Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Первореченский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 16.07.2012 |
Дата решения | 09.08.2012 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 15.27 ч.1 |
Судья | Розанова Марина Анатольевна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 0fda7261-a4a0-3594-9348-439bce520d95 |
Дело № 12-330/12
Р Е Ш Е Н И Е
09 августа 2012 г. судья Первореченского районного суда г. Владивостока Розанова М.А., рассмотрев жалобу директора ЗАО «Кооператор Приморья» Пашкевич А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г<адрес>, проживающего по адресу: г<адрес> на постановление МРУ Росфинмониторинга по ДФО от 10.05.2012 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КРФоАП,
у с т а н о в и л:
Постановлением руководителя МРУ Росфинмониторинга по ДФО от 10.05.2012 директор ЗАО «Кооператор Приморья» Пашкевич А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КРФоАП, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб. за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредоставления сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом.
На указанное постановление директором ЗАО «Кооператор Приморья» Пашкевич А.А. подана жалоба, в которой он ссылается на существенное нарушение норм процессуального и материального права при принятии указанного постановления, полагая, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ не в день выездной проверки 13.04.2012, а 26.04.2012. Кроме того, полагал, что истек срок давности привлечения к административной ответственности, т.к. с 20.05.2009 прошло более двух лет. Просил отменить постановление и производство по делу прекратить за малозначительностью.
В судебном заседании представитель Пашкевича А.А. Гриценко Е.С. настаивал на отмене постановления. Кроме того, указал, что решением Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2012 отменено аналогичное постановление в отношении ЗАО «Кооператор Приморья», т.к. оно было принято на основании протокола от 13.04.2012, который составлен с существенными процессуальными нарушениями - в отсутствие уполномоченного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица при отсутствии доказательств надлежащего извещения законного представителя. Поскольку постановление в отношении Пашкевича А.А. принято на основании этого же протокола, просил постановление отменить и производство по делу прекратить.
Представители МРУ Росфинмониторинг по ДФО Бердихина С.А. и Чевелев В.Е. с доводами жалобы не согласились и пояснили, что Пашкевич А.А. привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в редакции ФЗ № 308 от 08.11.2011 за непринятие действий, направленных на созлание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в организации и соблюдение требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данное правонарушение не относится к малозначительным, т.к. государство уделяет этому большое внимание, вплоть до установления уголовной ответственности за преступления в этой области. Полагали, что отмена постановления Арбитражным судом Приморского края в отношении ЗАО «Кооператор Приморья» не свидетельствует о незаконности постановления в отношении Пашкевича А.А., который злоупотреблял процессуальными правами, уклонялся от явки и получения процессуальных документов, выехав в КНР. Просили постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей, изучив доводы жалобы, проверив материалы административного производства, суд не находит оснований для отмены постановления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ДФО от 10.05.2012 о привлечении Пашкевич А.А. к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КРФоАП неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, МРУ на основании приказа от 03.04.2012 N 64 в период с 09.04.2012 по 13.04.2012 проведена выездная проверка деятельности ЗАО «Кооператор Приморья» по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за период с 01.01.2010 по 31.03.2012.
В ходе проверки установлено, что общество на момент проверки на учете в управлении не состоит, правила внутреннего контроля и программы его осуществления не разработаны, должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля по подготовке и обучению сотрудников организации, отсутствует, что является нарушением ст. ст. 7, 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). Указанные нарушения зафиксированы в акте от 13.04.2012 N 16-04-08/467/612.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ управлением составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление N № о привлечении директора к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно п. 4.2 Устава ЗАО «Кооператор Приморья» осуществляет виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ. ЗАО «Кооператор Приморья» внесено в ЕРГЮЛ 20.04.2009, о чем выдано свидетельство о внесении записи серии №. С 20.04.2009 организация осуществляет деятельность по предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма" (далее Закон N 115-ФЗ) в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции денежными средствами или иным имуществом, относятся также организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Таким образом, в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ на организацию распространяются требования вышеуказанного Закона.
С 18.08.2008 директором ЗАО «Кооператор Приморья» назначен Пашкевич А.А.
В силу п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28 (далее - Положение) постановке на учет подлежат, в частности, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (подп. д п. 2 Положения). Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (п. 3 Положения). Для постановки на учет организация в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляет заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, а также карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (п. 4 Положения). Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов (п. 7 Положения).
Поскольку общество зарегистрировано в качестве юридического лица 20.04.2009, оно должно было представить карту постановки на учет в управление, утвердить правила внутреннего контроля не позднее 20.05.2009.
При этом обязанность по назначению должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, неразрывно связана с обязанностью по утверждению правил внутреннего контроля, поскольку в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 "Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" при подаче в управление карты постановки на учет указываются сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля.
Таким образом, обязанность по назначению данных лиц Общество должно было исполнить не позднее 20.05.2009.
Однако в проверяемом периоде внутренний контроль, подготовка и обучение сотрудников организации не осуществлялись, что привело к непрохождению однократного обучения в форме целевого инструктажа директора и юриста организации, что свидетельствует об отсутствии системы внутреннего контроля и не позволяет исполнить обязанности по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, как того требует Федеральный закон № 115-ФЗ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ЗАО «Кооператор Приморья» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее не предоставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, на основании которой руководитель правомерно привлечен к административной ответственности.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям при совершении данного правонарушения заключается в пренебрежительном отношении виновного лиц к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации доходов.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 15.27 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является минимальным.
Довод заявителя о нарушении срока составления протокола по делу, что является основанием для отмены оспариваемого постановления, не может быть принят во внимание, поскольку Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления N 5 от 24.03.2005 разъяснил, что нарушение установленного ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением процессуальных норм, так как этот срок не является пресекательным.
Кроме того, процесс организации и осуществления контроля является длящимся, как и правонарушение в этой области.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП,
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ДФО от 10.05.2012 о привлечении директора ЗАО «Кооператор Приморья» Пашкевич А.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КРФоАП оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока.
Судья