Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Первомайский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 26.09.2019 |
Дата решения | 05.02.2020 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Лысенко Екатерина Алексеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 301e827a-1801-3778-90e0-fb51175b041d |
Дело № 2а-158/20
25RS0005-2019-003479-72
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2020 года г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Лысенко Е.А.
при помощнике Дорошенко М.С.,
с участием старшего помощника прокурора Первомайского района г. Владивостока Андреевой И.Е., представителя административных ответчиков администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока Портянкиной Е.В., представителя административного ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Владивостока к администрации г. Владивостока, управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г. Владивостока обратился в суд с данным административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Первомайского района г. Владивостока в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» (далее – МБОУ СОШ №, учреждение) требований законодательства о противопожарной безопасности. По результатам проверки в деятельности МБОУ СОШ № выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ СОШ № внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления в прокуратуру района направлен ответ о частичном устранении нарушении закона и запросе у учредителя – управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока денежных средств для устранения оставшихся нарушений закона. В ходе повторной проверки установлено, что ряд нарушений требований пожарной безопасности, которые являлись основанием для внесения представления об устранении нарушений закона 25.02.2019, до настоящего времени не устранен. Так, проверкой установлено, что в помещении учреждения система пожарной автоматики находится в неисправном и частично работоспособном состоянии (в соответствии с терминологией ГОСТ 27.002-2015), а именно: в нарушение п. 4.14 СП 6.13130.2013, п. 13.15.15 СП 5.13130.2009 кабели и провода повсеместно проложены вдоль линий электропитания; провода, используемые в системах пожарной автоматики, не соответствуют современным нормам и требованиям (ГОСТ 31565-2012, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009, СП 6.13130.2013, ФЗ-123). В нарушение п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 в кабинетах химии, истории, географии, русского, английского языка, информатики, физики, № 1, 3, 4, 6, 13, классах 1 «Г», 1 «В», столовой, подсобных помещениях актового зала, пожарные извещатели расположены менее 50 см. от электросветильников. В нарушение п. 6.25 СНиП 21-01-97* линолеум, используемый в покрытии пола, в общих коридорах, выполнен из материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2 (умеренно воспламеняемые), РП2, Д3, Т2. Так, в соответствии с предоставленным сертификатом линолеум выполнен из материалов В3, РП2, Д3, Т2, где В3 (легко воспламеняемые) не соответствует требуемому. В нарушение п. 4.1 СНиП 21-01-97* двери складских помещений пищеблока не соответствуют пределу огнестойкости данных помещений, предел огнестойкости должен быть не менее EI 30. Неисполнение административными ответчиками обязанности по содержанию и своевременному ремонту помещений образовательного учреждения, влечет нарушение прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья в период их нахождения в образовательном учреждении, что, в свою очередь, может повлечь соответствующую ответственность образовательного учреждения, в случае причинения вреда жизни и здоровью учащихся. Просит суд возложить на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по обеспечению финансирования расходов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» на следующие цели: - на ремонт системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015, а именно: прокладку электропроводов и кабелей в помещениях образовательного учреждения в соответствии с требованиями п. 42 «а» Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №; размещение пожарных извещателей в помещениях образовательного учреждения (кабинетах химии, истории, географии, русского, английского языка, информатики, физики, № 1, 3, 4, 6, 13, классах 1 «Г», 1 «В», столовой, подсобных помещениях актового зала) в соответствии с п. 13.3.6 СП 5.13130.2009. - на приобретение и замену имеющегося линолеума в общих коридорах муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>», на линолеум (иного покрытия пола) соответствующий пределу пожарной опасности не превышающей В2 (умеренно воспламеняемые), РП2, Д3 либо Т2. - на приобретение и установку двери в складском помещении пищеблока муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» соответствующую пределу огнестойкости не менее EI 30. Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» обязанность в течение 4 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока провести следующие мероприятия: - провести ремонт системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015, а именно: прокладку электропроводов и кабелей в помещениях образовательного учреждения в соответствии с требованиями п. 42 «а» Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390; размещение пожарных извещателей в помещениях образовательного учреждения (кабинетах химии, истории, географии, русского, английского языка, информатики, физики, № 1, 3, 4, 6, 13, классах 1 «Г», 1 «В», столовой, подсобных помещениях актового зала) в соответствии с п. 13.3.6 СП 5.13130.2009; - заменить имеющейся линолеум в общих коридорах муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 62 г. Владивостока», на линолеум (иное покрытия пола) соответствующий пределу пожарной опасности не превышающей В2 (умеренно воспламеняемые), РП2, <адрес> либо Т2. - установить дверь в складском помещении пищеблока муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» соответствующую пределу огнестойкости не менее EI 30.
Определением суда от 05.02.2020 в связи с отказом прокурора прекращено производство по делу в части требований к администрации г. Владивостока, управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока о возложении обязанности по обеспечению финансирования расходов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» на следующие цели: - на ремонт системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015, а именно прокладку электропроводов и кабелей в подвальном помещения образовательного учреждения в соответствии с требованиями пп. «а» п. 42 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, размещение пожарных извещателей в помещениях образовательного учреждения (кабинетах химии, истории, географии, русского, английского языка, информатики, физики, № 1, 3, 4, 6, 13, классах 1 «Г», 1 «В», столовой, подсобных помещениях актового зала) в соответствии с п. 13.3.6 СП 5-13130.2009; - на приобретение и установку двери в складском помещении пищеблока муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>», соответствующей пределу огнестойкости не менее EI 30.
Также данным определением прекращено производство по делу в части исковых требований прокурора к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» о возложении обязанности провести ремонт системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015, а именно прокладку электропроводов и кабелей в подвальном помещения образовательного учреждения в соответствии с требованиями пп. «а» п. 42 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, размещение пожарных извещателей в помещениях образовательного учреждения (кабинетах химии, истории, географии, русского, английского языка, информатики, физики, № 1, 3, 4, 6, 13, классах 1 «Г», 1 «В», столовой, подсобных помещениях актового зала) в соответствии с п. 13.3.6 СП 5-13130.2009.
В судебном заседании прокурор поддержал требования по доводам административного иска.
В судебном заседании представитель административных ответчиков администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока возражал против удовлетворения административного иска по доводам письменного отзыва, согласно которому администрация г. Владивостока является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является распорядителем бюджетных средств. Финансированием учреждений дошкольного и школьного образования занимается управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока. Расходы на выполнение мероприятий по замене линолеума в общих коридорах на линолеум (или иное покрытие пола), соответствующий пределу пожарной опасности, не превышающей В2 (умеренно воспламеняемые), РП2, Д3 либо Т2, а также по установке противопожарной двери в складском помещении пищеблока учреждения бюджетом Владивостокского городского округа на 2019, который был сформирован и утвержден муниципальным правовым актом города Владивостока от 14.12.2018 № 68-МПА «О бюджете Владивостокского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», не предусмотрены. Финансирование данных мероприятий в учреждении включено в проект бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного ответчика учреждения с требованиями согласился, просил суд установить срок для устранения нарушений – шесть месяцев.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Разрешая вопрос о надлежащих ответчиках по делу, суд учитывает, что согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся, в том числе, учреждения.
Согласно ч. 9 ст.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является соответствующее муниципальное образование.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является, в указанном случае, муниципальное образование.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из материалов дела следует, что администрация г. Владивостока является самостоятельным главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа.
Статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено исполнение бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана и на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Согласно муниципальному правовому акту от 05.12.2016 № 304-МПА «О бюджете Владивостокского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» денежные средства в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждениям, подотчетным Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, предусматриваются в бюджете Владивостокского городского округа.
Аналогичные положения предусмотрены в бюджете муниципального образования на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов.
В соответствии с пп.1.2, 1.3 Положения об управлении по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, утвержденного приложением к решению Думы города Владивосток от 29.08.2012 № 903, управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Владивостокского городского округа, предусмотренных на содержание управления и реализацию возложенных на него функций.
Администрация г. Владивостока является учредителем образовательного учреждения, а также лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что все заявленные в административном иске и привлеченные к участию в деле административные ответчики являются надлежащими.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; производить противопожарную пропаганду, а так же обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества в исследуемой сфере приняты Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) и Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - (далее – Закон № 123-ФЗ).
В силу ст. 6 Закон № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 384-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 384-ФЗ.
Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее по тексту – СНиП 21-01-97) определены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению (в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления) на всех этапах создания и эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений, а также пожарно-техническую классификацию.
При этом, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности.
В то же время ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч. 2 ст. 4 данного закона государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В судебном заседании установлено, что в результате проведенной проверки соблюдения учреждением требований законодательства о противопожарной безопасности установлено, что в помещении учреждения по адресу <адрес>, в нарушение п. 6.25 СНиП 21-01-97* линолеум, используемый в покрытии пола, в общих коридорах, выполнен из материалов с более высокой пожарной опасностью чем В2 (умеренно воспламеняемые), РП2, Д3, Т2. Так, в соответствии с предоставленным сертификатом линолеум выполнен из материалов В3, РП2, Д3, Т2, где В3 (легко воспламеняемые) не соответствует требуемому.
В нарушение п. 4.1 СНиП 21-01-97* двери складских помещений пищеблока не соответствуют пределу огнестойкости данных помещений, предел огнестойкости должен быть не менее EI 30.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что подтверждается материалами дела и не оспаривается представителями административных ответчиков.
Допустимых и достоверных доказательств того, что администрацией г. Владивостока либо управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока были выделены учреждению денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий по устранению указанных нарушений, в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
При этом государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований прокурора, заявленных в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда администрацией г. Владивостока, управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную в силу, МБОУ СОШ № - 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Первомайского района г. Владивостока удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную в силу обязанность по обеспечению финансирования расходов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» на приобретение и замену имеющегося линолеума в общих коридорах муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>», на линолеум (иное покрытие пола), соответствующий пределу пожарной опасности, не превышающей В2 (умеренно воспламеняемые), РП2, Д3 либо Т2.
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» обязанность в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока провести следующие мероприятия: заменить имеющийся линолеум в общих коридорах муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>», на линолеум (иное покрытие пола), соответствующий пределу пожарной опасности, не превышающей В2 (умеренно воспламеняемые), РП2, Д3 либо Т2; установить дверь в складском помещении пищеблока муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>», соответствующий пределу огнестойкости не менее EI 30.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.А. Лысенко
Мотивированный текст решения изготовлен 12.02.2020