Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Первореченский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 05.02.2015 |
Дата решения | 02.07.2015 |
Категория дела | Другие споры, связанные с землепользованием |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | a0e8d61a-b068-34b4-9308-08090aa7b98f |
дело № 2-1241/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июля 2015 года Первореченский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи Е.Н. Крючковой,
при секретаре А.О. Семенцове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского края в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, ООО «ПАКГАУЗ» о признании недействительными распоряжения о предоставлении земельного участка, договора аренды, применении последствий недействительности сделки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Приморского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края ( далее Департамент), ООО «ПАКГАУЗ» о признании недействительными распоряжения о предоставлении земельного участка, договора аренды, применении последствий недействительности сделки. В иске указал, что 02.08.2013 Департаментом издано распоряжение № 1653-рз о предварительном согласовании ООО «ПАКГАУЗ» места размещения склада на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.
22.10.2013 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №. Распоряжением Департамента от 29.01.2014 № 142-р принято решение о предоставлении указанного земельного участка ООО «ПАКГАУЗ» в аренду сроком на 5 лет. 18.04.2014 между Департаментом и ООО «ПАКГАУЗ» заключен договор аренды спорного земельного участка, который зарегистрирован в ЕГРП 29.05.2014.
По сведениям письма начальника 247 лесничества Минобороны РФ – филиала ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны РФ от 22.10.2014 № 480 и копии лесоустроительных материалов вышеуказанный земельный участок входит в границы № 247 лесничества Минобороны РФ, в квартал № 36, выдел № 51, относится к категории защитных лесов.
Согласно распоряжению Совета Министров СССР от 12.03.1955 № 1885-рс, сводному акту о передаче лесов все леса военного лесничества № 247 отнесены к лесам для нужд обороны.
Впоследствии в соответствии с Порядком закреплении лесов, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденным Постановлением Правительства от 02.02.1998 № 135 военному лесничеству № 247 по акту от 26.01.1999 переданы леса общей площадью 16 194 га, расположенные на территории г. Владивостока из числа лесов, закрепленных вышеуказанным распоряжением Совета Министров СССР.
В силу п. 1 ст. 17 ЗК РФ, п. 10 ст. 1 ФЗ «Об бороне», ст. 7 ЛК РФ земли предоставленные для нужд вооруженных сил РФ находятся в федеральной собственности, принадлежность их РФ не нуждается подтверждении при разграничении государственной собственности на землю, поскольку их статус определен законом.
Земли, на которых находится спорный земельный участок, в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока 15.09.2008 № 119 относится к землям населенных пунктов. Однако включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников этих земельных участков, соответственно не влечет прекращение права РФ на указанные земельные участки.
Департамент не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности. В нарушение п. 10 ст. 1 ФЗ «Об обороне» и ст. 209 ГК РФ Департамент распорядился земельным участком, нарушив тем самым права его собственника.
На основании изложенного и ст. 45 ГПК РФ прокурор просит суд признать недействительными: распоряжение Департамента от 02.08.2013 № 1653-рз, распоряжение Департамента от 29.01.2014 № 142-р, договор аренды, заключенный между Департаментом и ООО «ПАКГАУЗ» 18.04.2014 № 04-Ю-18826, истребовать из владения ООО «ПАКГАУЗ» спорный земельный участок.
В судебном заседании прокурор Москальчук В.С. настаивал на удовлетворении иска.
Представитель третьего лица на стороне истца – ФГКУ «1976 ОМИС» Минобороны РФ Савицкая А.Г. поддержала исковые требования. Пояснила, что спорный земельный участок находится на землях Минобороны РФ, т.к. на этих землях находятся леса Минобороны РФ.
Представитель третьего лица на стороне истца – Владивостокского лесничества – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны РФ Ильина В.Ю. поддержала иск. Пояснила, что по сведениям лесоустроительных материалов спорный земельный участок находится на территории земель Владивостокского лесничества. Срок действия данных лесоустроительных материалов установлен до 2017 года.
Представитель Департамента Крахмалова Е.С. с иском не согласилась. Пояснила, что право собственности на лесные участки должно быть зарегистрировано, однако этого не было произведено. Истец утверждает, что спорный земельный участок входит в границы земельного участка 247 лесничества Минобороны РФ, однако данный факт не подтверждается представленными истцом доказательствами. Срок действия представленных истцом лесоустроительных материалов истек. Все земли г. Владивостока разграничены. Спорный земельный участок отнесен к землям поселений, оснований отказывать в его предоставлении не имелось.
Представитель ООО «ПАКГАУЗ» Кузнецов А.Н. с иском не согласился. Пояснил, что истец не доказал факт того, что земли, на которых расположен спорный земельный участок находятся в федеральной собственности.
Представитель третьего лица на стороне ответчика УГА администрации г. Владивостока Фрейдун В.А. пояснила, что спорный земельный участок находится в границах Владивостокского городского округа, на нем разрешено размещение складских объектов. Информация о том, что на участке находятся леса Минобороны РФ в Управлении отсутствует.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Приморскому краю, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В соответствии с ч. 3 т. 167 ГПК РФ суд определили рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав участников судебного заседания, оценив все представленные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что 02.08.2013 Департаментом издано распоряжение № 1653-рз о предварительном согласовании ООО «ПАКГАУЗ» места размещения склада на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.
Распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 04.06.2013 № 1011 ООО «ПАКГАУЗ» выдан акт о выборе указанного земельного участка для строительства.
22.10.2013 указанный земельный участок площадью 4890 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №. По сведениям кадастрового паспорта указанный земельный участок находится на землях поселений.
