Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 06.06.2019 |
Дата решения | 11.07.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Борщенко Татьяна Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | c991e06d-e0e9-3fb1-97e8-dcefe52189cb |
25RS0004-01-2019-002590-76
Дело № 2а-2256/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2019 года г.[СКРЫТО],
Советский районный суд г.[СКРЫТО], в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,
при секретаре Медведевой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.[СКРЫТО] в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по ПК) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.[СКРЫТО] обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Управление Роскомнадзора по ПК о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ, указав, что прокуратурой г.[СКРЫТО], в связи с осуществлением на системной основе надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения, проведен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого установлено, что по адресу: <адрес>/, к которому осуществляется беспрепятственный доступ, размещена информация о возможности приобретения неограниченным кругом лиц диагностических карт без фактического проведения в установленном законом порядке технического осмотра. В нарушение требований действующего законодательства, на сайте в сети «Интернет» по адресу: <адрес>/, размещено предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по продаже диагностических карт технического осмотра транспортных средств без проверки на пункте технического осмотра технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных среда к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации. Сведения, размещенные на интернет-сайте: <адрес>/, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений, формирует отношение к приобретению и использованию поддельных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, использующих поддельные документы, а также создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, в связи с наличием возможности беспрепятственного допуска к дорожному движению транспортных средств с неисправностями, с которыми запрещена их эксплуатация. Согласно информации УМВД России по г.[СКРЫТО] от <дата> № <номер> установить лицо (владельца сайта), разместившее указанную выше информацию в сети «Интернет» по адресу: <адрес>/, не представилось возможным. Просит суд признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта URL с адресом: <адрес>/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель Управления Роскомнадзора по ПК в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указывает, что Управления Роскомнадзора по ПК не может быть административным ответчиком по данному делу, так как не является владельцем сайта. Надлежащим ответчиком по данной категории дела будет являться владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, а при невозможности его установить - хостинг-провайдер. Управления Роскомнадзора по ПК не наделено полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в сети Интернет в целях поиска и выявления противоправной информации. Процессуальный статус Роскомнадзора, как органа уполномоченного на ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в полной мере соответствует определению заинтересованного лица. В части заявленного требования о признании информации запрещенной, считают возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории РФ.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Управления Роскомнадзора по ПК, в силу ч.6 ст.226 КАС РФ.
В судебном заседании помощник прокурора г.[СКРЫТО] Пронишев А.О. на удовлетворении административного иска настаивает в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Суду пояснил, что в настоящее время сайт продолжает функционировать. Просит суд административный иск удовлетворить в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора г.[СКРЫТО] Пронишева А.О., исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч.2 ст.15.1 данного Закона, в реестр включаются адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации (ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №1101 г. в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Из материалов дела следует, что <дата> года прокуратурой г.[СКРЫТО] проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Internet», осуществленного с рабочего компьютера, осуществляется доступ к электронному адресу<адрес>/, что подтверждается актом от <дата> (л.д.7-11).
На сайте размещена информация о возможности приобретения неограниченным кругом лиц диагностических карт без фактического проведения в установленном законом порядке технического осмотра.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указано в ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Размещенная на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу граждан воспользоваться онлайн услугами по проведению технического осмотра автомобилей без фактического их проведения. Также размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по приобретению техосмотров, диагностической карты для ОСАГО.
В соответствии с п.12 ст.1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», технический осмотр транспортных средств - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ и в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за ее пределами.
Согласно статьи 5 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Технический осмотр проводится оператором технического осмотра в соответствии с областью аккредитации, указанной в аттестате аккредитации.
После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
В силу ст.17 Федерального закона от <дата> № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.
Для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в настоящей части представителя владельца транспортного средства); 2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
Проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра.
Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, ответственными за его проведение и принимающими решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 №1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» утверждены Правила проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с которыми техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.327 УК РФ, подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Данное преступление посягает на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
На основании ст.19.23 КРФоАП, подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования диагностической карты, а также прохождения технического осмотра онлайн, то есть без фактического проведения технического осмотра автомобилей.
На основании изложенного, размещенная на интернет-сайте: <адрес>/, информация вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования вышеуказанных документов, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Согласно информации, предоставленной УМВД России по г.[СКРЫТО] в ответе <номер> пр-ра от <дата>, в ходе работы по поручению установлено, что указанный сегмент расположен в Нидерландах <адрес>, что не входит в юрисдикцию правоохранительных органов РФ (л.д.14-16).
Таким образом, в связи с тем, что компания регистратор и хостинг-провайдер находятся на территории иностранных государств, то есть вне юрисдикции РФ, установить конкретных лиц, осуществляющих свободное распространение информации, связанной с возможностью приобретения неограниченным кругом лиц диагностических карт без фактического проведения в установленном законом порядке технического осмотра на странице сайта URL с адресом: <адрес>/, не представляется возможным.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем рассмотрения дела с привлечением Управления Роскомнадзора по ПК, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещений к распространению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г.[СКРЫТО] о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта URL с адресом: <адрес>/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, являются законными и обоснованными, направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку размещенная на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу лиц, в нарушение требований действующего законодательства РФ приобрести и использовать диагностическую карту, а также пройти технический осмотра транспортного средства онлайн, то есть без фактического проведения технического осмотра автомобиля, что вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования вышеуказанных документов, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Руководствуясь ст.ст.175-177,180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора г.[СКРЫТО] в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по ПК) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта URL с адресом: <адрес>/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.[СКРЫТО] в течение месяца, со дня изготовления в мотивированном виде.
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2019.
Судья Т.А. Борщенко