Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 13.08.2020 |
Дата решения | 02.12.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Борщенко Татьяна Анатольевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 4e25c997-be1c-35e6-affb-a9472314d3d9 |
25RS0004-01-2019-005061-35
Дело № 2а-2698/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2020 года г.Владивосток,
Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,
при секретаре Медведевой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Головковой В. И. к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока о признании незаконным решений и возложении обязанности устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
Головкова В.И. обратилась в суд с иском к УМС г.Владивостока о признании незаконным решений и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что она является ветераном труда. На основании постановления администрации г.Владивостока № <номер> от <дата> она поставлена на учет в качестве лица, имеющего права на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно для ведения садоводства. <дата> Головкова В.И. обратилась в УМС г.Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного в районе дома № <номер> по ул. <адрес>, под ведение садоводства, с приложением необходимого пакета документов. <дата> УМС г.Владивостока приняло решение об отказе в предварительном согласовании, в котором указало, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 161940000 кв.м., предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ. <дата> Головкова В.И. повторно обратилась в УМС г.Владивостока с аналогичным заявлением, в котором указала, в том числе, на то, что испрашиваемый земельный участок не расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, границы которого не определены в установленном законом порядке. <дата> УМС г.Владивостока повторное решение об отказе в предварительном согласовании, в котором указало все ранее перечисленные доводы. С данными решениями Управления (№ <номер> от <дата> и № <номер> от <дата>) Головкова В.И. не согласна, поскольку они нарушают ее законное право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <номер>, в графе «особые отметки» указано, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Наложение границ испрашиваемого участка и земельного участка, находящегося в федеральной собственности, документально не подтверждено. Просит признать решения УМС г.Владивостока по ее заявлениям о предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленные письмами <номер> от <дата> и <номер> от <дата> незаконными, обязать УМС г.Владивостока предварительно согласовать предоставление земельного участка.
Ранее к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, Министерство строительства Приморского края.
Административный истец Головкова В.И., ее представители по доверенности Альченко М.А., Котова И.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представили, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель Министерства строительства Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, из которого следует, что согласно лесоустроительной документации Владивостокского лесничества Минобороны России от 2002 года, актуальной в настоящее время, земельный участок, испрашиваемый Головковой В.И., находится на участке, выведенном из границ лесничества (принадлежит стороннему пользователю). По сведениям публичной кадастровой карты, на указанном участке произведена корректировка границ запретной зоны военного объекта – лесничества, участок исключён из границ запретной зоны. В связи с чем, решения об отказе в предварительном согласовании не соответствуют закону.
Представитель заинтересованного лица МО РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения, согласно которым, испрашиваемый земельный участок площадью 1 500 кв. м., расположенный в районе жилого дома № <номер> по ул.<адрес>, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>. Земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 983 918 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> является собственностью РФ и предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Согласно пункту 108 Приказа Министра обороны № <номер> от <дата>, земельные участки, предоставленные в пользование Министерству обороны Российской Федерации, запрещается занимать для строительства индивидуальных и кооперативных жилых домов, гаражей и других хозяйственных построек, а также под садовые участки. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне с особыми условиям использования территории, запретной зоне военного объекта - Владивостокское лесничество Минобороны России под учетным номером <номер>. Таким образом, спорный земельный участок является изъятым из оборота и не может быть предоставлен в пользование Головковой В.И. Просит суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, административное дело рассмотреть в отсутствие представителя МО РФ.
В силу ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца, ее представителей, представителей заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика УМС г.Владивостока по доверенности Понитаев В.И. возражал против удовлетворения административного иска в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в оспариваемых решениях. Суду пояснил, что земельный участок с кадастровым номером <номер> находится в пользовании Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ, таким образом, УМС г.Владивостока не имеет права распоряжаться испрашиваемым земельным участком. Просит в суд в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Выслушав представителя административного ответчика УМС г.Владивостока по доверенности Понитаева В.И., исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из ч.1 ст.218 КАС РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Согласно ч.3 ст.6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Как указано в п.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из материалов дела следует, что Головкова В.И. является ветераном труда, на основании постановления администрации г.Владивостока <номер> от <дата>, Головкова В.И. как ветеран труда поставлена на учет в качестве лица, имеющего права на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно для ведения садоводства (л.д.12-13).
<дата> Головкова В.И. обратилась в УМС г.Владивостока с заявлением о предварительном согласовании и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного в районе дома <номер> по ул<адрес>, с целью предоставления – для ведения садоводства, с приложением необходимого пакета документов (Т.1, л.д.10).
Согласно ответу УМС г.Владивостока от <дата>, в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в районе дома <номер> по ул<адрес>, было отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 161940000 кв.м., имеющего вид разрешенного использования - земельные участки, отведенные воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от <дата>. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ, осуществляется РФ в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Т.1, л.д.9).
<дата> Головкова В.И. повторно обратилась в УМС г. Владивостока с заявлением о предварительном согласовании и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного в районе дома <номер> по ул. <адрес>, для ведения садоводства, с приложением необходимого пакета документов. Дополнительно указала, что испрашиваемый земельный участок не расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, по сведениям публичной кадастровой карты границы земельного участка с кадастровым номером <номер> не установлены (Т.1, л.д.11).
Как следует из ответа УМС г.Владивостока от <дата>, в предварительном согласовании земельного участка Головковой В.И. было отказано по аналогичным основаниям – поскольку границы испрашиваемого земельного участка совпадают с местоположением ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером <номер>, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от <дата>. Также указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в иной охраняемой зоне (запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ) (Т.1, л.д.7-8).
Как следует из выписки из ЕГРН от <дата>, собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 161940000 кв.м., является Российская Федерация. Право постоянного (бессрочного) пользования на данный участок с <дата> зарегистрировано за ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ.
В выписке указано, что границы земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 161940000 кв.м., не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вместе с тем, в разделе особые отметы имеется информация, согласно которой, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано на объект недвижимости с видом разрешенного использования: земельные участки, отведенные воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил.
Земельный участок площадью 1 500 кв. м., расположенный в районе жилого дома <номер> по ул<адрес>, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 983 918 кв м., расположенный по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации и предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ч.10 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В силу п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п.1 Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему ФГУП и ГУ, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Согласно п.5 ч.5 ст.27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст.93 ЗК РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (ч.7 ст. 93 ЗК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Согласно п.2 указанного Положения, запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
В соответствии с пунктом 12 указанного Положения, на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Как указано в п.108 Приказа Министра обороны СССР № 75 от 22.02.1977 года земельные участки, предоставленные в пользование Министерству обороны Российской Федерации, запрещается занимать для строительства индивидуальных и кооперативных жилых домов, гаражей и других хозяйственных построек, а также под садовые участки.
В силу ч.3 ст.214 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
На основании ч.1 ст.125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Управление муниципальной собственности администрации г.Владивостока не уполномочено распоряжаться испрашиваемым земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в зоне с особыми условиям использования территории, запретной зоне военного объекта - Владивостокское лесничество Минобороны России под учетным номером <номер>, что в частности подтверждено фрагментом карты зон с особыми условиями (Т.1, л.д.44).
Согласно п.5 ч.1, ч.2 ст. 104 ЗК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, спорный земельный участок является изъятым из оборота и не может быть предоставлен в пользование Головковой В.И.
В силу ст.227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, в удовлетворении административного иска Головковой В.И. к УМС г.Владивостока о признании незаконным решений и возложении обязанности устранить допущенные нарушения надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Головковой В. И. к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока о признании незаконным решений и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, -отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированном виде.
Мотивированное решение изготовлено 16.12.2020.
Судья Т.А. Борщенко