Распоряжением Департамента от 29.01.2014 № 142-р принято решение о предоставлении указанного земельного участка ООО «ПАКГАУЗ» в аренду сроком на 5 лет.
18.04.2014 между Департаментом и ООО «ПАКГАУЗ» заключен договор аренды спорного земельного участка № 04-Ю-18826, который зарегистрирован в ЕГРП 29.05.2014.
Обратившись в суд с иском прокурор указал, что спорный земельный участок входит в границы земель 247-го военного лесничества. В обоснование данного довода истец ссылается на Постановление правительства РФ от 02.02.1998 № 135 о закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, акт от 22.12.1998 на передачу (приемку) лесов, расположенных на землях обороны, сводный акт от 26.01.1999 о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Приморском крае, лесоустроительный планшет № 16, план лесонасаждений 247-го лесничества, акт прокурорской проверки от 30.04.2015.
Суд полагает, что данными доказательствами доводы прокурора, указанные в исковом заявлении, не подтверждаются.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 1 ст.2 и п. 3 ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В ст. 93 ЛК РФ указано, что право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Земельный участок 247-го лесничества, о котором указано в иске, не поставлен на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано в ЕГРП.
Довод прокурора о том, что право собственности Минобороны РФ на указанный земельный участок возникло в силу закона, несостоятелен.
В силу ч. 3 ст. 4.1 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В отношении земельных участков, предоставленных для нужд обороны, не предусмотрено исключительного порядка осуществления государственного кадастрового учета.
В документах, на которые ссылается прокурор, отсутствуют данные о границах и размерах земельного участка, предоставленного Минобороны РФ.
Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 135. Данным постановлением предписано Федеральной службе лесного хозяйства России и Минобороны РФ с участием Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству осуществить в 1998 году закрепление лесов, расположенных на землях обороны, по состоянию на 01.01.1998.
Со ссылкой на указанное постановление 22.12.1998 ГУ Владивостокский лесхоз Приморского управления лесами и Военным лесничеством 247 ТОФ при 1976 ОМИС ТОФ подписан акт о передаче лесов, расположенных на землях обороны общей площадью 16 194 га.
Данный акт не свидетельствует о том, что леса были закреплены в соответствии с Порядком, утвержденным вышеуказанным Постановлением Правительства от 02.02.1998.
Сведения, указанные в акте от 22.12.1998 отражены в сводном акте от 26.01.1999, согласно которому Владивостокский лесхоз передал 247-у военному лесничеству леса площадью 16 194 га на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 № 1885. Однако данным распоряжением на Министерство сельского хозяйства СССР была возложена обязанность по закреплению лесов. Доказательства того, что леса были закреплены в соответствии с указанным Распоряжением, не представлены.
В материалы дела представлен совместный приказ Министерства природных ресурсов РФ от 15.12.2000 № 555 и Минобороны РФ № 592, которым утвержден акт о передаче лесов, расположенных на землях Минобороны РФ, из них в приморском крае 248 484 га. Однако указанный акт в материалах дела не представлен.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что какие либо земельные участки закреплялись за Минобороны РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В силу п. 92 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 № 516 каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В п. 150 Инструкции указано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Из вышеуказанных положений ЛК РФ и Лесоустроительной инструкции следует, что лесоустроительные материалы действуют в течение 10 лет.
По сведениям планшета № 16, предоставленного в материалы дела, лесоустройство производилось в 2002 году. Следовательно, данный планшет утратил силу.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
15.09.2010 Думой г. Владивостока принято решение № 119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа». Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа утверждены решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па утверждена схема территориального планирования Приморского края, которой утверждены границы Владивостокского городского округа, земель лесного фонда, земель обороны и безопасности.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, спорный земельный участок находится на землях поселений в зоне застройки производственно-коммунальных объектов.
Сведения о нахождении спорного земельного участка на землях поселений содержатся в Государственном кадастре недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом спорного земельного участка. Данные сведения вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании пп. 13 п. 2 ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сведений о том, что на участке земли, где расположен спорный земельный участок, имеются земли Минобороны РФ, в Государственном кадастре недвижимости не имеется.
Представленным истцом актом прокурорской проверки использования спорного земельного участка от 30.04.2015 не подтверждается факт нахождения спорного земельного участка на землях Минобороны РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт нахождения спорного земельного участка на землях 247-го военного лесничества Минобороны РФ. Соответственно отсутствуют основания для признания указанных истцом распоряжений Департамента и договора аренды, заключенного с ООО «ПАКГАУЗ», недействительными и истребовании земельного участка из владения ООО «ПАКГАУЗ». Иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 13, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Прокурору Приморского края в защиту прав и законных интересов Российской Федерации в удовлетворение иска к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «ПАКГАУЗ» о признании недействительными распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 02.08.2013 №1653-рз «О предварительном согласовании ООО «ПАКГАУЗ» земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, <адрес>», распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 29.01.2014 № 142-рз «О предоставлении ООО «ПАКГАУЗ» земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, <адрес> », договора от 18.04.2014 № 04-Ю-18826 аренды земельного участка с кадастровым номером № находящего по адресу: <адрес> (установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир дом, участок находится примерно в 82м от ориентира по направлению на северо-восток), заключенного между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «ПАКГАУЗ» и истребовании у ООО «ПАКГАУЗ» в пользу Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером №, находящего по адресу: <адрес> (установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир дом, участок находится примерно в 82м от ориентира по направлению на северо-восток), отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд г.Владивостока.
Председательствующий: