждения;
- установить на складе для хранения сыпучих продуктов в помещении пищеблока двери, соответствующие пределу огнестойкости не менее EI 30;
- демонтировать электрощит, расположенный на путях эвакуации на первом этаже здания образовательного учреждения, разместить соответствующий электрощит в помещении образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства о противопожарной безопасности;
- провести ремонт стен, потолка, оконных витражей в коридорах, лестничных проходах с первого по третий этаж запасного выхода, расположенного в правом крыле здания МБОУ «СОШ № 29»;
- провести ремонт туалетной комнаты на третьем этаже МБОУ «СОШ № 29», а именно, приобрести и осуществить монтаж сантехнического оборудования, провести ремонт стен, пола;
- установить водонагреватели в туалетных комнатах образовательного учреждения, а также в обеденном зале с целью оборудования умывальных раковин горячим водоснабжением;
- провести ремонт внутренней отделки стен и пола во всех туалетных комнатах образовательного учреждения, а именно, замену настенной и напольной кафельной плитки;
- оборудовать лаборантскую кабинета химии водоснабжением;
- заменить неисправные источники общего искусственного освещения в помещениях МБОУ «СОШ № 29»;
- установить в помещении спортивного зала оконные рамы, позволяющие проводить проветривание помещения спортивного зала. Дал пояснения аналогичные административным исковым требованиям. Указал, что прокуратурой района по инициативе администрации г. Владивостока 17.12.2020 г., с привлечением специалистов администрации г. Владивостока и ОДНиПР по г. Владивостоку УНДиПР Главного управления МЧС России по Приморскому краю, а также заместителя начальника отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, была проведена совместная выездная проверка, которой установлено, что по состоянию на день проверки в учреждении не устранены перечисленные в оставшейся части иска нарушения. Полагал, что допущенные нарушения административных ответчиков носят грубый характер, являются недопустимыми, нарушают права неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья в период их нахождения в образовательном учреждении. Кроме того, нарушения законодательства о пожарной безопасности, в том числе расположение электрощита на путях эвакуации на первом этаже здания образовательного учреждения препятствуют своевременному предупреждению и ликвидации последствий возможного возникновения пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовую гибель людей, а также существенно затруднить эвакуацию при пожаре, что создает реальную угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних детей, посещающих данное учреждение, а также работников МБОУ «СОШ № 29».
Представитель административных ответчиков администрации г. Владивостока и управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в судебном заседании с административным иском не согласился, указал, что расходы на выполнение указанных прокурором мероприятий бюджетом ВГО на 2019 г. и плановый период 2020-2021 г.г. не предусмотрены. Указал, что образовательное учреждение является малокомплектным, что ограничивает его финансирование. Пояснил, что истцом не представлены доказательства, что электрощит, расположенный на выходе из здания учебного помещения мешает путям эвакуации. Кроме того образовательным учреждением ранее не направлялась заявки в Управление на выделение бюджетных средств на проведение мероприятий, указанных в исковом заявлении. Указал, что срок, указанный прокурором, в течение которого необходимо устранить вышеназванные нарушения является коротким. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представители МБОУ «СОШ № 29» в судебном заседании с административным иском согласился, просил удовлетворить. Указал, что самостоятельно, без предоставления соответствующего финансирования, образовательное учреждение не имеет возможности устранить допущенные нарушения.
Выслушав помощника прокурора, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разрешая вопрос о надлежащих ответчиках по делу, суд учитывает, что согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся, в том числе, учреждения.
Согласно ч. 9 ст.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является соответствующее муниципальное образование.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является, в указанном случае, муниципальное образование.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из материалов дела следует, что администрация г. Владивостока является самостоятельным главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа.
Статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено исполнение бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана и на основе единства кассы и подведомственности расходов.
В соответствии с пп.1.2, 1.3 Положения об управлении по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, утвержденного приложением к решению Думы города Владивосток от 29.08.2012 № 903, управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Владивостокского городского округа, предусмотренных на содержание управления и реализацию возложенных на него функций.
Администрация г. Владивостока является учредителем образовательного учреждения, а также лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что все заявленные в административном иске и привлеченные к участию в деле административные ответчики являются надлежащими.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; производить противопожарную пропаганду, а так же обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества в исследуемой сфере приняты Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) и Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - (далее – Закон № 123-ФЗ).
В силу ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 384-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 384-ФЗ.
Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее по тексту – СНиП 21-01-97) определены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению (в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления) на всех этапах создания и эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений, а также пожарно-техническую классификацию.
Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 настоящего Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В судебном заседании установлено, что в результате проведенной проверки устранения ранее выявленных нарушений соблюдения образовательным учреждением требований законодательства о противопожарной безопасности выявлено, что в нарушение п. 20 Правил Противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 г. в МБОУ «СОШ № 29» не определены категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок для производственных и складских помещений образовательного учреждения; в нарушение п. 4.1 Раздела 3 пособия к СНиП 21-01-97 МДС 21-1.98 двери в склад сухих продуктов в помещении пищеблока образовательного учреждения выполнены из горючих материалов; в нарушение п. 36 «а», «б» Правил Противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 г. на путях эвакуации на первом этаже здания образовательного учреждения расположен электрощит.
Кроме того, в ходе проверки проведенной совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в образовательном учреждении выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: - в нарушение п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) внутренняя отделка стен, потолка в коридорах, лестничных проходах с первого по третий этаж запасного выхода находится в крайнее неудовлетворительном состоянии, имеются многочисленные следы механических повреждений в виде трещин, разломов, отслоения штукатурного слоя; -в нарушение п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 одна из туалетных комнат, расположенная на третьем этаже образовательного учреждения, не функционирует, санитарно-техническое оборудование демонтировано, в связи с чем не соблюдаются гигиенические требования по количеству санитарных приборов для мальчиков и девочек; -в нарушение п.п. 4.28, 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 к умывальным раковинам во всех туалетных комнатах не подведено горячее водоснабжение, отсутствуют водонагреватели; -в нарушение п.п. 4.28, 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 внутренняя отделка стен и пола в туалетных комнатах в неудовлетворительном состоянии – кафельная плитка с многочисленными сколами, трещинами, местами отсутствует, что не позволяет проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию в полном объеме;- в нарушение п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 лаборантская кабинета химии не обеспечена водоснабжением; - в нарушение п. 7.2.2, 7.2.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 источники общего искусственного освещения в большей части учебных помещений МБОУ устаревшие, при включении издающие постоянный шум; -в нарушение п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 в спортивном зале отсутствуют условия для проведения проветривания (не позволяет конструкция окон); - в нарушение п. 3.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08) отсутствуют условия соблюдения личной гигиены учащимися – умывальные раковины перед обеденным залом не обеспечены горячим водоснабжением.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что подтверждается материалами дела.
Отсутствие финансирования, на которое ссылается представитель ответчиков администрации г. Владивостока и управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, а также то, что МБОУ «СОШ № 29» постановлением администрации Приморского края 125-па от 27.03.2018 г. включено в перечень малокомплектных учебных образовательных учреждений, не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на выполнение образовательным учреждением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарной безопасности.
Доводы представителя ответчиков администрации г. Владивостока и управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока о том, что не доказана угроза опасности эксплуатации здания образовательного учреждения из-за расположения на путях эвакуации на первом этаже здания электрощита, судом отклоняется, поскольку в судебном заседании установлено, что выявленные нарушения в сфере пожарной безопасности могут повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовую гибель людей, в случае возникновения пожара исключают возможность быстрой и беспрепятственной эвакуации, создают условия распространения огня, представляют возможность причинения вреда в будущем, что создает реальную угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних детей, посещающих данное учреждение, а также работников МБОУ «СОШ № 29».
Период постройки и введения в эксплуатацию здания МБОУ «СОШ № 29» также не освобождает административных ответчиков от соблюдения действующих (введенных после сдачи зданий в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности, поскольку выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Эксплуатация здания - это не только его использование, но также комплекс мероприятий по поддержанию необходимой степени надежности в течение расчетного срока службы объекта в соответствии с требованиями нормативных и проектных документов.
