Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Фрунзенский районный суд г. Владивостока (Приморский край) |
Дата поступления | 27.04.2018 |
Дата решения | 12.07.2018 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Буланова Нина Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1718dc26-2819-3c2c-9e5c-e9920ae450f9 |
Дело № 2а-4613/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2018 года город Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кучер Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Нины [СКРЫТО] к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений <адрес> о признании незаконным решение от дата № об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м, местоположение: <адрес>, для ведения дачного хозяйства, и возложение обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и реализации законных интересов истца путем принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что на основании справки серия № № ФИО2 является инвалидом третьей группы. На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, подпункта 14 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, статьи 10 Закона Приморского края от дата «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» (далее - Закон от 3 №90-КЗ) [СКРЫТО] Н.Н. было направлено обращение в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка приблизительной площадью 2500 кв.м, адрес участка: <адрес>, в районе <адрес>, для ведения дачного хозяйства. дата Департаментом издано распоряжение№-вр «О предварительном согласовании предоставления [СКРЫТО] Н.Н. испрашиваемого земельного участка. дата Департаментом издано распоряжение №-вр «О внесении изменений в распоряжение департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от дата №-вр». На основании утвержденного распоряжения департамента за счет ФИО2 участок поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый №. Во исполнение распоряжения департамента №-вр от дата [СКРЫТО] Н.Н. в Департамент подано обращение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка кадастровый №, для ведения дачного хозяйства. Письмом от дата № [СКРЫТО] Н.Н. отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании того, что [СКРЫТО] Н.Н. на праве собственности принадлежат земельные участки площадью 360 кв.м., 660 кв.м., 300 кв.м. по адресу: <адрес>, в районе <адрес> кадастровыми номерами №, основание регистрации права - решение Советского районного суда от дата № №, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от дата. [СКРЫТО] Н.Н. считает, что письмо от дата № является незаконным, поскольку Департаментом не учтено, что расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес> земельный участок был предоставлен до введения в действие Закона от дата №-КЗ, а также не в рамках реализации права, предоставленного в настоящее время инвалидам. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата № на земельный участок с кадастровым номером № из указанного земельного участка образованы (путем раздела) земельные участки с кадастровыми номерами 25№. Аналогичная информация усматривается из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата №, от дата № на земельные участки с кадастровыми номерами № соответственно. Таким образом, до введения в действие Закона от дата №-КЗ, [СКРЫТО] Н.Н. предоставлялся один земельный участок, а не три, как указано в оспариваемом решении департамента. Оспариваемым решениями органа государственной власти нарушено право ФИО2 на получение земельного участка, предусмотренное статьей 10 Закона от дата №-КЗ, подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
Административный истец [СКРЫТО] Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель административного истца [СКРЫТО] Н.Н. по доверенности Селифанов С.В. требования административного искового заявления подержал в полном объеме.
Административный ответчик – представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, представив возражения на административное исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Согласно п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» регулируются земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.
Статьей 10 названного закона предусмотрены случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (по выбору гражданина), отдельным категориям граждан, в том числе, инвалидам.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п. 1 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2 части первой); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3 части первой); обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 4 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (пункт 6 части первой).
Положения настоящей статьи не применяются в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса (пункт 1 части седьмой).
В соответствии с пунктом 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно материалам дела, [СКРЫТО] Н.Н. является инвалидом третьей группы, что подтверждается справкой серии № №.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, подпункта 14 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» (далее - Закон от 3 №90-КЗ) [СКРЫТО] Н.Н. обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка приблизительной площадью 2500 кв.м, адрес участка: <адрес>, для ведения дачного хозяйства.
дата Департаментом издано распоряжение №-вр «О предварительном согласовании предоставления [СКРЫТО] Н.Н. земельного участка, местоположение участка: <адрес>, в районе <адрес>.
На основании утвержденного распоряжения [СКРЫТО] Н.Н. земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый №.
Во исполнение распоряжения департамента от дата №-вр (в редакции от дата) дата [СКРЫТО] Н.Н. в Департамент подано обращение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, адрес участка: <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, площадью 2500кв.м, для ведения дачного хозяйства.
Письмом Департамента земельных и имущественных отношений от дата № ФИО2 отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании того, что ФИО2 на праве собственности принадлежат земельные участки площадью 360 кв.м., 660 кв.м., 300 кв.м. по адресу: <адрес>, в районе <адрес> кадастровыми номерами №. Основание регистрации права - решение Советского районного суда от дата № №, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от дата. Таким образом, право на однократное бесплатное предоставление земельного участка реализовано.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства и о нарушении указанным решением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Н.Н. является инвалидом третьей группы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 №.
Действительно [СКРЫТО] Н.Н. на праве собственности принадлежат земельные участки площадью 360 кв.м., 660 кв.м., 300 кв.м. по адресу: <адрес>, в районе <адрес> кадастровыми номерами №.
Основание регистрации права - решение Советского районного суда от дата № №, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от дата., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от дата, от дата (№, №, №).
Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата № на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050071:1172 из указанного земельного участка образованы (путем раздела) земельные участки с кадастровыми номерами №. Аналогичная информация усматривается из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата №, от дата № на земельные участки с кадастровыми номерами №, соответственно.
Таким образом, до введения в действие Закона от дата №-КЗ, [СКРЫТО] Н.Н. предоставлялся один земельный участок, а не три, как указано в оспариваемом решении Департамента.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что право на бесплатное предоставление земельного участка было реализовано [СКРЫТО] Н.Н. под строительство индивидуального жилого дома, в то время как в обращении от дата. [СКРЫТО] Н.Н. заявлена иная цель предоставления земельного участка – для ведения дачного хозяйства.
Между тем, в оспариваемом решении департаментом не приведены мотивы, по которым департаментом не принят во внимание факт приобретения [СКРЫТО] Н.Н. земельного участка ранее в иных целях – под строительство индивидуального жилого дома и по иным основаниям - до введения в действие части 1 (1) статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 90-КЗ, а также не в рамках реализации права, предоставленного в настоящее время инвалидам.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца на однократное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства в рамках предусмотренных гарантий для инвалидов, установленных ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003г. № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».
По смыслу положений ст. 3, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства является, в том числе восстановление прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.
Если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, то на административного ответчика возлагается обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В таком случае в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) указывается на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (п. ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, нарушенные права [СКРЫТО] Н.Н. подлежат восстановлению путем возложения обязанности на Департамент земельных и имущественных отношений повторно рассмотреть по существу заявление [СКРЫТО] Н.Н. от дата. в установленном порядке и в установленный законом срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] Нины [СКРЫТО] к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от дата. № об отказе [СКРЫТО] Нине [СКРЫТО] в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения дачного хозяйства.
Возложить обязанность на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Нины [СКРЫТО] от дата. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, для ведения дачного хозяйства, в установленном порядке и в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 16.07.2018г.
Судья Н.А.Буланова