Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 18.01.2019 |
Дата решения | 28.05.2019 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | _Мошкина Ирина Николаевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | c87e5cd7-4375-3d12-a865-a298acb4ff28 |
Дело № 2 - 878/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2019года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Мошкиной И.Н., при секретаре Левицкой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации о возложении обязанности предоставить техническую документацию, необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ и организовать проведение в 2019году кадастровых (межевых) работ в отношении земельного с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Военного прокурора Хабаровского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о возложении обязанности предоставить техническую документацию, необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ и организовать проведение в 2019году кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес> путем заключения государственного контракта с уполномоченным лицом. В обоснование заявленных требований указав, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, <адрес>, находится в собственности Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации (ДТУИО). На указанном участке располагаются казарменно-жилищный фонд, воинские части и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность Минобороны России.
Ранее, земельный участок с кадастровым номером <номер> находился на балансе ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации. Приказом Министра [СКРЫТО] Российской Федерации от <дата> № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации (в данном случае ДТУИО МО РФ), с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Согласно, пунктов 20, 21 Устава ДТУИО МО РФ, основной целью указанного учреждения является осуществление решения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра [СКРЫТО] Российской Федерации. Для достижения указанной цели учреждение осуществляет, в том числе, по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получению кадастровых паспортов и иных документов, формированию документов для принятия решения Министром [СКРЫТО] Российской Федерации и директором Департамента решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» земли, другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» закреплено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно, п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества, в связи с чем ее интересы включают в себя вопросы сохранности федеральной собственности.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу ст.ст. 210, 309 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно, ч. 3 ст. 6, ст.ст. 8, 27, 42, ч. 1 ст. 69, 70 и ч. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Собственники земельных участков обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии законодательством. Землеустройство проводится по инициативе собственников земельных участков, а также уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости. В соответствии с ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 7 и ч. 2 ст. 8 Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ. Ссылаясь на указанные нормы и то, что проведенной проверкой установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером <номер> в нарушение требований действующего законодательства, граница земельного участка не установлена, отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, а также сведения о согласовании границ, что может привести к незаконному захвату третьими лицами части земельного участка, прокурор поддержал свои требования и указал, что указанный земельный участок не имеет границ, межевание не проведено, что влечет нарушение прав собственника, земли передаются Администрацией города в пользование 3-м лицам. В связи с чем, просил суд о возложении обязанности на Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации предоставить в Департамент имущественных отношений Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации техническую документацию на земельный участок с кадастровым номером <номер> необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ и возложении обязанности на Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации после вступления решения в законную силу, на основании документов, предоставленных Департаментом имущественных отношений Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации, организовать проведение в 2019году кадастровых (межевых) работ в отношении земельного с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес>, в том числе, путем заключения государственного контракта с уполномоченным лицом.
Представитель ответчика Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела ходатайства не заявлял, дело рассмотрено по существу в его отсутствие.
Представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела ходатайств не заявлял. В письменном отзыве представитель ответчика с исковым заявлением заместителя Военного прокурора Хабаровского гарнизона не согласился, просил прекратить производство по делу, ссылаясь на п. 2 ст. 220 ГПК РФ, согласно которой судья прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке ст. 134 ГПК РФ, ибо земельный участок с кадастровым номеров <номер> принадлежит на праве собственности Российской ФедерацииI в лице Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации. Полагал, что по делу прокурором заявлены требования Российской Федерации о возложении обязанности к Российской Федерации, в связи с чем, исходя из положений ст.45 ГПКРФ у заместителя Военного прокурора Хабаровского гарнизона отсутствует право на предъявление настоящего иска в защиту интересов Российской Федерации. Кроме того, ссылался на положения ст. 69 Земельного кодекса РФ, в силу которых землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Полагал, что собственник в силу ст. 209 ГК РФ вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интереса других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другие лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно, части 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации I недвижимости» от <дата> № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установление, настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в органы регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 69 Закона № 218 права на объекта недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателе. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером <номер> является ранее учтенным, дата присвоения кадастрового номера 20.04.1932г. Частью 10 ст. 22 Закона № 218 предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лег и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Полагал, что проведение кадастровый (межевых) работ на земельный участок с кадастровым номером <номер>, который является ранее учтенным, с целью внесения сведений в едином государственный реестр недвижимости, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (по заявлению) такого лица, что свидетельствует об отсутствии обязательств по совершению определённых действий.
Выслушав представителя прокурора, исследовав предоставленные доказательства и доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора, по следующим основаниям.
В судебном заседании судом установлено и не оспаривается сторонами, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: г. Владивосток, Военный городок № 90, находится в собственности Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование ДТУИО МО РФ.
Согласно, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <номер> является ранее учтенным, дата присвоения кадастрового номера 20.04.1932год Категория земель-земли населенного пункта, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Правообладатель - Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации (ДТУИО) на праве постоянного бессрочного пользования (л.д.50).
В соответствии с правилами, действующими в сфере земельных правоотношений, ранее учтёнными земельными участками считаются такие участки, на которые право собственности или специальных форм пользования (постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения) было оформлено до <дата>. Особенностью таких участков является очень приблизительно установленные границы и пределы. Связано это с тем фактом, что на момент регистрации права собственности или пользования в отношении таких участков проведение процедуры межевания не являлось обязательным, что оказало влияние на отсутствие точных координат поворотных точек границ земельных участков
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком наряду с правом собственности действительно является вещным правом (абз. 3 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ).
В силу ст.6 Земельного кодекса РФ земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
На основании п.2 ч.1, ч.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли [СКРЫТО], безопасности и земли иного специального назначения. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из содержания ч. 4-4.2 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» следует, что кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Формирование земельного участка включает в себя выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, в том числе установление его границ, то есть территориальное землеустройство (часть 1 статьи 68 Земельного кодекса РФ).
Частями 1 и 2 ст. 69 Земельного кодекса РФ определено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ установлено, что землями [СКРЫТО] и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Прокурор, заявляя требования о возложении на ДТУИО МО РФ обязанности провести землеустроительные работы и регистрацию границ указанного земельного участка, не приводит доводов и оснований для проведения землеустройства в обязательном порядке.
Его доводы о том, что земли Министерства Обороны без определения границ могут быть использованы Администрацией г. Владивостока, не соответствуют выше указанным нормам, и не учитываются судом.
Кроме того, частью 10 ст. 22 Федерального Закона № 218 предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лег и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, проведение кадастровый (межевых) работ на земельный участок, который является ранее учтенным, с целью внесения сведений в едином государственный реестр недвижимости осуществляется на основании добровольного волеизъявления (по заявлению) такого лица, что свидетельствует об отсутствии оснований для возложения обязательств на ДТУИО МО РФ по совершению действий по оформлению технической документации и проведению кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес>, в связи с чем, заместителю военного прокурора Хабаровского гарнизона в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требования Заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации о возложении обязанности на Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации предоставить в Департамент имущественных отношений Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации техническую документацию на земельный участок с кадастровым номером <номер> необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ и возложении обязанности на Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации после вступления решения в законную силу, на основании документов, предоставленных Департаментом имущественных отношений Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации, организовать проведение в 2019году кадастровых (межевых) работ в отношении земельного с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес>, в том числе, путем заключения государственного контракта с уполномоченным лицом - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2019г.
Судья И.Н. Мошкина