Доказательств обратного, представителями административных ответчиков суду не представлено.
Напротив, из ответа начальника управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока за №2-1-7/7262 от 21.10.2019 г. на имя заместителя начальника правового управления администрации г.Владивостока следует, что в бюджете Владивостокского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов не предусмотрены расходы на выполнение мероприятий указанных в иске в МБОУ «СОШ № 29».
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
При этом государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований прокурора, заявленных в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Материалами дела достоверно подтверждается безусловное наличие общественной опасности в деятельности административных ответчиков, являющейся результатом несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарной безопасности
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает подлежит ли административный иск удовлетворению, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
В связи с чем, с учетом объема работ, требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда администрацией г. Владивостока, управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в течении 9-х месяцев со дня вступления решения в законную силу, МБОУ «СОШ №29» – 6-ти месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Первомайского района г. Владивостока удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока обязанность в течение 9-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 29 г.Владивостока»:
на проведение мероприятий по определению категорий взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по правилам устройства электроустановок для производственных и складских помещений образовательного учреждения;
на приобретение и установку дверей, соответствующих пределу огнестойкости не менее EI 30 на складе для хранения сыпучих продуктов в помещении пищеблока;
на демонтаж электрощита, расположенного на путях эвакуации на первом этаже здания образовательного учреждения, и его размещение в помещении образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства о противопожарной безопасности;
на приобретение и замену оконных блоков в рекреациях первого и второго этажей, учебных классах математики, информатики, физики, химии, русского языка, истории, медицинском кабинете, туалетных комнатах муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Владивостока»;
на ремонт стен, потолка, оконных витражей в коридорах, лестничных проходах с первого по третий этаж запасного выхода, расположенного в правом крыле здания;
на ремонт туалетной комнаты на третьем этаже образовательного учреждения, а именно, приобретение и монтаж сантехнического оборудования, ремонт стен, пола;
на приобретение и установку водонагревателей в туалетные комнаты образовательного учреждения, а также в обеденном зале с целью оборудования умывальных раковин горячим водоснабжением;
на ремонт внутренней отделки стен и пола во всех туалетных комнатах образовательного учреждения, а именно, замену настенной и напольной кафельной плитки;
на оборудование лаборантской кабинета химии водоснабжением;
на приобретение и замену неисправных источников общего искусственного освещения в помещениях муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Владивостока».
на приобретение и установку в помещении спортивного зала оконных рам, позволяющих проводить проветривание помещения спортивного зала.
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29 г.Владивостока» обязанность в течение 6-ти месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока:
провести мероприятия по определению категорий взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по правилам устройства электроустановок для производственных и складских помещений образовательного учреждения;
установить на складе для хранения сыпучих продуктов в помещении пищеблока двери, соответствующие пределу огнестойкости не менее EI 30;
демонтировать электрощит, расположенный на путях эвакуации на первом этаже здания образовательного учреждения, разместить соответствующий электрощит в помещении образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства о противопожарной безопасности;
заменить оконные блоки в рекреациях первого и второго этажей, учебных классах математики, информатики, физики, химии, русского языка, истории, медицинском кабинете, туалетных комнатах муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Владивостока»;
провести ремонт стен, потолка, оконных витражей в коридорах, лестничных проходах с первого по третий этаж запасного выхода, расположенного в правом крыле здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Владивостока»;
провести ремонт туалетной комнаты на третьем этаже муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Владивостока», а именно, приобрести и осуществить монтаж сантехнического оборудования, провести ремонт стен, пола;
установить водонагреватели в туалетных комнатах образовательного учреждения, а также в обеденном зале с целью оборудования умывальных раковин горячим водоснабжением;
провести ремонт внутренней отделки стен и пола во всех туалетных комнатах образовательного учреждения, а именно, замену настенной и напольной кафельной плитки;
оборудовать лаборантскую кабинета химии водоснабжением;
заменить неисправные источники общего искусственного освещения в помещениях муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Владивостока».
установить в помещении спортивного зала оконные рамы, позволяющие проводить проветривание помещения спортивного зала.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированный текст решения изготовлен 15.01.2021